Хабад: интерфейсы седьмого поколения

В последнем Кфар Хабаде (суббота Хукат) была опубликована серию статей, посвященную истории спасения Ребе из уже пылавшей огнем Второй мировой войны Европы. Меня больше всего поразил тот факт, приведенный в одной из статей, что Ребе вообще не хотел уезжать из Европы. Ребе собирался оставаться в Европе, чтобы продолжать молиться и учиться в одиночестве, и отнюдь не искал общественной известности и общественной деятельности. В дружеской беседе с одним из хасидов Ребе как то выразился «я хорошо знаю, что ждет меня в Америке…» Преданный секретарь предыдущего Ребе, Хаче Фейгин, пишет об этом в своем письме Исраэлю Джекобсону, и предлагает последнему обратиться к «Рамашу» (так называли Ребе до принятия руководством движением Хабад) изменить свое решение остаться, и приехать в Америку, чтобы помогать своему тестю в его деятельности.

Как этот факт (и это не единственный такого рода факт), неоспоримо свидетельствующий о том, что Ребе был человеком, склонным бежать от всякой известности и деятельности, связанной с материальным миром, стыкуется с тем, что вынужденный возглавить движение Хабад, Ребе изобрел этот, хорошо нам всем известный, продающийся как Кока Кола, дешевый и доступный американизированный стиль Хабада?

Есть несколько писем, свидетельствующих о том, что многие старые хабадники приняли в штыки этот новый «народный» стиль движения. Невозможно себе представить, чтобы Ребе не понимал, что он делает.

Ответ можно найти в следующем письме Ребе[1]:

Старый хасид написал Ребе письмо (еще при жизни предыдущего Ребе, в котором он выражал свое непониманием предложением предыдущего Ребе своим хасидим посылать Ребе фотографии своих семей. «Это не путь Любавич» – пишет хасид. Вот что отвечает ему Ребе:

Даже если Вы правы, что люди возвышенные из хасидим будут оскорблены таким известием и таким сообщением, — известно, что есть два подхода: а) когда это подходит одному достойному и не подходит десяти тысячам глупцов… я не буду беспокоиться позором этого большинства, и захочу спасти одного достойного (предисловие к Море Невухим), б) маскиль и Овед – стоит ему быть извозчиком на протяжении многих лет, для того, чтобы сделать личное благо одному человеку

Это письмо, написанное незадолго до исталкус предыдущего Ребе, ясно обозначает путь нового лидера и путь нового поколения: мы не можем себе позволить роскоши заниматься одними лишь «мудрецами» и «достойными». Мы обязаны спасти поколение, и для этого мы должны предложить формулу, которая будет понята и принята в Америке середины двадцатого века, Америки, которая не против веры в Б-га, но которая не оставляет этой вере больших шансов на выживание.

Ребе прекрасно осознает, что он обязан найти «рецепт» выживания движения Хабад и иудаизма вообще в жестокой конкуренции современной цивилизации и современного образа жизни, причем такой рецепт, который привлечет не только стариков, но и детей и молодежь. Если этот «рецепт» будет слишком духовным – он просто не сработает, он просто не прозвучит.

И Ребе, символ чистой духовности и изоляции от этого мира, предлагает рецепт, кажется, позаимствованный из «книги рецептов» Сталина: культ Лидера. Собственно, есть известный стих, «меойвай техакмени», «от моих врагов умудряет меня заповедь Твоя». Если со стороны клипы эта формула – идти за лидером — имела (по крайней мере, в те годы) – потрясающий успех – то, возможно, что и со стороны святости это может сработать.

Еще раз – с духовной точки зрения – это самоубийство. Вопрос только – был ли другой выход.

Еще один «ингредиент» рецепта Ребе – это «мойфсим» – чудеса. Спасение больных, благословение бездетным, советы бизнесменам – в беспрецедентных масштабах – все это далеко выходило за рамки иудаизма, как он был известен в «старом мире». В определенном смысле (собственно Рамбам об этом пишет) – это унижает иудаизм, когда человек начинает соблюдать заповеди только из-за личного чуда, которое ему сделал Ребе.

Вопрос только, что лучше – чтобы человек пришел к иудаизму «ло лишма», или ассимилировался и оказался потерянным для еврейства?

Ребе за десять лет своего пребывания в Америке прекрасно разобрался в психологии современного ему поколения: поколение «инстант» (выражение нашего рава Глуховского).

Поколение «инстант» означает – немедленный результат, немедленный эффект. В близкой мне теме компьютеров есть пара наглядных примеров. Почему windows популярнее, чем Линукс? Ответ известен – интерфе          йс более понятный. Почему на vb программируют миллионы? Ответ тот же – потому что vb позволяет начать программировать прямо сейчас. Почему наконец WordPress популярнее чем Drupal раз в 10 наверное, или чем тот же (кто его вспоминает – только разве в России) – Modx? Да по той же самой причине – «пятиминутная инсталляция» и понятный даже начинающему интерфейс.

Мы живем в поколении, когда человек хочет получить немедленный эффект, и только после этого он начинает думать, стоит ли ему потратить больше сил в данном направлении.

Это была та версия иудаизма, которую «изобрел» Ребе для нашего поколения: иудаизм с немедленным эффектом. Одел тфилин – немедленный эффект. Поменял мезузу – немедленный эффект. И т.д. и т.п. Главное – сделать первый шаг, который заставит человека задуматься в том, что иудаизму есть что сказать современному человеку. Плюс, как уже говорилось, роль лидера, роль праведника, подчеркнутая куда сильнее, чем это было представимо в предшествующих поколениях. Опять же – тщательно просчитанный психологический эффект: современный человек не вернется к еврейству «просто так», ему нужен, так сказать, «живой символ». Ребе взял на себя эту роль живого символа, его последователи пошли еще дальше – и сделали из Ребе «вечной живой» символ…

Возвращаясь к примеру вордпресса – поигравшись некоторое время с пользовательскими интерфейсами, продвинутый пользователь откроет для себя, что есть десятки тысяч плагинов, расширяющих функциональность вордпресса, базируясь на том же супер-популярном и супер-понятном ядре. А можно пойти еще дальше, и начать самому программировать в вордпрессе.

В нашем вопросе – совершенно необязательно оставаться всю жизнь на ступени иудаизма «быстрого старта» и быстрой отдачи. Можно и нужно идти дальше, искать глубину. С этим последним, похоже, пока что есть проблема: многие, похоже считают, что эти «дружественные интерфейсы» последнего поколения – это и есть весь Хабад и весь иудаизм. Нет ничего более ошибочного, как понятно. Известные слова Ребе, что «мы не вышли из духовного изгнания» совершенно четко доказывают, что цель – выйти из духовного изгнания, а не только в том, чтобы сделать первый шаг, услышав чудесную историю или удостоившись чудесного спасения.

И еще: совершенно не факт, что в России, среди русскоязычной публики, эта «модель продаж» окажется столь же успешной, как и в среде американской. Практика последних двадцати лет доказывает скорее обратное.

Мы должны взять метод Ребе, а не просто конкретные «методики» разработанные для конкретной ситуации и конкретных психологических типов.

Подобно хорошему учителю, который тщательно взвешивает, что будет его ученикам доступно и понятно, а что – пока еще выше их понимания (см. например «общие принципы воспитания Ребе Райаца) – так и Ребе, взвесив и тщательно изучив характер поколения – предложил путь и методику работы, вернувшую к еврейству десятки, если не сотни тысяч людей.

Вывод, который я делаю: сорокалетнее руководство Ребе было сознательным мсирус-нефеш, не только мсирус нефеш праведника, который вынужден раскрыться и взаимодействовать с этим миром, но – который должен найти язык, понятный самым далеким от еврейства людям, который должен найти слова, способные приблизить самых далеких.

Есть мсирус нефеш даже внутри мсирус нефеш, самопожертвование внутри самопожертвования. Мсирус нефеш ради чего-то истинного и вечного – мы можем это понять. Но мсирус нефеш ради вещи, которая сама по себе не истинна – это куда труднее.

И тем не менее, мы находим, что в одном из последних своих писем Алтер Ребе подчеркивает достоинство «нефеш шфейло» – униженной души – это способность творить «хесед шеэйно шел эмет» – «неистинную милость» по отношению к тем, кто еще далек от постижения истины – как особое достоинство.

В этом смысле, руководство Ребе – это «нефеш шфейло», «хесед шеэйно шел эмет» – милость по отношению к самым далеким, неспособным воспринять истину.

Понятно, что когда мы говорим об «интерфейсах» для внешнего мира, далекого от иудаизма – мы не должны забывать и о собственной «животной душе». Она не меньше других нуждается в «дружественном интерфейсе», чтобы контактировать с Б-жественностью. Ограничиваясь рамками «классического» консольного интерфейса, мы рискуем, что наша животная душа откажется участвовать в мероприятии….

С другой стороны, мы должны ясно отличать, где «интерфейс», оболочка, приспособленная к духу поколения, а где – суть и глубина.

Кстати, с этой точки зрения – мешихизм это всего лишь безумный интерфейс для поколения «next». Иудаизм для поколения фейсбука, так сказать…

Также как в области пользовательских интерфейсов – мы должны оставить пользователям достаточно свободы выбрать то, что им нравится. Мы знаем, что все равно 90 процентов остановятся на «виндах» и «вордпрессе». Это не должно мешать оставшимся выбрать нечто другое – «мак» или «линукс», или «друпал», или «модх» и  т.д. Интерфейс – дело вкуса. Нужно четко сознавать, где «интерфейс», а где суть, и не ломать копья, какой интерфейс лучше.

В области маркетинга есть понятие «продающий текст». Это, собственно, основной критерий. Мы знаем, что у нас есть качественный товар – наш трехтысячелетний иудаизм. Мы прекрасно понимаем, что для того, чтобы его «продать» поколению – нужна обертка, нужны тексты, понятные и созвучные поколению.

Кстати, еще рав Кук говорил о необходимости создания «текстов», написанных талантливыми религиозными литераторами – как о единственном способе победить в борьбе идей между светстким и религиозным миром.

У самого Ребе есть классическая концепция «занятия Торой» – «заниматься Торой как занимаются бизнесом» (есть сиха в первых томах Ликутей сихот, где об этом говорится – если найду ссылку – приведу здесь). «Заниматься Торой как бизнесом» – означает, среди прочего – успешную рекламу и «продающие тексты», как понятно.

[Кому то уподобление Хабада «интерфейсам» и различным программистским штучкам может показаться оскорбительным, наверное. Хорошо, давайте сформулируем иначе. Что означает «интерфейс» с т.зр. хасидизма и каббалы? Интерфейс – это сфират йесод. Сфират йесод – это сфира, отвечающая за «интерфейс», за контакт с внешним миром, и за продолжение рода. Цадик – йесод олам, что означает, явно, что основная миссия цадика – это установление контакта между высшим и нижним мирами, между этим материальным миром и Вс-вышним. Для этого праведник обязан владеть обоими языками, языком этого мира и языком Вс-вышнего, и уметь «переводить» с одного языка на другой, максимально сохраняя смысл оригинала. Праведник поколения – это тот, кто способен связать свое поколение с Вс-вышним, тот, кто способен разговаривать с поколением на его языке, и перевести на язык поколения нашую вечную и святую Тору. Так понятнее?]

На днях я услышал от нашего рава Глуховского замечательную фразу, от имени отца рава: «Чтобы приблизить другого еврея – можно искать облегчающие мнения в Шулхан Арухе».

Никто не говорит о том, что можно нарушать Шулхан Арух, чтобы приблизить другого. Но найти облегчающее мнение – можно и нужно.

В этом, на мой взгляд, суть руководства Ребе, и его завещание нашему поколению тоже — не оставаться в «башне из слоновой кости» чистого разума и абстрактной веры, а найти путь и способ ответить на вопросы поколения так, чтобы это было понятно поколению, и самое главное — чтобы это оказалось действенным и эффективным.


[1] Игрот Кодеш 3, 508

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий