26 октября 2021 Рав Штейнзальц. Хватит быть карпом!

РИ Это книга рава Штейнзальца «Хватит быть карпом».

РШ Гемара говорит, что три вещи удлиняют жизнь человека: тот, кто долго сидит за столом; тот, кто долго сидит в туалете; и тот, кто долго молится.

РИ Это удлиняет жизнь человека – сидение за столом, сидение в туалете, и продолжительная молитва.

РШ Кто-то спросил: зачем тогда долго молиться, ведь можно делать долго другие вещи? Ответ — зависит какое долголетие ты получаешь.

РИ Зависит от тех вещей, которых ты удлиняешь время.

РШ Тот, кто долго молится, получает долголетие из молитвы. Тот, кто долго сидит в туалете, получает долголетие тоже, но из туалета. Говорят, что есть долголетие и есть…

РИ Как бы это сказать… есть долгие дни и есть долгие года.

РШ И это не одно и тоже. Когда человек занят, то дни его сокращаются. Поскольку человек занят, он встаёт утром, и видит, что уже полночь. Время пробегает быстро. Но у человека есть ещё много лет впереди. Почему? Потому что день проходит очень интенсивно. Человек каждый раз не сидит и не считает, что он сделал, потому что он занят. Когда он заканчивает год, выясняется, что собралось множество вещей. Человек думает: это был только один год, а кажется, как будто несколько лет. Поскольку он очень много сделал за это время. Наоборот, есть люди, у которых длинные дни. День идёт, и тянется, и тянется, потому что делать нечего. И в конце, когда ты пытаешься подвести итог, что ты сделал в сумме этих долгих дней, объясняется, что почти ничего. И это называется, что дни долгие, а годы короткие. Может быть вы знаете, есть человек, который отдыхает 5-6 часов, потом он встаёт и чувствует: нужно ещё немножко отдохнуть. Отдыхали, и надо ещё отдохнуть. Смотрите, человек будет давать отчёт за свои грехи. Но это, как говорится, мелочи жизни. Человек будет давать отчёт за то, что он не сделал достаточно мицвот, но это тоже мелочи жизни. Но человек даст ответ за вопрос: что он сделал со своей жизнью? И это уже нечто большое. Тебе дали жизнь 70 лет. Из этих 70-ти лет 50 ты пустил насмарку. Большую часть времени ты был мёртвым. И всё что осталось – это остатки жизни.

РИ По-русски говорят: придурок жизни, окурок счастья.

РШ Это то, что осталось от твоей жизни. Есть маленькие лентяи и большие лентяи. Один раз рассказывали про какого-то цадика, что он постоянно бежал. Он говорил, что поскольку написано: «к заповеди надо бежать, а от греха надо бежать тоже», то эти две вещи нужно делать быстро. Или я бегу за чем-то или я убегаю от чего-то – это невозможно делать медленно. Поэтому он всё время бежал. Гиперактивным детям прописывают разного рода лекарства. А может быть у них жизнь – она больше жизнь. Если человек просто так идёт, не убегает от грехов, и не хватает мицвот, то это, как бы, не то, что требуется. Есть несколько качеств, которые близки одно к другому, перетекают одно к другому. Есть тяжесть, лень, уныние, меланхолия – это не одно и тоже, но есть что-то общее между ними всеми. Я хочу говорить о человеке, которому не хочется ничего делать. Написано в книге Мишлей, что «дверь повернётся на своей оси, а лентяй на кровати». И это хорошее объяснение: дверь крутится, открывается, закрывается, а лентяй делает тоже самое движение: крутится, только на кровати, переворачивается то на спину, то на живот. Есть маленькие лентяи, есть большие лентяи. И есть что-то, что не называется ленью, а называется тяжестью. Не то, что человек не делает, но всё это делается с таким трудом: пока начинает двигаться, пока начинает что-то делать, и всё медленно и тяжело. Это не только вопрос скорости, это тоже вопрос содержания. Человек, у которого всё растягивается – он теряет также смысл, содержание своей жизни. Всё от одной и той же причины. Человек привык, что лучше идти, чем бежать, лучше стоять, чем идти, лучше сидеть, чем стоять, и лучше лежать, чем сидеть. Можно тратить время различным способом. Человек может быть быстрым и делать быстро вещи, которые не важны. Я был знаком с одной женщиной, у которой кастрюли блестели так, что можно было в них смотреться, как в зеркало. Она тяжело работала и делала это с большой самоотверженностью. Ноги у неё болели, но она продолжала очищать свои кастрюли так, чтобы они блестели. Когда человек работает и работает, это не значит, что эта работа вообще кому-то нужна. Также длительная молитва не означает внутренней работы. Не всегда. Я слышал от одного учителя, что он сказал про некоторых людей, которые долго молятся, что нужно хвалить их за то, что они ещё час не кушали. Это было единственное, что было настоящее в их молитве.

РИ Т.е. вроде бы человек молится. Он говорит: отлично, будешь кушать на час позже – уже, как говорится, ты чего-то достиг.

РШ Проблема не в продолжительности времени, а сколько энергии есть в этом, сколько жизни есть в этом. Грешники при жизни называются мертвецами. Это часть этой же самой идеи. Гемара объясняет, что то, что сказано про Бен Иш Хай..

РИ Бен Иш Хай буквально означает «сын человека живого».

РШ Который убил льва в яме во время снега, означает, что он выучил всю книгу Торат Коаним в течении одного зимнего дня. Эти истории – это не только про того, кто обязан делать. Одна из маленьких историй малоизвестных про Брурию, что она тоже учила Торат Коаним очень быстро и она не обязана, но что будет со временем. Можно исполнить обязанность «учи Тору днём и ночью» — просто сказать Шма утром и вечером. Но что человек успел в своей жизни? Это относится не только к Торе и заповедям, это относится даже к выносу мусора. Можно это растянуть на полчаса, а можно сделать подготовку до и после, а можно взять это, завязать, и положить, и пойти понемножку, чтобы не упасть, чтобы не заболело сердце от перенапряжения. И это было бы хорошо в качестве шутки, если бы это было шуткой. Проблема в том, что это настоящее.

РИ Т.е. он говорит: есть люди, у которых всё размазывается по жизни, нет никакой концентрации. И почему-то это считается, что это служение Всевышнему. По-видимому, рав Штейнзальц был противник такого служения.

РШ Когда человек начинает делать вещи более энергично — это всё изменяет у него. Когда заставляют кого-то бежать, тогда он жив, живёт в течении какого-то периода времени. Я не знаю, если он приобретает это качество расторопности навсегда, дальше он не сможет просто так сидеть и размазывать время. Когда человек занят и должен написать пять писем. Сколько времени у него это возьмёт? 10 минут. А сколько времени это возьмёт у бабушки-старушки? Полдня. Почему? Потому что всё это идёт так: пока найдут бумагу, потом надо её привести в порядок, потом надо найти ручку, потом надо подумать, что писать, написать так или написать иначе. Тогда посоветоваться с кем-то: это написалось хорошо или надо по-другому написать? И что вы думаете, если это берёт больше времени, это получается лучше? Нет, это просто взяло в десять раз больше времени. Также человек, который ленив, тяжёл: если у него будет хорошая причина, то он вдруг обнаружит, что он может бежать быстро. Если бы какой-то хищный зверь бежал за ним, мы бы увидели его в другой скорости. Вы знаете, как когда-то говорили: что такое чиновник? Чиновник – это «восемь ноль три». Он приходит в 8, он делает 0, и он уходит в 3. Почему это происходит? Потому что это не его работа. Я видел когда-то технических работников, которые приходят установить соединения телефона в двух новых зданиях, которые один рядом с другим. Они посчитали сколько времени надо, чтобы установить телефонное соединение в 50-ти квартирах. Когда они пришли, они увидели, что там уже все подводки есть. Всё что осталось – это соединить конечные соединения. Что они сделали? Они были все наёмные работники, они сидели, кушали, пили, отдыхали, играли в течении целой недели. Я их видел: они приходят утром, все начинают в один и тот же час, оставляют все свои инструменты в стороне, садятся в тени. Почему? Представьте себе, если бы они получали работу по количеству телефонов, которые они установили. Они бы это сделали за полдня и пошли дальше. В ешиве привыкают, что надо сидеть учиться, но когда не измеряют сколько они должны сделать, то это всё размазывается. Я не говорю сейчас только про учёбу, но про всё, что человек должен делать.

 

 

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Рав Штейнзальц. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>