12 сентября 2021 Рав Штейнзальц. Жить своей жизнью

РИ Мы продолжаем тему Хай Элул.

РШ Всю жизнь, что мы живём – нужно жить.

РИ Лехайм. Связано с тем, о чём мы говорили утром. Рав Штейнзальц рассказывает:

РШ Я один раз встретил бреславского хасида, звали его реб Авром и он был внуком рабби Натана из Бреслава (тот, который записал все учения рабби Нахмана). Ему уже было 95 лет, и у него очень болели ноги, и я помню, как он стоял в миньяне на молитве и говорил: «Когда-то я молился все молитвы Йом Кипура перед амудом»

РИ Т.е. когда-то я вёл все молитвы Йом Кипура.

РШ «А сейчас я слаб, и поэтому я буду молиться только вечернюю молитву, Мусаф и Неила.»

РИ В смысле вести молитву.

РШ Один раз его встретил один еврей, и он видит, что он идёт по дороге. И поскольку он уже старый и больной, то он идёт с большим трудом.

РИ Ползёт

РШ Еврей спросил у него: «Реб Авром, куда ты идёшь?» Реб Авром говорит: он идёт в микву. Еврей знал, что это примерно километр пути и спрашивает: «Реб Авром, может быть тебе не стоит идти? Ты уже не такой молодой, ты можешь отказаться от миквы на один день.» Реб Авром ему сказал: «Что значит отказаться? Всю жизнь, что мы живём – нужно жить.»

РИ Всё время, что мы живём – нужно жить. Представьте себе: человеку 95 лет, и он знает, что для него жить – это окунуться в микву перед молитвой. И он ползёт, каждый шаг ему доставляет боль, но он идёт, чтобы жить. В точности совпадает с темой, о которой мы говорили сегодня утром.

РШ Мы говорили, что цель Хай Элул, 18-го Элула – это внести жизнь в Элул. Это не значит просто провести время, но это значит жить это время. Человек может бить себя пяткой в грудь о всех своих грехах в месяц Элул. Но вопрос остаётся: здесь вообще была жизнь, ты жил вообще?

РИ Грехи – не грехи, ты жил вообще? Такое впечатление, что рав Штейнзальц подслушивает наши разговоры и наши фарбренгены. Как у него это получается.

РШ Вопрос Хай Элул это: «Как можно жить весь месяц Элул?» И поэтому человек, который хочет выйти из Хай Элул с какой-то мыслью: это не должно быть решение делать то-то или делать что-то. Это должен быть вопрос: «Как мне сделать так, чтобы мои дни были живыми, а не мёртвыми?»

РИ У кого есть ответ? У меня нет.

РШ Написано, что один из способов прилепиться к Б-гу – это уподобиться Ему. Можно думать про все разные способы, каким образом уподобиться Б-гу, можно, например, пытаться уподобиться Ему в смысле истины.

РИ Что Рамбам говорит, что истина – это только у Всевышнего.

РШ Но есть ещё что-то, что относится только ко Всевышнему, и это – жизнь. Нужно помнить, что Б-г – это Б-г жизни и Царь мира, Он живёт и даёт жизнь всему живому. И поэтому тот, кто живёт настоящей жизнью – он прилеплен к Б-гу.

РИ Хочешь прилепиться к Б-гу? Живи, чтобы это была жизнь, достойная называться жизнью.

РШ Жить в обычный будний день. Иногда люди думают, что жизнь – это какие-то переживания, какой-то восторг, приключения, праздники. Но нет, это не в этом смысле.

РИ Он говорит: наоборот, вопрос жизни – это именно в обыденные, в обычные времена, когда нету чего-то особенного. Хасидим говорили, что самый большой день в году – это день после Йом Кипура. У ашкеназов это называется «Б-жий день». Формальная причина этого, потому что в этот день мы перестаём говорить «святой Царь», а возвращаемся к обычному тексту, где говорится «святой Б-г». Но этот день называется «Б-жьим днём», с другой стороны, ещё по одной причине. Поскольку мы поднялись выше и выше в течении Дней Трепета, мы стали такими чистыми и святыми в Йом Кипур, и дальше есть вопрос: «Мы действительно достигли «Б-жьего дня»?» И этот день без всяких праздников и без всяких особенных мероприятий, даже не едят в него ничего особенного. Но нужно попытаться сделать его: жить один день со Всевышним. Как человек может жить со Всевышним? Это, в сущности, служение месяца Элул, каждый день, работать над тем, чтобы был ещё один день, когда ты жив. Можно взять кусочек из целого дня: три часа ил даже 24 минуты, и попробовать жить в эти минуты так, чтобы в этой жизни было что-то настоящее. И характер месяца Элул связан и соответствует этой работе. С одной стороны, есть раскрытие Б-жественности: в хасидской литературе сказано, что Царь находится в поле, и Он открывается всему народу. С другой стороны, в отличие от дней, которые идут дальше – Рош аШана и Йом Кипур – там нет каких-то празднеств или специальных молитв. Поэтому вопрос: «Как человек может оживить месяц Элул?» выражает настоящий вопрос. Не вопрос: как сделать большой или маленький праздник, или как встать в среду утром на молитву, обычную среду. Но вопрос в том, как сделать так, чтобы этот день был живым. Для того, чтобы жить не нужно ничего особенного. Человек может учить страницу Талмуда или сказать главу из Теилим, и быть живым. Но он может также сидеть в саду и играться с травой и тоже быть живым. Рассказывают, что рабы в Соединённых Штатах жили в очень тяжёлых условиях, была жизнь без покоя и без почёта. Когда раб хотел почувствовать какое-то наслаждение, он затыкал нос насколько он мог, пока он не чувствовал, что он задохнётся, и тогда он открывал нос и делал один большой вдох. И в этом вдохе он чувствовал наслаждение жизни.

РИ Интересный рецепт, надо попробовать.

РШ В известном смысле попытка жить – это попытка почувствовать наслаждение жизни. И написано в книгах, что это наслаждение больше, чем любое другое наслаждение.

РИ Т.е. что такое жизнь? Это наслаждение. Что такое жить? Это чувствовать наслаждение от жизни.

РШ Кем ты был. Есть люди, которые ездят по всему белу свету, но на самом деле они не живут. Они могут прожить 90 лет, и все эти 90 лет быть мёртвыми, провести все свои дни во всех различных делах: кушать, пить, спать и делать всё остальное. Но вопрос: сколько дней из них они по-настоящему жили? Один из способов посчитать дни жизни человека – это посчитать, сколько дней из них были по-настоящему живыми. Посчитайте, например… Был такой арабский султан, стоявший во главе государства. И это была великая держава, богатая держава. И всё что человек мог себе позволить в материальности и в духовности у него было. В конце дней он говорит: «Я пытался посчитать сколько счастливых дней было у меня в жизни. Я посчитал все свои счастливые дни и не нашёл даже семи.» Так человек может посчитать или спросить себя: «Сколько дней или часов жизни было в моей жизни?» И это не «сколько часов отбили часы в моей жизни, или чем я их заполнил?» Сколько дней это была жизнь, которую я могу назвать жизнью? Жизнь, которая есть «таануг», удовольствие.

РИ Очень странно, да. Обычно мы считаем, что удовольствие должно быть только от духовных вещей. По-видимому, рав Штейнзальц считает иначе. Он говорит: уподобиться Б-гу – это Он жив и вы тоже живите. Как эта классическая формула – «живи и давай жить другим». Похоже, что она применима и к иудаизму тоже. Т.е. пусть каждый день, каждый момент твоей жизни будет наполнен наслаждением, а не страданием. Если нет, то, наверное, ты великий грешник. Очень известное место в Тании: «за то, что ты не служил Б-гу в радости». Аризаль говорит, что все наказания на человека приходят за то, что «ты не служил Б-гу в радости». По-видимому, он раскрывает эту тему: если ты не чувствуешь наслаждения от своей жизни, а Б-г – это жизнь, то ты не служишь Б-гу, а служишь кому-то ещё. Очень интересно. И это не вопрос, сколько тиков часов было в твоей жизни, или чем ты её наполнил, а сколько моментов наслаждения было в твоей жизни. Удивительные слова.

РШ В высшем мире спросят каждого человека два больших настоящих вопроса. Первый вопрос – что ты делал в своей жизни? И будут люди, у которых есть отличный ответ на этот вопрос, потому что они много чего сделали в своей жизни. Они смогут напечатать целый отчёт, всё что они сделали. А второй вопрос – кем ты был? И этот вопрос гораздо более трудный, чем первый вопрос, потому что есть очень много людей, которые работают очень тяжело, и делают очень много хороших вещей, и при этом они ничего не стоят. Есть такие ничего не стоящие люди, которые играют в футбол, есть такие ничего не стоящие люди, которые пишут книги, есть ничего не стоящие люди, которые убивают других людей. Каждый из них может спросить себя два этих вопроса. Первый вопрос: «что он делает в мире?» и второй вопрос: «кто он?» Второй вопрос связан с вопросом – или он живёт жизнью, в которой есть что-то настоящее, или нет.

РИ Интересная концепция, да. Т.е. получается, что тшува, которую мы должны делать – это то, что Всевышний даёт нам жизнь, а мы не живём? Так получается. Достаточно необычная концепция.

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Рав Штейнзальц. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>