«Великое пламя»

Урок Моти Карпеля[1] по книге рава Кука «Орот аКодеш». Сефардская синагога в Бат Аине, 7 июня 2020.

Жирным шрифтом текст из «Орот аКодеш». Обычным – комментарии рава Карпеля. Неотредактированная запись слушателей. Возможны неточности и непонимания редактора.

 

Великое пламя жажды знания,

Есть заповедь изучения Торы, но есть «жажда знания», раскрыть внутри разума Б-жественный свет, насколько это возможно. Понятно, что это еще не все. Есть что-то, что приводит его в движение. Есть что-то внутри человека, что заставляет его поднимать глаза к Небесам. Это -= «великое пламя». И это то, что говорит здесь рав: «Великое пламя жажды знания».

Есть также не-религиозные люди, для которых знание это не аспект служения Вс-вышнему», но у которых есть жажда знания. Они учатся, как правило, это автодидакты, они «жаждут знания», они стремятся к знанию, изучают разного рода вещи, во всех возможных аспектах.  Их стремление к знанию есть отражение того Б-жественного пламени, о котором говорит рав. Ибо внутреннее знание – это знание Б-га. Человек хочет слиться с Б-жественным светом, и это проявляется в «жажде знания». Это «великое пламя», которое мотивирует человека к знанию.

жажды справедливости[2],

Что значит «жажда справедливости»? Йошер – справедливость – это мидот, эмоции, дух. И есть «жажда справедливости», т.е., человек стремиться стать «прямым».

Вопрос: имеется в виду, что он жаждет исправления мира?

Ответ: Он желает, чтобы мир исправился (стал «прямым»). Жажда стать прямым, жажда гармонии. Жажда говорить прямо, думать прямо.. Это так же, как «жажда знания» –  внутренняя мотивация, мотивация души.

сотрясает силы жизни чистых духом,

Не дает им покоя.

принуждая их к беспрерывному великому труду,

Человек постоянно испытывает постоянное внутреннее напряжение, захватывающее его целиком, какое-то внутреннее давление достичь еще большей святости во всех этих вещах.

занимающему все их силы. Не знают они спокойствия и покоя,

Многие люди думают, что «эти религиозные – хорошо им, у них нет никаких проблем! Все у них записано в Шулхан Арухе, им не надо думать…»

Но на самом деле, у человека, живущего жизнью веры, нет ни минуты покоя. Это напряжение сотрясает всю его жизнь.

Вопрос: Рав Кук говорит здесь о стремлении исправить себя? «Выпрямить» себя?

Ответ: Йошер – это связано с мидот (эмоции), с руах (дух). Это равновесие между мидот, хесед и гвура, тиферет. Равновесие между мидот, создающее «кав пеула» (букв. «линию действия», направление движения, понимание, как надо действовать, что надо делать). Мидот означает также «лимдод«, измерять. «Измерить» реальность и относиться к ней правильно. Привлечь Б-жественный свет внутрь человека. Это не просто, уравновесить между тем, что ты хочешь любить всех, и тем, что ты должен также отдаляться от грешников или критиковать, отрицать. Все это равновесие, этот баланс – это то, что рав Кук называет здесь йошер, «прямота». И об этой прямоте он говорит «жажда справедливости» (возможно, лучше переводить жажда «прямой», уравновешенной, сбалансированной жизни).

Вопрос: он говорит о «проникновение в реальность».

Ответ: мидот называются йошер.

Вопрос: это то, что ты называешь «кав пеула»?

Ответ: есть шесть мидот. Способность найти между ними гармонию, тикун – это иткалелут (сочетание, баланс) всех их вместе.

Вопрос: и это называется йашар.

Ответ: Это называется йошер. Это мидот. Мидот называются «свет, который светит другому». Мидот — это как ты относишься к другому человеку. Как ты относишься к миру. Как ты относишься к тому, что вне тебя. Мидот это итпаалут, эмоции.

их мысли постоянно направлены к высшей любви и желанию,

их сердце сотрясает постоянная горечь, и полны они уверенности и силы, и великой надежды,

Эта фраза полна противоположностей, противоречий. На самом деле весь этот отрывок называется «Пламя горечи и наслаждения». По-видимому, имеется в виду, что с одной стороны, есть у него великая горечь и великая боль. И с другой стороны – он испытывает великое наслаждение. Как эти две вещи работают вместе? Как они встречаются друг с другом?

Это не такое состояние, когда человек весь «сделан из сахара», видит все в розовом свете. Это «сотрясает силы жизни». Эти противоречия создают динамику внутри души. И с одной стороны, они полны горечи и боли. «Сотрясены». Но и «полны уверенности и силы». И «великой надежды». Все вместе.

План Трампа

Это тесно связано с нашей недельной главой («Шлах». О грехе разведчиков). Сейчас есть большая дискуссия по поводу «Плана Трампа». Я пишу об этом в фейсбуке. Я из тех, кто думает, что нужно идти на это – в общем, даже не обращая внимания на детали.

Речь идет о суверенитете примерно над тридцати процентов Иудеи и Самарии. Пока не сто процентов, только тридцать процентов. Я, например, считаю, что нужно идти на это сто процентов, и есть у меня «уверенность и сила». Но, с другой стороны, есть у меня страх.

Многие люди, и среди них даже очень серьезные люди, находятся в сомнениях по поводу этого плана. Мне позвонил сегодня редактор одного из самых уважаемых субботних листков. Он хотел услышать, почему я выступаю за суверенитет. И было слышно, что он сам сомневается, и не знает… Ты знаешь, что твой человеческий разум – это разум человека. И даже если ты говоришь: «да, я уверен», но ты также дрожишь от страха. «Веселитесь в страхе». Как можно «веселиться» и одновременно быть «в страхе»?

То же самое здесь. Рав Кук описывает истинное переживание и истинную встречу с Б-жественным светом, который соединяет внутри себя противоречия. И поэтому они, с одной стороны, полны горечи и страха. И с другой – полны уверенности и силы. Ты полон веры и силы. Но все это ты «заключаешь в скобки». Ибо ты не знаешь. И вопросы остаются вопросами. И даже если у тебя есть убедительная и ясная позиция, ты знаешь, что…

То же самое здесь. Человек, встречаясь с Б-жественным светом, его сердце наполняется горечью и страхом. Но с другой – он полон веры и силы.

и высшего трепета.

Что значит «высший трепет»? Это не такой страх, который парализует тебя, который приводит тебя в состояние раздражения, и ты «кусаешь ногти», и ты не способен делать ничего, ибо ты не знаешь, как правильно, и что будет завтра. Будет ли завтра Трамп, или победит другой кандидат? Ты знаешь, что ты действуешь в реальном мире, и ты должен молиться, чтобы не ошибиться. Но – ты должен действовать! И даже если ты уверен – это не сто процентов. Это он называет здесь «высший трепет».

Добрый взгляд,

Это важно! И также в связи с этой теме «плана Трампа». Есть люди, которые изначально смотрят на мир «дурным глазом». Я вижу это в связи с планом Трампа. Есть люди, которые смотрят и специально ищут проблемы. Этот план – он все равно кого-то обманывает. Или нас, или арабов и остальной мир. И поэтому ты всегда можешь найти все, что ты хочешь. Это политика! Ты хочешь сказать всему миру, чтобы они разрешили Израилю распространить суверенитет на всю Иудею и Самарию?  — Они не согласятся! Здесь нужно сделать какой то хитрый трюк. Мир тоже понимает, что это трюк. Все понимают, что мы собираемся их «сожрать». Но нужен какой-то «фиговый листик», какое-то прикрытие, почему они это поддерживают. И поэтому там написано, что они получают палестинское государство. Поэтому весь вопрос, кто кого обманывает? Есть те, кто выступает против этого плана, потому что они говорят «нас обманывают».

Это зависит от взгляда. Смотреть на вещи добрым взглядом или дурным взглядом. Если ты хочешь смотреть дурным взглядом, ты видишь «города огражденные высокими, до небес стенами». Ты видишь проблемы. И ты говоришь о проблемах. Большинство людей смотрят на мир таким образом.

Калев идет вместе с ними в Эрец. И Раши говорит, что он вообще не пошел смотреть землю, «измерять стены», как я это называю. Смотреть города и т.д. Вместо этого он пошел молиться на могилах отцов, чтобы не упасть в грехе разведчиков. Пошел в Хеврон. Для него то, что Вс-вышний сказал – этого достаточно.

Это все зависит от доброго взгляда. Смотри, как Вс-вышний делает тебе чудо перед твоими глазами. Сейчас весь мир разрешает нам распространить свой суверенитет на часть Иудеи и Самарии. Несколько лет назад это звучало совершенной фантастикой. И это все – добрый взгляд или дурной взгляд. Дурной взгляд – ты видишь проблемы. И что будет если и т.д. и т.п. А добрый взгляд – это «мы идем на это, будем решать проблемы по мере их поступления». И мы победим их.

Это только пример.

и глубокое проникновение,

Что значит «глубокое проникновение»? «Глубокое проникновение» означает, смотреть вглубь вещей.

ощущение всех изъянов и покрыть всякое преступление.

Это снова две противоположности. Что значит «покрыть всякое преступление»? – Человек, который живет Б-жественностью, и находится в жажде и стремлении к справедливости и знанию и т.д. – ощущает свои изъяны. Но если он видит свои изъяны, это способно парализовать его, ввергнуть его в депрессию, в отчаяние! Но сразу же после этого идет «и покрыть всякое преступление» – он умеет также прощать. Если он способен прощать себе – он умеет прощать также и другим. У него есть рахамим (жалость, милосердие).

Вместе с тем, что у него есть самокритика, и он видит в точности свои недостатки, он не дает им парализовать его.

Теперь смотрите, какое богатство жизненного переживания он здесь описывает. Из этого противоречия – ощущения своих изъянов и способности их покрыть:

И пламя любви и милости поднимается в величии своих волн, и огонь ее – святой огонь, пылающий в великой дерзости.

Человек находится в великом воодушевлении в служении Вс-вышнему.

Но что мы делаем с этим? Хорошо, если мы удостаиваемся один или два раза в жизни, чтобы понять, о чем он говорит здесь вообще. Но речь идет о праведниках, для которых это ежедневное жизненное переживание. Что он делает с этим огнем, с этой любовью?

Он говорит так:

Водами Торы, мудрости и знания,

Другими словами: каким образом он способен погасить этот пылающий внутри них огонь? Как погасить этот огонь? Человек не способен функционировать, так велика его жажда к Вс-вышнему! – Можно погасить это водами Торы. Берут этот огонь, и вкладывают его в Тору. Учат с этим пламенем Тору.

Вопрос: «великие воды не погасят эту любовь»

Ответ: здесь наоборот, воды Торы несколько гасят эту жажду. Когда тебе есть, что делать с этим огнем, когда у тебя есть «выход», это как рацо вашов. «Рацо» это пламя, а «шов» – это когда опускают его с помощью вод Торы и мудрости

и водами молитвы, тшувы, и двейкут,

Это тоже «воды» – молитва, тшува

справедливости,

это исправление эмоциональных качеств, духа. » Мы объясняли, что «прямота» – это относится к духу, к эмоциям. Другими словами, когда ты «прямо» действуешь в мире, ты приносишь эту энергию, это пламя, внутрь «прямого» (может быть, лучше перевести «исправленного», в смысле «тикун») действия в мире.

милости и помощи ближнему,

В хасидут объясняется идея «рацо вешов», что когда он находится «наверху», он получает «приказ» вернуться с этим вниз, в этот мир, в эту жизнь, в практическое исполнение Торы и заповедей. «Воды Торы и знания, тшувы и двейкут» это как бы природные воды для этого огня. Если этот огонь находит свое выражение в Торе, в молитве, в двейкут – это подходящее облачение для этой душевной жажды.

«Справедливость, милость и помощь ближнему» – когда человек действует в мире, творит милость и цдаку. В этом действии,

в котором стремление к добру сокрыто в нем во всем своем внутреннем желании,

Во все это он вкладывает свое стремление к добру. Как мы говорим утром, в чтении Шма, «и прилепи сердца наши в сердце нашем». То есть ты не просто «технически» исполняешь заповеди, но ты находишься в прилепленности сердца, с энергиями, о которых говорится здесь

остужают они хотя бы немного, это пламя жажды, бушующее внутри них,

Мы начали с того, что великое пламя ошарашивает их жизнь и дух, и они не знают покоя и т.д. Здесь он говорит, что после того, как это опускается и облачается в мир, тогда

и дух истинный и спокойный начинает раскрываться,

Душа начинает успокаиваться.

Вопрос: если это не используется на этих маршрутах, Торы, и заповедей, и ежедневного действия – это легко превращается в силу разрушения, если он хочет находиться только наверху.

Ответ: «Рацо» это тоже от слова «рацуй» («желаемое»). Если он живет только в  мире «рацуй» (желаемого) — он сжигает мир. И также самого себя. Нужно взять все это воодушевление, которое он описывает здесь – с удивительным писательским мастерством – и превратить его в действие

 и снова превращается в пламя, и силу жизни великую и возвышенную.»

Все это превращается в действующую силу в жизни, мощную и возвышенную. Человек теперь действует, он взял всю эту жажду, и облачил ее в деятельность, это великие энергии…

Вопрос: можно объяснить «леваер» как «зажигающую пламя жизни»?

Ответ: может быть. Хорошо, что мы не все здесь понимаем

 

Рав Авраам Ицхак аКоэн Кук, «Орот аКодеш», стр. 212



[1] Один из ведущих публицистов «вязаных кип». Один из авторов газеты «Макор ришон», выражающей идеологию правого лагеря. Проживает в Бат Аин

[2] В оригинале «йошер». Как правило, «йошер» переводится как справедливость. Но буквальный смысл йошер – «прямота». Рав Карпель объясняет здесь йошер в смысле «прямоты», как «равновесия».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий