Верхнее единство и нижнее единство

Изучаем книгу «Между хасидизмом и равам Куком» Ицхака Шилата.

Цитата из рава Кука, которую мы обсуждаем:

http://kabbalah-live.ru/rav-kuk-2/obshhaya-ideya-stiraet-tvorenie-ibo-svet-tvortsa-slishkom-yarok/

Есть два пути к Богу. Путь «снизу» и путь «сверху». Есть разные системы как это называется, в хасидизме это называется «высшее единство» и «нижнее единство».

Высшее единство означает что есть только Бог. На первый взгляд, это гениальный выход — сосредоточить свою мысль на том, что кроме Бога ничего нет. Это очень привлекательный, и на первый взгляд, короткий путь прийти к Богу.

Блестящий пример такого  подхода это начало второй части Тании: http://chassidus.ru/tanya-2/?chelek=2

Тания разделена на дневные разделы. И этот кусок приходится как раз на мой день рождения, второй день Шавуота. И я в свое время был очень воодушевлен этим отрывком.

Говорится в Зоар: «»Слушай Израиль» — это верхнее единство. А «Благословенно имя» — нижнее единство»

Зоар говорит что первая строчка молитвы «Шма» это «высшее единство», А вторая строчка — «нижнее единство»

Когда мы читаем «Шма» мы должны себе представить, что кроме Бога ничего не существует, и весь мир находится в нем.

Тем не менее, далее мы читаем вторую фразу. «Благословенно имя..». Почему то недостаточно утверждать высшее единство, и требуется также утверждать «нижнее единство» — мира, признающего Его царство.

Эти две идеи нужно собрать вместе. Почему недостаточно только первой идеи? Как «на самом деле»?

Рав Гинзбург как то спросил, «Бог светский или религиозный»? Какую кипу носит Всевышний?

А может быть Бог это женщина? Малхут, как известно, это женское начало…

Ответ был, что есть «Взгляд сверху», что есть только Бог. И есть «взгляд снизу», что есть мир, но он подчиняется Богу. И невозможно сказать что одно выше чем другое. Хотя с точки зрения философов высшее единство «более правильно», но с точки зрения хасидизма эти точки зрения равноправны.

С точки зрения хасидизма, может создаться впечатление, что весь мир это «картинка на экране монитора», она существует, пока существует какая то «сеть» в которую включен «компьютер»

Рав Кук говорит что

«И вот эта высшая идея, общая (=есть только Бог, все в нем), она светит гораздо сильнее, чем личная идея познания Божественного совершенства из творения, что тогда есть творец и есть творения, и они отделены друг от друга, но творец есть в нем источник жизни и совершенства, и свет и жизнь творения это только посредством его света»

Второй путь, по сути, путь Авраама, который смотрит на этот мир, и из мира учит о его Создателе. Рав Кук говорит, что в «общей идее» только Творца есть гораздо больше энергии, и это то что привлекает людей в хасидизме. «Личная идея» означает идти по земле, очень медленно.

Ребе комментирует «Врата Единства и веры» и говорит, что «я не нашел ни одного человека, который мог бы объяснить что там написано.

В другом месте Ребе говорит, что идея «общего единства» доступна только самым высшим праведникам. А все остальные должны оставаться на ступени «нижнего единства».

«И вот, несмотря на то, что мы иногда способны прийти также до этой высоты высшей мысли (=»высшее единство»), но это только в особенных личностях и в особенные времена»

Мы как то говорили, что грешник это «низкое напряжение», средний это «среднее напряжение» а праведник это «высокое напряжение». Поэтому каждый человек должен понять, от какой «сети» он питается, какая энергия ему подходит.

Рассказывают, что рабби Менахем Нохум из Чернобыля — когда первый раз пришел к Баал Шем Тову, он был весь оборванный, дырки во всех карманах. Баал Шем Тов посмотрел на него, и сказал: этот молодой человек — вор! Он хочет заграбастать весь этот и весь будущий мир…

Рассказывают, что он физически был очень плотный. Что он кушал мы не знаем, но говорят, что он был полным от того, что отвечал «Да будет его великое имя благословенно вовеки веков» с такой радостью, что он от этого растолстел.

Речь о том, что есть люди, которые *реально* питаются этой энергии.

Но если я не вижу, что я после молитвы стал толще, чем до — наверное это не мой путь…

Для чего же нам это знать вообще? Ответ — «в особенные времена». Во время молитвы человек может чуть чуть поймать идею «высшего единства». В течение года — это Йом Кипур, праздники, субботы. Это время «высшего единства».

«и даже эти особенные – лишь высшая искра их разума способна достичь высоты этой мысли, а не весь разум целиком. И тем более и тем более, что не всякое чувство и не всякая сила действия может прийти к этой высшей ступени.

Поэтому, если под воздействием высшей мысли сотрутся все буквы нижней мысли, все потемнеет и сломается, мораль станет подвижной, и цельность веры ослабеет, энергия жизни ослабнет, и стремления ослабнут, и земля превратится в пустыню.»

 

Постоянное сосредоточение на Божественном ослабляет веру, ослабляет энергию жизни, и земля превращается в пустыню.

 

Пример: недавно я видел ролик рава Шерки. Все что происходит сейчас в Израиле – арабские погромы, комменданский час в городах и т.д. Или трагедия в мироне. Спрашивают что делать, как к этому относиться?

Рав Шерки сказал: ответ на погромы это не молитва. Ответ на погромы – учить молодежь боевым искусствам! Можно найти ответ в «верхнем мире» – молитва. Но можно найти ответ в нижнем мире: сопротивляться.

То же про ситуацию в Мироне: можно говорить, что эти люди праведники и т.д . Это «высшее единство». Но есть нижнее единство – для начала навести там порядок…

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Рав Кук, Хасидизм. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>