13 сентября 2021 Рав Йонатан Сакс. На языке будущего. Без паники

РИ Прошлый раз мы говорили про «перевернувшийся мир», что в конце 20-го века, вначале 21-го, казалось, что начинается новая эра и вдруг пошли теракты, и буквально несколько дней назад мы отмечали 11 сентября. И, как говорится, еврейство входит в мир с нерешёнными проблемами. Такое впечатление, что мы это читали. А вот это. Он говорит о том, что это проблема не только антисемитизма, евреи не одиноки в этой борьбе, это проблема общемировая и в одиночку еврейский народ не способен победить зло. Примерно на этом мы закончили: читали про Мартина Лютера Кинга, про его выступление, как он видит обетованную землю, а на следующий день он был убит. Наиболее важный вызов, стоящий перед народом Израиля, в Израиле и в диаспоре, — это восстановить настоящий еврейский нарратив. И это то, что воодушевило писательницу Джордж Элиот, которая задолго до Герцеля описала возвращение в Сион, и это то, что воодушевило Мартина Лютера Кинга, и пришло время чтобы это воодушевило самих евреев тоже. Этим мы закончили.

РС Освободить зло. Это не есть ни на чём не основанный оптимизм. Еврей, который знает еврейскую историю, не может быть оптимистом. Нет, это чистый реализм. Уже Бен Гурион сказал в Израиле: «Реализм означает верить в чудеса». Для евреев вера необходима как сама жизнь, без неё еврейский народ бы не устоял. В 2001 году, когда началась война терактов, после того, как развалился Ословский процесс, я сказал послу Израиля в Британии: «В прошлом враги Израиля пытались столкнуть Израиль в военный конфликт и терпели поражение. Потом они пытались столкнуть в политический конфликт, и снова потерпели поражение. Сейчас они пытаются столкнуть нас в духовный конфликт и здесь они могут победить».

РИ Т.е. это не военная проблема сейчас, не политическая, а духовная. Что это значит – давайте посмотрим.

РС И это в конечном счёте идея террора 21-говека. Израиль – это его постоянная цель. Террористы-самоубийцы перевели войны с фронта на автобусы в Хайфе, на магазины Тель-Авива, рестораны Иерусалима.

РИ Сегодня был теракт в Иерусалиме.

РШ В те тяжёлые годы родители посылали своих детей на автобусах в школу, и они были не уверены, что они увидят их снова. Ракеты Хизбаллы, ракеты Хамаса подставили 2/3 населения Израиля на севере и на юге под свой удар. Когда я пишу это, то семилетние дети в Сдероте прячутся в бетонных укрытиях от ракет. Делегитимизация, которая делается Израилю в широких кругах СМИ и неправительственных организациях, заставляет её жителей чувствовать себя оставленными и одинокими. Цель – устрашить и создать отчаяние. И чтобы защититься от этого требуются огромные ресурсы веры и силы.

РИ Т.е. он говорит — это кризис духовный. Т.е. террор создаёт духовный кризис, не военный.

РС И это особая сила террора в эпоху глобализации. Террор не только нападает на мирных граждан и окрашивает их жизнь в цвета страха. Самая большая сила террора в том, что он берёт позитивные качества свободного общества и использует их как его слабые точки. Классический пример – это нападение в Бомбее в 2008 году, когда было нападение на Бейт Хабад, и погиб там раввин и его жена, Габриэль и Ривка Гольцберг. Они были посланниками Хабада, я их не знал лично, но Любавичский ребе повлиял на меня тоже. Он сделал нечто, что перед ним никто не сделал: он послал своих посланников по всему миру, всюду где есть еврей, или что еврей может там быть. И задача посланников была – делать там Батей-Хабад, «ворота, которые будут распахнуты для гостей». И это то, что делали супруги Гольцберг. По некоторым данным они предоставили еду и ночлег тем самым людям, которые потом их убили. Я был знаком с Любавическим ребе. Он сделал меня раввином. И много лет я удивлялся: что заставило его сделать эту сеть шлухим, сеть посланников и миссионеров. Никогда не было, чтобы раввины занимались приближением евреев, которые оторвались от еврейства. Потом я подумал, что ребе верил в идею «тикун», в идею исправления в её кабалистическом смысле: что наши действия способны освободить разбитый мир и спасти искры Б-жественного света из среды человеческой тьмы.

РИ Т.е. он говорит, что идея Батей-Хабад – это чисто кабалистическая идея.

РС Во времена жизни Ребе произошла Катастрофа, которая уничтожила почти весь мир хасидизма и кабалы восточной Европы. Возможно ли спасти свет из такой массы зла? И, по-видимому, Ребе пришёл к выводу, что если нацисты в своей ненависти стали охотиться за каждым евреем, и достигли далёких островов, самых далёких общин, самых далёких укрытий, то он пошлёт своих хасидов, чтобы искать каждого еврея и делать это с любовью. Эта мысль заставила меня сделаться раввином. После трагедии в Бомбее я начал спрашивать себя: если такая милость возможна также во времена террора?

РИ Т.е. можно ли продолжать действовать в направлении милосердия также во времена террора?

РС Авраам Авину, как рассказывается в книге Берешит, приглашал гостей и потом обнаружил, что это ангелы. Голцберги пригласили гостей и обнаружили, что они убийцы. Может во времена террора – открыть двери и сердце означает открыть двери опасности? Ответ должен быть отрицательным. Путь иудаизма, и Ребе его блестящий пример, — это спасти надежду от трагедии. Даже в мире полном тьмы любовь всё ещё лечит, добро всё ещё избавляет. Террор убивает, но в конце концов он убивает себя сам. А память о тех, кто делает добрые дела другим людям остаётся, и светит после них.

РС Стремление к силе или стремление к жизни. Тысячи книг написаны про террор после того, как израильский мирный процесс потерпел крах, и после 11 сентября 2001 года. Они все занимаются вопросами: как действуют террористические организации, какова политика террора, какова психология террористов-самоубийц, природой фундаментализма и также о том, что необходимо вести священную борьбу, отдать жизнь за эту борьбу. Но среди этих книг я не нашёл ни одной книги, которая говорила бы о том, что можно победить террор с помощью надежды, с помощью простой идеи – отказаться бояться.

РИ Очень созвучно мне сегодня. С утра я, по-моему, даже поставил линк на эту статью, что это сегодняшняя консел, что, когда человеку объявляют бойкот – это политика сегодняшних ультралевых. А, Петя Полонский поставил эту статью, и я у себя на ленте её перепечатал. Так он говорит: консел должен быть – консел страху, не бояться. Т.е. единственный ответ – не бояться. Как сказал в своё время рав Глуховский: не бояться даже собственного ецер ара. Потому что основное оружие ецера – это страх. И Ребе тоже как-то сказал, что предыдущий ребе никогда не боялся, не удивлялся. Даже если он видел супер-дупер праведника – он не очень выходил из себя, или даже когда видел супер-дупер грешника – он тоже не очень выходил из себя. Это называется «не выходить из себя». Он говорит здесь, что это главное оружие в борьбе с террором.

РС Руководители Аль-Каида, Хамаса, Хизбаллы повторяют снова и снова свои мантры, что они победят в битве, которая изменит лицо 21-го века, поскольку «вы любите жизнь, а мы не боимся смерти».

РИ Это такой лозунг всех террористических организаций.

РС Этот лозунг очень точно объясняет, где проходит линия фронта нашего времени. Моше Рабейну в конце своих дней говорит: «Я призываю вам в свидетели Небеса и землю, жизнь и смерть я дал перед тобой, благословение и проклятие. И выбери жизнь, чтобы ты жил, ты и твоё потомство». Выбор жизни – выбрать Эрос перед Танатос.

РИ Я думаю, все знают, что это такое.

РС Мир перед войной, упование перед страхом – это не есть нечто, что можно видеть, как само собой разумеющееся.

РИ Т.е. выбрать жизнь – это не само собой разумеется. Именно к этому призывает Моше в конце своих дней. Существенно, что он призывает к этому перед тем, как они пойдут на войну. И он говорит: «выбери жизнь».

РС Дарвин или его хасиды описывают жизнь, как борьбу за выживание. Фрейд обнаружил, что инстинкт смерти – это одна из самых мощных сил, которые действуют в человеческой личности. Маркс видел историю как классовую борьбу. Карл Шмидт видел политику, как поиск врага. Психологи-эволюционисты, как Дэвид Басс, рассказывают нам, что убийство – это эволюционное приспособление, эволюционная стратегия, для того, чтобы передать гены следующему поколению в мире, который борется за плодовитость.

РИ Как львы, которые борются за самку. Все, наверное, видят эти ролики в интернете.

РС Когнитивные психиатры, такие как Аарон Бек, считают, что ненависть происходит, когда мы переносим на других негативные стороны собственной личности. Как бы мы не объясняли причины ненависти, насилия и смерти, факт, как сказал историк 19 века «война имеет возраст, как возраст человека, а мир – это изобретение нового времени». Это понимание даёт нам первый намёк о направлении, по которому я хочу идти в этой книге. Книга, которая пытается прочитать еврейскую историю и показать, почему это важно также для не евреев, и каким образом это затрагивает те угрозы, которые сейчас стоят перед еврейским народом. Ключевой фигурой здесь является самый глубокий, самый радикальный, самый не дающий покоя философ последних двух столетий Фридрих Ницше. Фридрих Ницше – это человек, который впервые произнёс слова «Б-г умер», это человек, который поставил в середину, в центр новой системы ценностей, стремление к силе. Он выразил ненависть не в отношении евреев, но в отношении еврейства, ещё больше в отношении христианства. В 1889 году, когда ему было 45 лет, с ним произошла какая-то душевная травма, от которой он не оклемался. Но год до того он написал его самую провокационную и зажигающую вещь, которая называется «Антихрист». И он пишет, что евреи – это самый странный народ в истории человечества, поскольку, когда они стоят перед вопросом «быть или не быть», они выбрали сознательно существование любой ценой.

РИ Не очень понимаю, что он здесь говорит.

РС Еврейство поставило целью выживание любой ценой, и они взяли все условия, в которых любой другой народ мог существовать, и они опровергли все природные условия, одну за другой, великий культ, мораль, историю, психологию в противоположность их природным аналогам.

РИ Я не могу сказать, что я понимаю, что здесь говорится.

РС Евреи – это самый опасный народ и нет ничего опаснее в мире.

РИ Чем опасны евреи – что они переворачивают природу. Так он получается говорит.

РС Со своей точки зрения Ницше прав. Евреи противились всему тому, что он представлял: природа, гордость, животная сила, презрение, которое сильные чувствуют перед слабыми, умные перед глупыми и наивными, учёные перед толпой. Он обвинял евреев в том, что они создали христианство, а христианство кастрировало Европу. И особенно арийскую расу и уничтожило у неё стремление к власти, которое для неё естественно. Иудаизм он назвал морализаторским восстанием рабов, восстанием притесняемых против своих притеснителей. Иудео-христианская этика для него была точной противоположностью его веры: скромность вместо превосходства, сочувствие жертве вместо сочувствия победителю, забота о слабом вместо любви к сильным.

РИ Очень интересно. А с этой точки зрения, рав Кук на какой стороне? Или он на обоих сторонах. С одной стороны, рав Кук – это очень сильно «природа». Т.е. как бы, есть что-то здравое, что говорит Ницше, что нельзя полностью уничтожить природу человека. С другой стороны, он говорит: иудео-христианская цивилизация – это восстание против природы. Но это кстати тоже очень логично, потому что, если мы говорим: разум и эмоции, или голова и тело – они в постоянном конфликте. Т.е. еврейская цивилизация – это голова, которая восстаёт против природы. Я бы сказал, что обе стороны здесь говорят по делу.

РС Ницше стало бы страшно, если бы он узнал, как нацисты использовали его идеологию.

РИ Он то всё это писал теоретически, не думаю, что он имел ввиду, что это кто-то возьмёт как на практике.

РС Но он действительно отождествлял себя перед всеми, раньше всех и совершенной ясностью, с тем, что Германия должна оставить путь разума и просвещения и подняться на языческий путь.

РИ Так сказать, вернуть себе древних языческих богов и кровное единство.

РС И он прав, и это выбор: или стремление к силе, или стремление к жизни. Иудаизм, как религия Б-га жизни, которую отец всех пророков заповедует: «выбери жизнь» — это постоянный призыв к освящению жизни. И нет в этом ничего природного, еврейский Б-г – это не Б-г природы, это Б-г, который над природой. Природа очень часто выглядит жестокой, свободной от каких-то моральных запретов. Природа рождает из разрушения: звёзды рассыпаются и так они рождают планеты, животные приходят в мир и растерзываются другими животными, человек появляется, соединяется в какие-то кланы, семьи, колена, города, государства, империи, приобретает власть над другими людьми – ничего плохого в этом нет, но нет также ничего хорошего. Природа, как называется в одном из сочинений Ницше – она за пределами добра и зла. Это то, что «оно». И мы можем принять существование природы с радостью и с огорчением, а можем развить ощущение трагичности жизни, но это всё наше воображение. Мы одни во Вселенной, мы можем властвовать сами или быть под властью других. Всё существующее – это только слепое и равнодушное существование вещей. Каким-то образом на пути, который ещё не ясен, евреи открыли другую истину, или может быть она открыла их, что над природным существованием есть то, что «достойно быть». Реальность не является необходимостью, может быть другой мир. Природа –это не последнее слово, ибо природа создана кем-то или чем-то, что находится вне её. И эта сущность, создавшая мир, она создала также нас, по своему образу и подобию, и дала нам силы стоять над природой. Мы свободны, и мы можем выбирать. Мы не обязаны принимать приговор, который нам вынес случай, или судьба, или наши низкие страсти, или человеческий геном. Мы способны воцарить свободу над детерминизмом, справедливость над силой, способность ограничить движение по повторяющимся кругам истории и наметить новый путь. Мы не можем победить смерть, но мы можем победить те силы, которые заставляют людей убивать другу друга, убивать невиновных, и мы можем выбрать жизнь. Много лет назад один мужчина и одна женщина услышали голос, который сказал им оставить свою страну, свою родину, дом своего отца и выйти в путь. Они ничем не отличались от других людей, и не было видно вообще, что путь, по которому они начинают идти изменит историю человечества. Этот человек – он не был великим бойцом, и также он не был творцом чудес, он не был революционером, он не был гуру, у которого были тысячи хасидов. Ничего не объединяло его с классическими героями древнего эпоса. И тем не менее, это человек, который повлиял на наибольшее число людей в истории человечества: 2,2 миллиарда христиан, 1,3 миллиарда мусульман, 13 миллионов евреев – это более половины от 6 миллиардов, которые живут сегодня и видят себя биологическими или духовными продолжателями его пути. Звали его Авраам, жену его звали Сара. Самое удивительное в Аврааме, и самое революционное в Аврааме – это не был Б-г, которому он служил. Тора говорит, что он не был первым монотеистом, первым монотеистом был Адам. Новость Авраама была, что вера – это путь людей к обетованной земле. Это путь Даниэля Деронда, героя романа Джордж Элиот, к которому он направляется. Это путь, о котором говорил Марти Лютер Кинг в своей последней публичной речи, и это также современное возвращение в Сион, самое удивительное и самое дерзкое мероприятие в истории народа в новое время. Но по исторической иронии самое большое достижение этого пути породило также знак вопроса над существованием еврейского народа, как единого народа.

РС Вот такой текст. Он говорит: у нас есть надежда, и у нас есть путь – это всё, что у нас есть. Он говорит о том, что есть путь и нет уверенности, но есть надежда. Т.е. возлагать какие-то особые надежды, строить какие-то ожидания тоже не стоит, но он говорит: у нас есть трёх-четырёх тысячелетняя история и может быть какие-то сегодняшние проблемы стоит рассматривать с точки зрения вот этой глобальности. Да, сегодня есть плохое правительство в Израиле, есть плохое правительство в Америке. А что если посмотреть на это с точки зрения глобальной еврейской истории? Что, не было хуже? Было значительно хуже. И с этой точки зрения можно найти какой-то разумный оптимизм, и не заморачиваться на негативе, которого всегда с избытком, захлёстывает. А искать добрые точки и умножать свет, умножать добро и это сегодня путь сыновей Авраама и всех, кто к ним относится.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Йонатан Сакс. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>