29 октября 2021 Рав Штейнзальц. Два пути служения. Какой выбрать?

РИ Начало этого урока было, мы, по-моему, учили это с Борисом. Или может даже учили в нашей группе тоже, поэтому будем продолжать. Это скучный Штейнзальц, я сразу предупреждаю. Эта книжка, как я понял есть на русском языке, кто-то мне её показывал. Она вышла, оказывается, чуть ли не в 2014 году. Это беседы Штейнзальца по недельным главам.

РШ Многие обсуждали вопрос: эти два пути — идут ли они в одно и тоже место и просто подходят различным типам людей, или они не приходят в одно и тоже место.

РИ Два пути – говорилось, что есть путь бурный и есть путь спокойный. Что одна глава: «он, мятежный, просит бури», а вторая глава: «такая спокойная жизнь». Интересно, что Ицхак – это спокойная жизнь. Авраам, хесед – там всё бурлит, там всё полно всяких событий. Ицхак – это вроде бы гвура. И, по идее, гвура – это должно быть что-то бурное. Но нет, глава, которая рассказывает про Ицхака, она совершенно спокойная. Может быть это какая-то внутренняя гвура, надо подумать. Так или иначе, начало этой сихи это то, что глава про Авраама – там всё бурлит, горит, война с Содомом, голод, Акедат Ицхак. Глава Ицхака – она очень спокойная. И он задаёт здесь вопрос: или это два пути, которые приводят туда же, или это два пути, которые приводят в разные места. Т.е. один их этих путей более оптимальный, а другой, как говорится, нет. Один путь приведёт человека дальше и выше, а другой нет. И на первый взгляд можно сказать, что есть такие животные, которые передвигаются с помощью прыжков, а есть пресмыкающиеся. Значит получается, что это что-то природное? Один прыгает, а другой ползает. Рождённый ползать летать не может. Он говорит: безусловно есть разница между оленем и моллюском, и действительно они двигаются разным способом. Но разве моллюск способен достичь таких же расстояний, которые может достичь олень? Можно ли достичь большей высоты без того, чтобы прыгать? Вопрос Тании: короткий путь, который оказывается длинным, или длинный путь, который оказывается коротким? Тот же самый вопрос здесь. Если есть два пути — когда я могу идти по воде, и это опасно, или есть чуть-чуть дальше, но это, так сказать, более безопасный путь. Так или иначе, вопрос: приводят ли они туда же или нет.

РШ Очень много зависит от характера человека. Есть человек «спокойный», буквально «горожанин», у которого есть «йешув даат», «спокойное сознание». Это не обязательно должен быть человек женатый, с множеством детей. Даже пятилетний ребёнок может иметь характер вот такого спокойного «балабоса», спокойного такого домохозяина. Конечно это нуждается в развитии, но у него такой характер.

РИ Т.е. есть ребёнок, который уже домохозяин.

РШ Обратное тоже верно. Есть человек, которому уже 70 лет, но он шаловливый ребёнок. И ему это не подходит: вести себя, как «балабайт», он всегда останется ребёнком. Были такие евреи, которые, когда видели балабоса, домохозяина, то это вызывало их гнев.

РИ Вообще, это такой стиль хасидизма, что балабос — это ругательство, домохозяин – это ругательство. Они не могли вынести такой характер, что человек сидит в покое. Он должен прыгать, он должен молиться, он должен, я не знаю, искать Б-га. Он должен, так сказать, выпрыгивать из собственной шкуры. Особенно это в хасидизме.

РШ А есть люди, которым по природе понятно, что нужно сидеть, работать, по порядку, как нечто обыкновенное. Человек не изменяет порядка, он идёт по обычаю своих отцов. Если его отец был быком, то он будет телёнком. Как написано: «я не лучше своих отцов». Это структура этой рамки, и в этих рамках мы можем производить изменения.

РИ Т.е. изменения должны быть, но сначала должны быть рамки.

РШ Нечто похожее сказано: «Авраам назвал его горой, Ицхак назвал полем, Яаков назвал домом».

РИ Скорей всего это место Храма.

РШ Таким образом дела сыновей – они в тех же рамках, как дела отцов, и продолжают ту же самую структуру. И в этом есть много преимуществ. Сила человека – это его способность делать вещи с постоянством, с порядком, не достигая каких-то крайних точек, без приключений и постоянно двигаться.

РИ Интересно, если слушать Йоэла Шпица, то Штейнзальц был абсолютно непредсказуемый человек. Но, наверное, у него были хорошие учителя, которые ему объяснили, что главное это порядок, а не беспорядок. Скорее всего это было такое классическое хасидское воспитание. Настоящих машпим прежде всего приучали к порядку. Т.е. все свои духовные ступени – сначала научись порядку. Есть очень много писем Ребе молодым людям, которые спрашивают, как себя вести и что делать, как исправлять свои какие-то грехи. Он говорит: прежде всего порядок. Если ты учишься в ешиве, значит соблюдай распорядок ешивы. Если ты работаешь, значит вкладывай свои силы в работу, не прыгай. Это хасидут. Но ещё раз говорю, такое впечатление, что в Хабаде это всегда был такой настрой. И опять же то, что мы слышим от рав Натана – это то, что настоявшие бреславские хасиды всегда знали, что сначала есть порядок, и только потом есть беспорядок, который над этим. Рацо-ве-шов, т.е. движение вверх и вниз.

РШ В конечном счёте, хотя есть среди людей различные характеры, и это невозможно стереть, но есть также и некая часть, которая вне характера, и это называется выбор. В конечном счёте люди выбирают себе путь, которым они хотят идти, путь, как подняться на гору Всевышнего. Из Писаний видно, что нет однозначного решения, как правильно: так или так. Если всё же можно здесь что-то сказать – это что человек не должен идти только по одной стороне. После определённого напряжения потом должно прийти время покоя. И это не означает опуститься.

РИ Т.е. этот покой не означает падение. Ребе тоже где-то пишет, отвечает кому-то на письмо… т.е. какой-то баал-тшува пишет, что когда-то всё у меня горело и пылало, а сейчас я чувствую, что уже нет такого огня. Ребе ему отвечает, что всё нормально, так и должно быть. Т.е. всё хорошо. Есть другое место, где Ребе говорит обратное… но всё хорошо, человек не должен постоянно зажигать в себе огонь. Это опять же тоже контекст. Очень многие сихот Ребе, очень многие беседы Ребе обращены к людям, которые зашли в синагогу один раз в году. И понятно, что Ребе обращается к ним и пытается их зажечь. Означает ли это, что тот, кто уже находится на пути должен снова и снова себя зажигать? Опять же очевидно нет. Но для этого надо понимать, что каждая сиха существует в определённом контексте и, как правило, обращена к кому-то конкретно. Т.е. Ребе не говорит вообще – он видит каких-то людей и понимает, что они должны услышать какой-то воодушевляющий текст, и это то, что он им озвучивает. Мы как-то говорили об этом. На одном из своих фарбренгеров Ребе говорил о том, что надо изучать всю Тору. И перечислил: каббала, Зоар и т.д. В общем все части Торы нужно учить. И ученики ешивы написали Ребе письмо: мы слышали, что надо учить всё, и мы хотим понять, каким образом мы можем исполнить это указание. И Ребе отвечает удивительную вещь: «Вообще говоря, я вообще имел ввиду людей, у которых нет никакого порядка в изучении Торы, и им я сказал, что нужно изучать всю Тору. А к вам это не относится. Но если вы хотите, то в свободное время учите какие-то дополнительные части». Т.е. для меня это был какой-то свиш, когда я увидел это письмо, что даже слова Ребе – они обращены к кому-то конкретно, не обращены ко всем. Поэтому человек должен или понять сам, или спросить у своего, как говорится, наставника, если такой существует, что относится к нему, а что нет. Иначе можно очень сбиться с пути.

РШ Сара не хочет нам сказать, что Авраам состарился и уже не может так прыгать, как он прыгал в молодости, молиться, обрезаться, жениться. Наша глава учит нас, что есть разные этапы в жизни. Тора не строит вещи таким образом, что у одного пути есть какое-то сущностное превосходство перед вторым, и также ни один из них не является цельностью. Тора хочет, чтобы человек умел вести себя в обоих движениях одновременно, потому что нет ни одного пути, по которому можно идти постоянно.

РИ Т.е. должно быть и обновление, должно быть и постоянство, должен быть покой и должен быть огонь. И это должно меняться.

РШ С одной стороны, человек должен жить в этом мире, когда каждый день я слышу что-то новое. С другой стороны, могут быть какие-то ситуации, когда ничего нового не происходит — и это тоже нормально. Эти два пути – часть построения человека, часть устройства человека, своего рода рацо-ве-шов, движение вверх и вниз. Человек должен быть способен переживать большие бури, но он тоже должен быть способен жить без них. Есть периоды в жизни человека, когда он должен бежать как можно быстрее. И даже когда у него есть проблема за проблемой, какие-то события возвышающие или наоборот трагические, он не должен сказать: «я хочу отдохнуть». Но есть времена, когда человек должен быть гораздо спокойней, а не искать каждый раз обновления. Это позволяет, как бы, поменять сторону. В какой-то момент находиться в горящем огне, а в какой-то момент находиться в покое. Это суббота и будни. Есть какие-то вещи, которые мы делаем каждый день, а есть, которые мы делаем раз в неделю. По крайней мере, раз в неделю, в Шаббат, мы должны сменить внутренний ритм нашего движения. Шесть дней творения человек работает своим телом физически, или работа, которая вся построена на напряжении, и он погружен в это. Один раз в неделю вся внутренняя структура должна измениться от образа человека, который постоянно действует, переключиться на субботний режим, вся суть которого, что человек становится кли, сосудом. Он должен только принять в покое тот свет, который приходит сверху, и это тоже рацо ве шов. Это переключение, которое проходит будни-Шаббат-будни – это тоже переключение рацо ве шов, движение вверх и вниз. И человек должен развить душевную способность действовать в этих обоих направлениях.

РИ Это статья Штейнзальца, что невозможно только гореть постоянно. И также постоянно жить в покое – это тоже не совсем правильно. А найти правильные пропорции – это совсем непросто. Это вещи, на первый взгляд, очевидные. Но они совершенно не очевидны в том, как это реализовать в своей жизни, потому что мы ассоциируем религию с тем, что «выше, выше и выше». А потом мы видим, что это почему-то не работает.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Рав Штейнзальц. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>