Депрессия – “черная дыра” личности. Как вылечить “черную дыру”?

Идея этой статьи навеяна твитом рава Гинзбурга.

У меня нет, конечно, полной уверенности, что именно это рав имел в виду, но я так понял. Ничто не действует столь разрушительно на человеческую личность, как депрессия и отчаяние (и ничто не лечит депрессию столь эффективно, как хасидут…).

Для баал тшува «лиhйот бесимха» – пребывать постоянно в радости – это задача задач. Фактически, от того, насколько успешно он сумеет решить эту задачу – зависит, или же он «поднимется до небес», или же «упадет в бездну» – эгоизма и отчаяния.

Хасидизм однозначно заявляет: причина депрессии – эгоизм (на самом деле, самой этой мысли уже достаточно, чтобы начать контролировать свои депрессивные состояния). Эгоизм – худшая форма идолопоклонства, «самопоклонение[1]«.

Рассказывают про Мителер Ребе, как-то, когда он был еще ребенком лет 8, он зашел в комнату, где сидели хасидим, и ждали аудиенции у Алтер Ребе. Мителер Ребе был ребенком веселым и озорным, с живым и острым умом, старые хсидим очень любили с ним играться. Зайдя в комнату, и увидев несколько знаменитых хасидим (один из них был большим торговцем, забыл его фамилию), находящихся не в лучшем расположении духа, Мителер Ребе процитировал: «ацабейhем кесеф везаhав, маасе йедей адам» – «идолы их из золота и серебра, дела рук человека». Ваш «ацвут» – грусть, подавленность, депрессия, отчаяние, отсутствие хорошего настроения, связаны, очевидно, с «кесеф везаhав»- «золотом и серебром»…

На мой взгляд, из этого «ворта» есть еще одно очевидное следствие: «ацвут» («депрессия») однокоренное с «ацабейhем» («их идолы»). Депрессия = идолопоклонство. Депрессия – это высшая форма эгоизма, как мы уже сказали. Плюс к тому, человек, находящийся в депрессии – нарушает первую заповедь Торы – «Я – Вс-вышний, который вывел тебя из Египта, из дома рабства». Впадая в депрессию, мы возвращаем себя обратно в Египет, в «дом рабства», становясь рабами дурного начала.

Нет такой мерзости, которую бы человек не способен был бы сделать, находясь в депрессивном состоянии. Царь Шаул, о котором говорится, что он был «как годовалый ребенок – безгрешен», когда стал царем, впал, как известно, в депрессию. К чему она его привела? Он замахнулся копьем на Давида, и чуть не убил его, как рассказывается в Танахе. Если даже царь Шаул в состоянии депрессии способен убить человека –  то что можно сказать о каждом из нас?

В стиле хасидизма можно развить эту идею, и сказать, что депрессия, в действительности, убивает. Прежде всего, самого человека, но также и окружающих – дух депрессии, распространяющийся от человека, погруженного в отчаяние – медленно, но верно убивает все окружающее его – начиная с его собственной семьи… Рав Глуховский как-то сказал на одном из своих уроков по «миру в семье»: перед тем, как переступить порог своего дома, остановись на минуту и постарайся оставить все свои проблемы за порогом…

В сущности, история царя Шаула – это классический пример того, как депрессия приводит к постепенной деградации личности.

Что означает, по сути «симха» – «радость»? Алтер Ребе пишет в 26 главе Тании – «радость и раскрытие сердца». Симха означает «раскрытие». «Симха порец гедер» – «радость ломает преграды». Радость раскрывает энергетические каналы души и тела, и энергия свободно течет по этим каналам.

Аналогично, «ацвут» (который мы обычно переводим как «депрессия») – приводит к тому, что энергетические каналы человека, как физические, так и духовные, закрываются, и человек начинает испытывать энергетический голод. Голод вызывает злость, и таким образом, депрессия все усиливается. На кого, в первую очередь, злится человек, впадший в депрессию (как Шаул)? – На людей, которые, по его мнению, «обязаны» доставлять ему позитивные эмоции. В нашем случае это Давид, играющий на скрипке. Шаулу уже не хватает радости, доставляемой игрой Давида на скрипке, и, соответственно, он хватается за копье, пытаясь убить Давида. Чем больше человек замыкается в ацвут, тем больше тот энергетический город, который он испытывает, тем больше становится его злость и агрессия, которую он начинает испытывать к окружающим его. Человек превращается в «черную дыру».

Есть ли выход? Можно ли «вылечить черную дыру»? Хасидут говорит: да! В тот момент, когда «тьма устыдится того, что она – тьма», «пустыня устыдится того, что она пустыня», в тот момент, когда человек поймет, что весь его ацвут – это, в сущности, его эгоизм, его «мне положено», то, что он считает что все окружающие его ему что-то должны – в этот момент «черная дыра» эгоизма взорвется и тьма превратится в свет. Если человек сумеет, если Вс-вышний ему поможет, найти своего учителя, своего «асе леха рав» — хороший асе леха рав может сильно в этом помочь (собственно, у меня есть большое сомнение, может ли человек самостоятельно выбраться из ацвут — ибо для любого действия нужна энергия, и «эйн хавуш матир эт ацмо» — «узник не может сам освободить себя из тюрьмы». Хороший рав может дать энергию и оптимизм, необходимые для того, чтобы сломать решетки темницы собственного эгоизма. Собственно, Баал Шем Тов говорит об этом в Кетер Шем Тов — «основной тикун (исправление) баалей тшува — посредством праведников поколения». Праведник может зарядить тебя энергией, дать тебе силы что то исправить в себе по-настоящему. Рав Гинзбург как-то заметил, что «ацвут — это пгам брит». Соответственно, научиться радоваться и пребывать в радости — это начало и основа тикун — исправления. Собственно, не так уж трудно понять, что связь с праведником — это тикун пгам брит. Цадик, праведник — это аспект йесод, брит, союз. Праведник связывает этот мир с Вс-вышним и Вс-вышнего с этим миром, привлекая в этот мир бесконечный Б-жественный свет. Привязываясь к праведнику, человек приобретает частичку света, исходящего от него, что дает ему силы «выйти из тюрьмы»).

Есть известный «ворт», обычно приписываемый Баал Шем Тову, что «миква – это не заповедь, а ацвут (депрессия) – не грех. Но ни одна заповедь не возвышает человека так, как миква, и ни один грех не опускает человека так низко, как ацвут (депрессия)».

Собственно, миква в учении хасидизма прямо связана с понятием «битуль»: «твила» – «погружение в микву» – те же буквы, что и «битуль» (скромность и самоустранения).

Рав Маджески приводит в начале своей замечательной книги «Радость как вызов» слова рабби Шломо из Карлин, что иногда дурное начало не так стремится заставить человека согрешить, как заставить его впасть в ацвут и отчаяние после совершения греха.

Хотя, несомненно, человек должен давать себе отчет о своих проступках, и раскаиваться в них, но также здесь есть некоторое равновесие, некоторая пропорция. Слишком много раскаяния – может стать силой разрушения, а не созидания. Собственно, это известное выражение из Пиркей Авот «Грех влечет за собой грех». Отчаяние и уныние, порождаемые грехом – влекут за собой еще грехи. Единственный путь, как разомкнуть этот порочный круг – перестать думать о себе вообще, в т.ч. перестать думать о своих грехах – как истинных, так и мнимых. Алтер Ребе пишет об этом в Тании в гл. 26-29, и в письмах Любавичского Ребе можно найти это во множестве[2]. «Мошиах ба бе-hейсех даат». («Мошиах прийдет, когда перестанут о нем думать»). Можно объяснить это, в том смысле, что личный мошиах, личное избавление человека наступит тогда, когда он перестанет о себе думать, отвлечется от мыслей о себе…


[1] Рав Ицхак Гинзбург, на одном из последних уроков. В общем, это одна из постоянных тем у рава.

[2] Игрот кодеш

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

14 комментариев к “Депрессия – “черная дыра” личности. Как вылечить “черную дыру”?”

  1. Безусловно, коренное решение вопроса — это связь с праведником (иткашрут ле цадик). Но у многих людей по причинам, которых я не буду здесь касаться на это могут уйти долгие годы. Поэтому укажу на действенные советы, которые предлагает бреславский хасидизм:
    1.»Милта де штута» — по простому юмор, т.е стараться всегда веселить себя и окружающих.
    2. Напев (нигун)
    3. Ежедневный итбодедут — беседа с Творцом. Рассказывать Ему все как хорошему другу.
    4. Стараться всегда находить хорошее в себе и других.
    5. Беседы с товарищем, в которых важно не выплескивать друг на друга отрицательные эмоции, но для начала просто поддерживать друг друга , «чтоб не пропасть поодиночке».
    6. И м.б. — самое главное — помнить, что Творец всегда с тобой…

    Ответить
  2. Все прекрасно ИМХО кроме вот этого: «Единственный путь, как разомкнуть этот порочный круг – перестать думать о себе вообще, в т.ч. перестать думать о своих грехах – как истинных, так и мнимых. Алтер Ребе пишет об этом в Тании…» Это (по кр мере в данной формулировке) напоминает, скорее, калус-ройш, о к-ром Алтер Ребе предостерегает в начале 1й главы. А предлагает он это делать в строго отведенное время или даже сублимировать и без того накатывающую грусть от житейских неурядиц.

    Ответить
  3. «мошиах придет, когда перестанут о нем думать»… а что тогда делать с «ани маамин» и просьбой Ребе требовать мршиаха сейчас?

    Ответить
  4. В принципе все верно. Спасибо, что напомнили. а про цадика- соглашусь, что иногда найти «своего» цадика занимает годы… Поэтому совет Бреслвав тут очень верен.

    Ответить
  5. Я видел депрессию вживую. Депрессию как медицинский диагноз — смертельно опасное заболевание. И продолжаю видеть, правда, постоянно контролируемую дарами современной медицины.

    Да, я согласен — это концентрированное безбожие, концентрированный эгоизм. Поэтому не все советы Бреслава возможны к употреблению. Сам себе человек уже не помощник в такой ситуации. Тут нужна помощь извне.
    Предположение, что у Шауля была именно депрессия мне очень понравилось, надо будет пересмотреть текст с учетом этого.

    Ответить
  6. может не стоит называть ацвус депрессией, так как последнее — практически тяжелая и опасная болезнь, из которой врядли удасться вылезти своими силами. А первое — «неправильное» настроение. И тут помогут различные советы. Пробудить стыд — во втором случае подстегнет, а в первом может «утопить». Депрессия — тяжелое состояние, с острым воспалением ешуса. В этом случае в первую очередь нужна поддержка. Это все ИМХО.

    Ответить
    • Хороший вопрос, как переводить слово «ацвус». В общем, если бы это было только «плохое настроение» я не думаю, что ему бы было посвящено столько литературы в иудаизме и в особенно в хасидизме.
      Также депрессии есть разной тяжести.
      Рав Гинзбург, например, в одном из своих уроков говорит, что חרדה — это «развившаяся махшава зара». Если даже махшава зара может развиться в фобию — то уж точно ацвус может перерасти в депрессию.
      См. также маамар Мителер Ребе «вейосфу ановим» — что ацвут делает с человеком, и откуда он берется
      http://www.chassidus.ru/mayanotecha/miteler_rebe/veyosfu.htm
      С уважением
      Шавуа тов
      Ицхак

      Ответить
  7. В качестве результата столь излюбленная в баальтшувной среде формулировка «грусть — высшая форма эгоизма и идолопоклонства» на деле является средством не поддерживающих а добивающим грустящего и поселяющим в нём теперь уж не просто грусть, а чувство полной безнадёги. Из которой ему видится один выход — теперь уж сознательный и полный отход от соблюдения заповедей.

    Так что тех, кого тянет за язык осенить сеим перлом мдрости очередного подбитого обстоятельствами грустящего
    из баальтшувной среды предыварительно должны подумать на какую силу они работают. Так как источник виден виден по результатам.
    — На ту, что хочет и желает добра и радости каждому и уж тем более принявшему на себя соблюдение заповедей.
    Или же как раз на ту, что желает теперь уж сознательного отхода еврея от соблюдения заповедей, дабы получить посредством этого очередную порцию дополнительной жизненности.

    Удивительно. Но все, если не многие просто не хотят замечать(и это один из множества примеров повально-непробиваемых заблуждений на руссо-бальтшуво улице), что речь идет как раз от том случае, когда у баальбоса как раз ВСЁ есть. — И пропитание и дети и семья, НО он грустит потому, что имеющегося ему не достаточно и он хочет больше. — И именно эта грусть и называется идолопоклонством и проявлением эгоизма.

    В качестве яркого примера подобного эгоизма вспоминается мне один из множества мне неприятных знакомых из русско-баальшувной среды(здесь он никогда не был). — В каждую беседу со мной он всегда хронически вплетал две взаимоисключающие вещи:
    1) что учить Тору одному — некашерно ибо так можно прийти не к тем выводам, что мне пора уже становиться кашерным евреем, а не выглядящим как нерилигиозные хафифником, что мне таким как я есть все будут бояться шидух делать даже самые лучшие знакомые, дабы из этого ничего плохого не вышло (и этим лишний раз напоминая с какими мерзкими людишками мне приходится пересекаться…)
    Ну и второе:
    2) жалобы о том, какая его одногодка-жена «старая», что он, заранее осознавая, что она «старая» всё-таки на ней женился. При этом всё хорошее и положительное он как-то подзабывал.

    Однако излюбленными мишениями для обвинениений в иолопоклонстве и эгоизме как раз любят добивать на баальтшувной улице тех подбитых обстоятельствами, у которой нет ничего — ни заработка, ни семьи ни детей.
    — И это вероятно ВМЕСТО того, чтобы помочь им (или хотя бы попытаться) найти работу и обрести семью.
    Но этим обычно их лучшие друзья не занимаются, зацикливаясь своим коротким умом на том, что у них, оказывается, есть проблемы с мироворзрением. и их грусть этому лучшее доказательство.

    Ответить

    • Однако излюбленными мишениями для обвинениений в иолопоклонстве и эгоизме как раз любят добивать на баальтшувной улице тех подбитых обстоятельствами, у которой нет ничего — ни заработка, ни семьи ни детей.
      — И это вероятно ВМЕСТО того, чтобы помочь им (или хотя бы попытаться) найти работу и обрести семью.
      Но этим обычно их лучшие друзья не занимаются, зацикливаясь своим коротким умом на том, что у них, оказывается, есть проблемы с мироворзрением. и их грусть этому лучшее доказательство.

      О, как это знакомо! Помогите мне все! Почему мне никто не хочет помочь! Все — сволочи! Меня никто не любит! И т.д. и т.п.

      Не отрицая наличия определенной доли истины во всех этих утверждениях (заповеди любви к ближнему вроде тоже никто еще не отменял), скажу все же, что помочь можно только тому, кто что-то делает для этого сам.

      Не вдаваясь в проблему заработка — я думаю, что это все же частный случай. Почему молодой человек не может приобрести себе профессию? Я хочу сказать пару слово по поводу «семьи и детей».

      Есть масса писем Ребе по поводу «семьи и детей», и общий смысл всех этих писем — «не перебирать» слишком сильно.

      Большинство тех, кому «никак не хотят помочь» — уже побывали на несчетном числе шидухов, и все они закончились неудачно. Потому что они сами не знают, чего они хотят, потому что их никто не учит, что делать на шидухе, потому что у них проблемы с психикой, потому что у них начинаются проблемы, извиняюсь, сексуального характера от того что они не женятся.
      Хорошо, давайте вспомним еще цитату из Зогара, если кто-то забыл — что задержки с шидухом связаны с пгам брит.

      Очень многие из этих проблем решаются с помощью нехитрой формулы «асе леха рав».
      Но большинство этих «несчастных баал тшув» категорически не готовы принять чье-либо мнение в качестве последней инстанции. ТАк же как с шидухом — они никак не могут решиться — по причине внутренней незрелости, отсутствия уверенности в себе и природной нерешительности — так и с «асе леха рав» — принять на себя «иго» рава — требует от человека определенной духовной зрелости.

      Самое лучшее что можно для них сделать — это помочь им осознать, что у них есть проблемы, и им стоит обращаться к специалистам. Либо — если они способны это сделать самостоятельно — побольше читать литературу по популярной психиатрии, психоанализу и т..д.

      Если брать религиозную литературу — у рава Гинзбурга есть несколько замечательных книг, некоторые из которых есть в той или иной части на хасидус.ру

      Короче: духовное освобождение человека (если хотите, излечение больного) начинается с признания факта, что во всех своих проблемах виноват я один, только и исключительно я один и никто больше! Ни рав, ни учитель, ни родители, ни окружение, ни Ребе, ни Вс-вышний — только я один!
      Тогда — от этой мысли — что это только я сам поломал собственную жизнь, от этой безумной горечи — наступает отрезвление и оздоровление, и тогда можно исправить то, что еще возможно исправить.

      Прошу не воспринимать это как личную нападку, скорее это личный опыт.

      С уважением
      Ицхак

      Ответить
    • Из которой ему видится один выход — теперь уж сознательный и полный отход от соблюдения заповедей.

      Знаете что? Извините за грубость, если человек, сделав тшуву — не способен найти себе жену, то ему, действительно, может быть, стоит отойти от заповедей, чтобы жениться.

      Непонятно о каком соблюдении заповедей может идти речь, если сказано, что тот, кто не женится — как будто бы проливает кровь, и «достаточно постигающему».

      Это обыкновенный самообман — ничего он не соблюдает, если он соблюдает только то, что легко делать, и нравится делать, и не готов ничего слушать. А то, что трудно — он посылает на…й и говорит, что он не виноват, а все вокруг виноваты.
      Это вся его «тшува» — сплошной йецер а-ра. (как Вы сами говорите — видно по результату).

      Ответить
  8. От депрессии хорошо помогает зверорбой. А натужная симха из-под палки, плюс непомерное потребление крепких напитков, характерные для некоторых хасидов хабада, не сильно поможет.

    Ответить
  9. Есть ли выход? Можно ли «вылечить черную дыру»? Хасидут говорит: да! В тот момент, когда «тьма устыдится того, что она – тьма», «пустыня устыдится того, что она пустыня», в тот момент, когда человек поймет, что весь его ацвут – это, в сущности, его эгоизм, его «мне положено», то, что он считает что все окружающие его ему что-то должны – в этот момент «черная дыра» эгоизма взорвется и тьма превратится в свет. Но ни одна заповедь не возвышает человека так, как миква, и ни один грех не опускает человека так низко, как ацвут (депрессия)».

    Хотя, несомненно, человек должен давать себе отчет о своих проступках, и раскаиваться в них, но также здесь есть некоторое равновесие, некоторая пропорция. Слишком много раскаяния – может стать силой разрушения, а не созидания. Собственно, это известное выражение из Пиркей Авот «Грех влечет за собой грех». Отчаяние и уныние, порождаемые грехом – влекут за собой еще грехи. Единственный путь, как разомкнуть этот порочный круг – перестать думать о себе вообще, в т.ч. перестать думать о своих грехах – как истинных, так и мнимых. Алтер Ребе пишет об этом в Тании в гл. 26-29, и в письмах Любавичского Ребе можно найти это во множестве[2]. «Мошиах ба бе-hейсех даат». («Мошиах прийдет, когда перестанут о нем думать»). Можно объяснить это, в том смысле, что личный мошиах, личное избавление человека наступит тогда, когда он перестанет о себе думать, отвлечется от мыслей о себе…

    Любопытнейшая тема — причины депрессии и избавление от нее.
    Эх было бы все так просто причина депрессии — чрезмерный эгоизм, а действенное лекарство — перестать думать о себе!

    А вот можно ли взять и перестать думать о себе? Наверное можно когда тебя уже нет! А как иначе перестать думать о самом ценном, что есть у тебя — ты сам?
    А причины депрессии вещь настолько разнообразная, насколько разнообразе сам человек!
    Ну например, он может не знать что ему делать по жизни, вот не знать! Из разряда: «Хочу счастья, а как достать не знаю!». А психика удивительно податливая вещь. Она и отвечает. «Ну раз не знаешь как, тогда не хоти счастья — тогда ты будешь бороться с депрессией и тебе не надо будет решать вопрос: «Как!».
    Или еще веселее, человеку скучно и страшно что-то делать, и тогда приходит ее величество депрессия. Плохо, зато не скучно! Борьба и драйв обеспечены!
    Сказка? Нет, ребята, — быль.
    Причина депрессии — излишний эгоизм? Да, может быть и такое, а может и не быть!
    А могут быть, например, слабые врожденные инстинкты самосохранения!
    Настолько слабые, что предохранитель, ответственный за недопуск разрушения себя не срабатывает. И чего делать?
    А вот еще причина! Вследствии травмирующих событий, человек начинает ненавидеть себя, испытывать чувство вины. И тело уже просто так не отпустит депрессию, позвольте, память тела — это вам не память ума. Ум забыл, но тело будет помнить!!!
    Но все это пустые измышления, осознание причины вещь полезная, но становится бессмысленной когда не знаешь, что делать, чтобы избавиться от этого!
    И здесь начинается самое интересное!

    Ответить
  10. А может быть ключевые слова в тексте не о депрессии, а о радости? Может быть, если мы будем все время рефлексировать и пытаться не думать о белой обезьяне с нежным именем Депрессия, превратимся в соляной столп, как жена Лота. Важно направление движения. Как сказано в статье: «Пребывать постоянно в радости – это задача задач»….

    Ответить

Добавить комментарий для Андрей Кирилюк Отменить ответ