20 сентября 2021 Рав Штейнзальц. Молитва

РШ Рамбам говорит, что заповедь молитвы означает – служить Всевышнему в нашем сердце. Он добавляет, что по Торе

РИ Т.е. по законам из Торы.

РШ Нет определённого текста молитвы и нет определённого времени молитвы.

РИ Т.е. всё время подходит для молитвы и любой текст подходит для молитвы.

РШ Что же тогда означает молитва по Торе? По-видимому, это тот момент, когда человек обращается ко Всевышнему. Не слова важны здесь, а само обращение. Однажды, когда международные разговоры были очень дорогими, люди, когда ехали за границу и звонили домой – они просто набирали номер, ждали пару звонков и вешали трубку. И так дома знали, что всё в порядке. Молитва по Торе – это что-то в этом духе. Не обязательно надо что-то говорить, достаточно только позвонить. И поэтому молитва – это обращение. Такой поворот производит все изменения в мире. И даже больше того – он создаёт мир. Иногда мы хотим, чтобы молитва проходила как волна, и вначале молитвы чтобы что-то произошло, что-то подняло нас, и чтобы наше воодушевление сохранилось до конца молитвы. Есть вещи, которые так действуют, но есть также очень часто, что это действует иначе. Флуоресцент – через него не проходит ток. Но ток, который переменный ток…

РИ Не очень понимаю.

РШ Есть вещи в мире, как переменный ток, нестабильны. Молитва – не построена на однократном действии, но на попытке сделать это ещё раз и ещё раз. И потихонечку я прихожу к последовательности и начинаю двигаться. Молитва – это как двигатель. Я запускаю его каждый раз на больший промежуток времени, пока он начинает работать. Связь не устанавливается в один момент и одним взглядом, она строится на «рацо ве шов», на движении вверх и вниз.

РИ Кто понял – хорошо. Я нет.

РШ Как достичь молитвы с пониманием, с ощущением и по-настоящему, как делают служение сердца, которое открывает душу в молитве. По природе вещей, нет никакого готового рецепта, нет никакого механизма, который может обеспечить, что если мы сделали так и так, то у нас будет такая молитва. Вместе с этим есть пути, которые хотя и не обеспечивают решения, но они показывают направление служения. Первый путь, самый простой и самый естественный – это молиться как люди, которые спорят друг с другом. Ты говоришь слово, он говорит слово. Из этого разговора разгорается спор. Нет здесь никакой подготовки, просто берут сидур и начинают воевать. Написано в Зоаре, что молитва – это война. И поэтому открывают сидур и начинают воевать. Они знают изначально, что надо усилие остаться там на какой-то период времени пока что-то не произойдёт, пока какой-то барьер между эго с одной стороны, и сидуром с другой стороны, начнёт размываться. И в какой-то момент в одной из молитв, в одном из слов, вдруг сидур перестанет быть чужой книгой, которую я обязан читать и превратиться в книгу, что моё «я» там записано.

РИ Хорошие слова. Человек не должен рассчитывать, что он только начнёт молиться и сразу раскроется его сердце. Наоборот, он говорит и говорит и говорит, и в какой-то момент что-то раскрывается. И это, как бы, смысл практики молитвы.

РШ В молитве есть измерение хидуш, обновление. Сегодня мы не такие как были вчера, и поэтому вчерашняя молитва – это не то что сегодняшняя молитва, и не должна быть как сегодняшняя молитва. Наоборот, если б можно было бы стараться чтоб каждая молитва была бы новым миром, и также этот новый мир не оставался бы постоянным, то наоборот, поэтому сказано, что тот, кто делает свою молитву постоянной, если его молитва — это не просьба, а что-то установленное, стабильное, то это неправильная молитва. В молитве должно быть всегда движение.

РИ Ну я думаю хватит. Ваши комментарии, ваши предложения. Общая идея что то, чего достигает человек с помощью тшувы и просьбы о прощении в Йом Кипур, в Рош аШана – он достигает этого и ещё большего с помощью радости в Суккот. Это общий принцип, и поэтому сейчас время нашей радости. Как Ребе всегда говорил: «ногами можно достичь большей святости (т.е. танцами, тем, что человек танцует в праздник Суккот), чем тшувой, которую он делал в Рош аШана и Йом Кипур». Это, как бы, общая идея и поэтому сейчас мы должны сменить, как говорится, пластинку – с пластинки тшувы на пластинку радости. И сейчас наша тшува – это наша радость. Это общая идея, я желаю это всем вам, я желаю это себе тоже, найти такую мелодию.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Рав Штейнзальц. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>