24 октября 2021 Рабби Нахман. Ибо я знаю, что велик Бог

РИ Это новая книжка, мы ещё не читали этой книги. Не знаю, почему-то меня снова и снова возвращает к рабби Нахману. Почему именно рабби Нахман? Может потому что, в отличии от рава Гинзбурга, который говорит, что мир создан чтобы познавать Б-га, рабби Нахман говорит, что мир создан совсем не для этого. Он говорит: мир создан для того, чтобы раскрылось Б-жественное милосердие, рахамим. И, наверное, это последнее, оно более актуально в нашем времени. Каждый хочет чуть-чуть рахамим раскрыть внутри себя, вокруг себя. И поэтому, наверное, рабби Нахман. Познать Б-га – это значит познать какую-то логику. А что если логики нет, что если мир принципиально нелогичен, как говорит рабби Нахман? Может быть поэтому, потому что мы живём в ощущении нелогичности и непредсказуемости мира, может быть поэтому нам так близок рабби Нахман. Не знаю, может быть. Это книга, которая называется «Сихот Аран», мы её ещё не читали. Попробуем читать беседы рабби Нахмана, она проще, чем Ликутей Моаран.

РН «Ибо я знаю, что велик Всевышний, и Б-г наш над всеми богами.» Царь Давид говорит: «ибо я знаю». Именно слово «знаю». Потому что величие Творца невозможно рассказать другому человеку, и даже себе невозможно рассказать от одного дня к другому, то что светит ему в тот день.

РИ Это очень знаменитая фраза. В своё время я увидел её в другой книжке, она меня совершенно поразила. Он говорит: это означает какое-то внутреннее соединение. Т.е. есть у человека состояние, когда он может сказать «ани ядати», «я знаю Б-га». Он говорит: это состояние не только нельзя передать другому человеку, но нельзя даже передать самому себе от одного дня к другому. Каждый день что-то светит, и каждый день может светить что-то другое, или не светить вообще.

РН Есть какой-то день, когда у человека что-то высветилось. На следующий день начинается всё сначала: он должен искать этот свет по новой. И поэтому он сказал «я знаю», потому что то, что светило в один день, не светит в другой.

РИ Наверное, если говорить так, то один из самых больших обломов в служении Всевышнему это: иногда ты чувствуешь какой-то подъём, ложишься спать, и на утро начинается всё сначала, и нет никакого подъёма, и нет никакого света. И как будто бы ничего не было. В другом месте написано: как будто бы ты никогда не молился. Это большой облом. Невозможно рассказать другому человеку, и даже невозможно рассказать самому себе от одного дня к другому. Кстати, это одно из объяснений, почему бессмысленно и вредно агитировать людей за Ленина, за Сталина, за иудаизм, за христианство, за мессианство, за Хабад, за Бреслав. Потому что у каждого человека светит это иначе. Вот и всё.

РН Я знаю – потому что невозможно рассказать совершенно.

РИ Т.е. это внутреннее знание, которое не передаётся вербально.

РН То, что говорится дальше, то что Всевышний сделал на Небесах и на земле – это уже совсем другое. Это очень далеко от того, что сказано «ани ядати».

РИ Т.е. есть это внутреннее знание, а есть дальше что-то ещё. Всё что Всевышний сделал на небе и на земле – это уже другая лига. «Ани ядати» — это какое-то внутреннее знание, которое невозможно рассказать.

РН И это очень высоко, выше и выше, что невозможно устам рассказать «я знаю».

РИ Поэтому может быть так трудно говорить о религии, потому что, как бы это сказать, те кто знают – не рассказывают, а те, кто рассказывают – не знают. Т.е. человек, у которого есть внутренние переживания веры, он не будет трубить об этом на всех перекрёстках. И более того, это даже невозможно. А те, кто говорят, они не знают. И поэтому то, что распространяется – это, как правило, ложь.

РН Написано в Зоар: «Известен во вратах муж её».

РИ Это один из моих любимых стихов.

РН И объясняется в Зоар: каждый по тому, насколько он раскрывает своё сердце.

РИ Как человек раскрыл своё сердце – это то, что открывается у него внутри. Так Всевышний ему открывается. Почему я не люблю всяких таких вопросов, который кто-то написал мне перед уроком: есть ли в Хабаде понятие антихриста или что-то в этом духе. Какое мне дело до антихриста? Меня интересует то, что происходит в моём сердце. Есть антихрист, нет антихриста. Антимессия он написал. Какая мне разница? Я хочу понять, что происходит в моём сердце, хочу открыть своё сердце, хочу достичь знания, которое настолько глубокое и внутреннее, которое невозможно передать словами, и даже на следующий день.

РН Итак, объясняется в другом месте, что Всевышний раскрывается каждому, насколько он раскрывает своё сердце.

РИ И поэтому, есть люди, которые понимают, а есть люди, которые не понимают.

РН Очень хорошо полагаться на Всевышнего.

РИ «Бросить», буквально, себя на Всевышнего.

РН Положиться на Него полностью. Когда наступает новый день, я отдаю себя, передаю все свои движения, своих детей, всех кто со мной связан Всевышнему. Чтобы это всё было как Он хочет. И это очень хорошо. И также тогда я не должен вообще беспокоиться ни о чём.

РИ Или это происходит как должное, или как нет. Т.е., как бы, изначально человек говорит: «Пусть всё будет, как Всевышний хочет». И это как бы освобождает его от постоянной мысли: «я делаю правильно, я делаю неправильно». Я отдал это всё Всевышнему.

РН Поскольку он полагается на Всевышнего, то не о чем беспокоиться. Если Всевышний хочет иначе, то беседер, он готов вести себя, как хочет Всевышний. И также, когда наступает Шаббат или праздник, я отдаю себя и всё своё поведение, все свои движения той субботы или праздника Всевышнему, чтобы всё было как Всевышний хочет. И тогда, каким бы образом я не вёл себя в этот Шаббат или праздник, я не боюсь ничего, не боюсь, что может быть я не сделал то, что я должен сделать, относительно святости этого дня. Поскольку я всё уже отдал Всевышнему и положился на Него и поэтому я спокоен.

РИ Очень интересно. Получается, что когда человек постоянно беспокоится: сделал ли он правильно или неправильно – это не от веры в Б-га, а наоборот. Вера в Б-га – это положиться на Него, чтобы было так, как Ашем хочет. Интересно.

РН Очень много говорил о величии Всевышнего, и невозможно описать это письменно, и сказал: «Величию Всевышнего нет предела». Потому что происходят удивительные вещи, страшные вещи, и о них никто не знает. Это значит, что вообще никто не знает ничего о них. И также то, что написано, что в конечном счёте мы ничего не знаем, что это значит, что любое знание, в конечном счёте, приводит к тому, что мы не знаем. Это ещё не конечная цель.

РИ Т.е. на каком-то нижнем уровне знания он уже пришёл к выводу, что он не знает, а на высшем уровне знания он ещё даже не начинал познавать. Трудно сказать, что это на самом деле значит.

РН И также ещё выше. Получается, что мы никогда, никогда ничего не знаем. И тем не менее это ещё не конец, потому что есть ступень выше, где он ещё даже не начинал познавать и тем более ещё не достиг незнания.

РИ Тов. Если кто-то может объяснить, пусть объяснит.

РН Также очень много говорил о величии тшувы. И даже если очень сильно упали, и каждый упал туда, куда он упал, тем не менее нельзя отчаиваться, потому что тшува выше, чем Тора. И поэтому нет никакого отчаяния в мире. Если удостоится, то его грехи превратятся во что-то другое, в заслуги. И как сказали наши мудрецы, что переворачиваются грехи в заслуги. И есть здесь великие тайны. И только общий принцип, что из каждого падения в мире можно легко вернуться ко Всевышнему, потому что величию Его нет предела.

РИ Таким образом, по-видимому, он связывает эти две вещи. Поскольку величию Всевышнего нет предела, и поэтому можно вернуться от каждого падения. Достаточно интересная логика. Он говорит: мы просто не понимаем, насколько велик Всевышний, и поэтому нам трудно себе представить, как человек может подняться после падения. Т.е., наверное, у нас какая-то статическая модель Б-га, и поэтому мы себе это не представляем. Но поскольку величие Б-га бесконечно, то поэтому легко подняться после падения.

РН И главное от чего всё зависит – не отчаиваться, молиться, кричать ко Всевышнему, просить и молиться к Нему постоянно.

 

 

 

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий