Твой учитель «подобен ангелу»? — Зависит, в основном, от тебя самого…

Отрывок из урока рава Ицхака Гинзбурга (3 адара 5772, Кфар Хабад), по серии маамарим «Гемшех аин бет» Ребе Рашаба.

В данном отрывке рав комментирует часть маамара, посвященную взаимоотношениям учителя и ученика. Будет ли рав «подобен ангелу» или нет? — В значительной степени это зависит от самого ученика. Если рав «подобен ангелу» — тогда ты «подобен человеку».

(есть титры на русском. Для включения титров нажмите на кнопку cc на видео)

Ребе Рашаб говорит (это уже третья часть маамара)
здесь нечто очень важное.
Это связано с одним из основных учений Баал Шем Това,
«если рав подобен ангелу Вс-вышнего — Тору будут искать из уст его,
а если нет — то нет».
Что означает «подобен ангелу Вс-вышнего»?
«Малах» — те же буквы, что и в «кеилем» («как немой»).
Если он исполняет «тайну хашмаль» — молчит, перед тем, как говорить —
это знак того, что он «подобен ангелу» — и тогда можно искать Тору из уст его.
Здесь, Ребе Рашаб пишет целую главу в маамаре — понятно, что он не упоминает «тайну хашмаль»,
но то, что следует из этого — что вся идея этого учения Баал Шем Това —
это только когда есть глубокая внутреняя связь между учеником и учителем
когда они вместе находятся в «Мицраим».
Рав находится в «мейцар-ям», а ученик — в «мейцар-ми» — и тогда есть «тайна хашмаль».
Одно из основных учений Баал Шем Това.
Он также описывает процесс постижения… и объсняет еще что-то:
если есть ученик — также неделю назад мы говорили об отношении между учеником и учителем —
если есть ученик, которого не интересует в действительности глубинная суть учения его учителя
его интересует лишь постижение.
Пример: ученик должен сдать «багрут» (аттестат) — и он должен изучить материал
и все, что он сидит в классе — это для того, чтобы изучить материал,
чтобы сдать экзамен.
Это, понятно, крайний случай, совершенно «ло лишмо» —
можно долго говорить, насколько это плохо.
Ясно, что это может быть более тонко, ученик, который на самом деле думает, что он учит Тору во имя нее.
Но для него «Тора ради нее» — это разум.
В тот момент, когда этот ученик, которого единственное что интересует на уроке — это постижение,
«что у тебя есть сказать» — он никогда не постигнет глубину своего рава.
Ибо он, в сущности, «ахор беахор», он не обращается к раву, к его внутреннему содержанию
Все, что его интересует — это постижение.
Как это выражается?
Это проявляется в том, что такой учитель — он — совершенно точно — не «ангел»,
о котором говорит Баал Шем Тов.
Как он говорит это?
Он говорит, что когда этот ученик, которого интересует лишь постижение
задает раву вопрос —
то рав отвечает ему первое, что приходит ему в голову.
Немедленно. Первое, что приходит в голову.
Как тебя не интересует внутреннее содержание —
ученик, возможно, даже не осознает, что он в таком состоянии —
ученик — совершенно точно —  не знает об этом
он думает, что он самый лучший ученик в мире.
Но если ученик приходит из поверхностного интереса — то также и рав, «как вода отражает лицо»
рав ответит ему поверхностным ответом, и что значит «поверхностный ответ»? — Первое, что приходит в голову.
«Из желудка».
Так он объясняет.
Это называется «то, что ясно на первый взгляд».
Он использует два выражения: «первый взгляд» или «первая мысль».
Но если это настоящий ученик —
который хочет не только постичь разум, но хочет достичь некоей внутренней точки.
Это также разум — но он хочет достичь самой глубокой внутренней истины рава,
которую рав хочет ему сообщить.
То его вопрос прийдет и будет звучать совершенно иначе.
И тогда учитель — как «вода отражает лицо» —
Когда вопрос приходит из внутреннего, глубокого места —
он не ответит сразу.
Так он пишет.
Это кажется очевидным, но это очень важно.
Он пишет, что рав ответит, как говорит Баал Шем Тов.
И тогда он превратится в «ангела»
В сущности, следует из этого, что все учение Баал Шем Това — будет ли рав подобен ангелу или нет —
это также зависит от тебя, и в основном это зависит от тебя.
Если ты приходишь из внешнего места, то ты делаешь, что «первые — как люди»,
а мы — как ослы.
Но если ты приходишь из внутреннего места —
тогда ты делаешь, что «первые» — т.е., твой учитель — «подобны ангелам»
«Ангел» как объясняет Баал Шем Тов — молчащий.
И тогда ты — человек.
Зависит от тебя.
Это похоже на то, что спрашивают под хупой:
«нашел или находишь»?
— Зависит от тебя.
Если «нахожу я» — то «горче смерти».
Если «нашел жену» — то «нашел благо».
Здесь тот, кто «нашел или находит» — это ученик.
Если ты нашел рава, подобного ангелу, или же ты нашел рава, который обычный человек —
это зависит от того, как ты подходишь к раву.
Как ты спрашиваешь его.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий