1 сентября 2021 Рав Штейнзальц. Поднять небеса. Время — уникальность каждого момента

РИ Книга называется «Поднять небеса», это всякие его ворты, красивые всякие короткие выражения. Очень милая книжка, мы её уже начали читать пару дней назад и с удовольствием продолжаем. Итак – время, рав Штейнзальц о времени.

РШ Течение времени в еврейском мире не воспринимается как нечто одностороннее

РИ Т.е. то, что движется в одну сторону.

РШ Когда прошлое, настоящее и будущее связаны друг с другом причинно-следственными связями, но как соединение двух движений: с одной стороны продвижение вперёд, с другой стороны круговое возвращение назад.

РИ Т.е. с одной стороны прогресс, с другой стороны возвращение назад.

РШ В наиболее общем виде восприятие времени в иудаизме похоже на…

РИ Что такое «кав лулияни» не знаю.

РШ Есть всё время определённое возвращение к прошлому, и никогда это не бывает мёртвым переживанием, которое ушло полностью, но это реальность, возвращающаяся и открывающаяся определённым образом.

РИ Т.е. прошлое так или иначе постоянно присутствует.

РШ И оно всегда значимо. Но эта значимость меняется в соответствии с новыми временами.

РИ Т.е., как бы, накладывается прошлое и настоящее.

РШ Есть таким образом постоянное возращение на архетипы прошлого, но с другой стороны нет никогда полной идентичности между двумя моментами времени. Количество возвращения назад тоже не одинаково. На самом деле оно действует на нескольких уровнях, которые тоже соединяются друг с другом. Есть круг часов дня, есть круг часов недели, потом есть круг месяца, есть круг года, десятилетие, Шмита и т.д. – и все эти круги времени, они присутствуют в данный момент времени. Потом есть тысяча лет, есть семь тысяч лет. С помощью этих кругов прошлое присутствует в настоящем.

РИ Так можно понять.

РШ Человеческо-еврейский идеал жизни.

РИ Так в оригинале.

РШ Жить всю жизнь –это означает не готовиться во время взросления к жизни, которая потом будет.

РИ Т.е. не надо говорить подростку, что ты сейчас готовишься к жизни, которая потом будет. Живи сейчас свою жизнь.

РШ Не готовиться к будущей жизни, и тем самым терять жизнь настоящего и пренебрегать ей. И не огорчаться дням старости за жизнь, которая уже прошла. Но жить жизнь каждый момент, как она есть, не мечтать о далёком счастье, не мечтать о будущей жизни или о прошлой. Но жить удовольствием и наслаждением, которые есть сейчас, в ближайшей жизни, реальной, настоящей – это значит жить в настоящем. Настоящий идеал иудаизма, по которому идёт жизнь – это жить жизнью, получать, принимать жизнь и её процесс, её общее течение как оно есть, и жить в соответствии с этим.

РИ Хорошая мысль.

РШ Смысл не в том, чтобы прошло время

РИ Так сказать, день прошёл и ладно.

РШ Но жить временем.

РИ Т.е. цель не в том, чтобы убивать время, а цель в том, чтобы жить этим временем.

РШ Человек может запутаться с самим собой, и молиться во время Элул об отпущении грехов. Но вопрос всё ещё: «Здесь вообще была жизнь? Я вообще жил?». Для того, чтобы жить сегодняшним днём не нужно на самом деле ничего специального делать. Человек может учить страницу Талмуда, или сказать главу из Теилим, и быть живым. Но он может также сидеть в саду и играться с травой, и тоже быть живым. В известном смысле попытка жить – это попытка чувствовать наслаждение жизни. И как написано в книгах – это больше, чем любое другое наслаждение.

РИ Очень такое кукианское утверждение. Но также хасидское, потому что в хасидской иерархии сфирот таанут, наслаждение – оно стоит выше всего. Единственное, что человек выбирает источником наслаждения, в этом весь выбор. Так с точки зрения хабадского хасидизма.

РШ Когда мы произносим «Шана хадаша», «С новым годом» — в этом выражении есть внутреннее противоречие. Почему? Шана, год означает нечто повторяющееся. А новый означает нечто новое, получается – выйти из этого круга повторения. Все годы – это в сущности повторения, возвращения к базовому архетипу года: снова осень, снова зима, снова весна, снова лето, те же самые дни, короткие и длинные, дожди, солнце, холод, жара. Всё это повторяется из года в год. Т.е. Шана, год указывает на повторение. Небольшие различия между одним годом и другим есть, но не всегда ждут действительно чего-то нового. Это постоянное повторение годов – это не только погода, это не только времена года, это также повторение общего течения жизни, общей структуры жизни.

РИ Исключая какие-то особенные случаи, так происходит жизнь человека обыденным образом.

РШ И даже, когда есть какие-то изменения, переживания: рождение, свадьба, смерть – это тоже есть какие-то постоянные структуры, известные заранее. Но у большинства людей эти вещи так похожи друг на друга, что кажется, что не различные люди проходят чрез все эти этапы жизни, а какой-то такой общий человек повторяет их снова и снова. Этот человеческий шаблон, который как бы движется: он движется с места на место, одевает новые одежды, бегает на одни мероприятия и на другие, повторяет снова и снова те же самые движения, те же самые слова, те же самые эмоции. Для того, чтобы оборвать эту обыденность, должно произойти что-то, что изменит, что пробудит. Действительно, год за годом проходит, и то что было то и будет, и человек может провести всю свою жизнь повторяя внешнее содержание прошлых лет, не давая себе в этом отчёта. Каждый год будет для него старым годом: та же самая идея, те же самые вещи. Сон, которому нет конца, круг, из которого нет выхода. Поэтому звучит шофар. Этот голос — он неприятен для слуха, это всё простой крик, в котором нет слов. Нет там слов, которые человек может услышать, какое-то содержание. Этот голос кричит иногда труа, иногда ткиа гдола

РИ Это различные типы трубления.

РШ За то, что было, за то, что пропало, а иногда это предупреждение и также обещание, что всё таки возможно, что жизнь будет не только повторением того, что было, что может быть в этом круговороте времён года есть какой-то выход, какая-то дверь надежды. И это, на самом деле, новый год.

РИ Т.е. он говорит, что Шана хадаша – это надежда на то, что следующий год не будет похож на предыдущий.

РШ Начало года в большинстве культур – это время радости. Мы радуемся: начинается новое время, новый период, аспект, закончится год и его проклятия, и выражение надежды, что следующий год будет более счастливым. На первый взгляд между этими двумя сторонами нет связи. И тем не менее есть сущностная связь между этими двумя аспектами: между оптимизмом начала нового года и судом, который происходит в этот день. Поверхностным взглядом можно видеть, что Рош аШана – это просто такая дата, точка.

РИ Как говорится, случайная точка на линии времени.

РШ Но иудаизм видит в Рош аШана более глубокий смысл. Рош аШана – это день творения.

РИ День творения Адама.

РШ Более того это начало нового периода времени, что в узком смысле подобно творению мира заново, и обновление всего творения на ещё один период. И внутри этого общего понимания, что Всевышний обновляет мир каждый день, Рош аШана – это обновление, это общее обновление всего творения. Как бы решение заново, что этот мир будет продолжать существовать. День суда – это день подсчёта относительно прошлого. И этот подсчёт – это баланс, который должен ответить на вопрос: прошлый год оправдал своё существование? И отсюда более тяжёлый вопрос: оправдывает ли прошлый год продолжение существования? Готовы ли мы продолжить эксперимент на будущий год? Конец года как бы ставит мир на пороге завершения. До сих пор, какое-то время мир существовал со всеми своими подъёмами и опусканиями, а сейчас, как бы, стоит ли творить мир дальше? Поэтому Рош аШана – это соединение между прошлым и будущим. Суд и решение суда – это связь между тем, что было и между решением, относительно того, что будет.

РИ Ну это классическая еврейская концепция суда в Рош аШана.

РШ Нет времени, которое полностью было бы похоже на другое время. Также как нет человека, который был бы полностью похож на другого человека. И нет места, которое совершенно похоже на другое место. Нам кажется, что нет разницы, что есть одно и тоже единство времени, которое можно разделить на части, как это делают часы, на определённые периоды равные друг другу. Но этот взгляд происходит из того, что мы смотрим на это внешним образом. Таким же внешним взглядом можно воспринимать место. Когда говорят о месте только с точки зрения внешних размеров, то можно говорить, что от Дана до Эйлата есть столько-то километров и каждый километр похож на другой километр. Но на самом деле здесь есть гора, здесь есть долина, и каждое место – оно отдельное место. Невозможно сделать в Негев, то что делают в Кинерет. Есть много звёзд, все выглядят как одно и тоже, но Всевышний знает, считает звёзды и каждую называет по имени. У каждой звезды есть собственное имя, собственная сущность. И также о людях можно говорить с точки зрения чисел: два человека, сто человек, миллион человек. И в этом есть внешний смысл определённый. Но когда говорят о содержании этих чисел, люди отличаются друг от друга. Также можно говорить о единице времени: единица времени – это самостоятельная сущность, кусок жизни, кусок смысла, который начинается и завершается, рождается и умирает. И подобного ему не было и подобного ей не будет никогда.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Рав Штейнзальц. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>