Понять рава Кука. Урок 26 мая 2021

Мы пытаемся понять рава Кука. Я начинал в кукистской кампании Пинхаса Полонского в Москве почти 40 лет назад. Наверное, тогда это показалось мне недостаточно «экстремальным» и я пошел к харейдим.

Наверное, это тоже показалось недостаточно экстрим, и я попал в Хабад в 1988 году в Москве. Потом даже это оказалось, наверное, недостаточным, и я пошел к раву Гинзбургу. По-видимому, получив достаточно религиозного «экстрима», я начал думать о раве Куке. Я зашел на Вики, открыл его первую попавшуюся статью, и сказал «вау, это круто».

С тех пор я считаю себя, в значительной степени, «хасидом» рава Кука.

Есть больше одной версии рава Кука. Как минимум, есть трое ближайших учеников, первый это его сын, второй — рав Назир, третий — рав Харлап. У каждого из них была своя «версия» рава Кука. Поскольку изданием книг рава Кука занимались только рав Цви Йегуда и рав Назир, то есть две основные версии рава Кука: одна называется «Орот» (Цви Йегуда), другая называется «Орот аКодеш» (Назир), и в известном смысле, они друг другу противоположны. Наверное, та версия рава Кука, которая не затронула мою душу уже почти сорок лет назад — была версия рава Цви Йегуды. А когда я столкнулся с еще одной «версией» рава Кука, которая мне кажется более аутентичной, версией рава Назира, и какими-то собственными текстами рава Кука, то я загорелся.

Рав Ицхак Гинзбург как-то сказал, что перед приходом Мошиаха будет новый «порядок». «Порядок» это три поколения хасидизма. И реб Айзик из Гомеля? сказал, что перед приходом Мошиаха будет новый Баал Шем Тов. Пару лет назад был также урок рава Гинзбурга, и он процитировал Ребе из Цанза, который сказал, что путь Баал Шем Това это сто пятьдесят лет. Несложный подсчет показывает, что 150 лет закончились в начале 20 века. Начало 20 века это 1904 год, когда рав Кук приезжает в Яфо. И начинается новая эпоха. И это мое восприятие рава Кука, что он открывает новую Тору, Тору поколения. Что он был праведником поколения и Мошиахом поколения как в собственных глазах так и в глазах его ближайших учеников.

В последнее время вышло несколько исследований, посвященных мистическому аспекту рава Кука. Это исследование Йоэля бин Нуна, которое называется «макор кафуль», и вышла книга Смадар Шерло «Праведник основа мира» – целиком посвященная взгляду на рава Кука – как его собственному, так и его учеников, видевших в нем праведника поколения.

Есть переписка рава Харлапа и рава Кука, которую приводит Смадар Шерло, из которой можно понять, что они пытались какими-то мистическими действиями что-то делать. Но эти ученики очень четко стояли на страже, чтобы эти идеи не проникли наружу. Главным «цензором» был его сын, Цви Йегуда, но также рав Назир действовал в условиях цензуры, и любые слишком откровенные упоминания таких мессианских и каббалистических идей жестко цензурировались. В результате получилась «политкорректная» версия рава Кука, которая была совершенно необходима в начале 20 века, ибо иначе его бы просто объявили сумасшедшим, а он этого не хотел.

Но сейчас, в эпоху постмодерна более привлекательна фигура рава Кука как мистика, как праведника поколения. И поскольку я иду из Хабада, то это мой родной язык, и я понимаю, о чем идет речь.

Какое отношение это имеет к статье, которую мы изучаем? – Это вся тема этой статьи.

Вся тема статьи «Путь возрождения» это вопрос, как отмечает рав Шерки, «как духовное воздействие передается из поколения в поколение». Есть учитель и есть ученик, и вопрос, каким образом Тора передается из поколения в поколение. Есть путь, когда ученик слышит своего учителя и запоминает, как «бетонный колодец, в котором не пропадет ни одной капли», и таким образом текст традиции передается из поколения в поколение. Существует ли еще что то? – Да. Есть то, что называется «духовное воздействие».

Духовное воздействие, или психическое воздействие, или сверх-рациональное воздействие, это когда человек находится у великого учителя, и происходит передача «энергии» (наверное ближайший эквивалент в святом языке это «дух», «руах», «человек, в котором есть дух»), а не просто знания.

Рав Кук доказывает на протяжении всей этой статьи, что основным путем иудаизма всегда было именно духовное воздействие, которое передавалось от учителя к ученику, а текст всегда был второстепенным. Он объясняет, что во времена Пророков, во времена Первого Храма и во времена Судей были своего рода «Ребе» своих поколений, и их воздействие на свои поколения было очень близко к воздействию современных хасидских Ребе.

Когда закончилась эпоха пророчества, то основным методом стала передача текста от учителя к ученику. И в этом рав видит основную причину кризиса иудаизма. Время от времени возрождалась традиция передачи духовной энергии. Рав Шерки приводит, что рабби Акива интерпретирует «Бойся Всевышнего Бога твоего» как «включая мудрецов Торы».   Рав Шерки объясняет это в том смысле, что рабби Акива воспринимает мудреца Торы именно как транслятора духовной энергетики, а не передатчика «букв».

В Зоаре сказано: «Три раза в год пусть предстанет каждый мужчина перед лицом Всевышнего», и объясняет Зоар «Что означает лицо Всевышнего? – Это рабби Шимон». Мы видим, что мудрец Торы уподобляется Богу. В нашем контексте это означает, что мудрец это транслятор психической энергии.

Мне очень близка идея, которую развивает рав Ицхак Гинзбург, и можно найти это у Ребе, что мудрец Торы, праведник, судья, пророк – это все связано с тем, что называется «макифим» в душе. Мы обычно переводим это как «бессознательное» или «сверх сознательное» в душе. И праведник — это человек, раскрывший, исправивший свои сверхсознательные ступени психики, и эти сверхсознательные ступени, где находится бесконечная энергия, он транслирует своим ученикам.  Это суть воздействия праведника.

Рав Кук считает, что «здоровым» иудаизм был тогда, когда было такое «сверхрациональное» психическое воздействие праведника. Тогда был здоровый, живой иудаизм. И когда это прекратилось, то иудаизм начал терять свою жизненность. И если мы хотим вернуть иудаизму его жизнь, то мы должны вернуться к этой схеме.

В конце своей статьи рав Кук говорит, что это то, что произойдет в Эрец Исраэль. То есть, в Эрец Исраэль основным путем служения будут такие «Ребе», хасидские дворы, каждый из которых возглавляется таким «цадиком», который имеет какую то психическую энергию, и это путь Эрец Исраэль.

В середине статьи рав Кук говорит о том, насколько это может быть опасно. Если этот праведник не очистил себя, если в этой психической энергии есть какая то грязь, то это может быть очень опасно как для самого праведника, так и для его последователей. И тем не менее, вывод рава Кука – что это путь служения Всевышнему в Эрец Исраэль.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий