12 сентября 2021 Рав Кук. Орот аТшува гл.7. Ценность этого мира

РК Природа тшувы — она даёт человеку покой и одновременно серьёзность.

РИ С одной стороны тшува даёт человеку внутренний покой, с другой стороны тшува — это движение принять ответственность за свою жизнь. Воспринимать жизнь всерьёз, может быть так. С кем-то мы вчера это обсуждали…

РК Даже сама мысль о раскаянии есть утешение.

РИ Т.е. сама мысль о раскаянии есть боль и одновременно утешение.

РК В одной маленькой точке её великого света уже заложен свет целого мира. И одновременно она показывает человеку те вещи, которые он должен исправить, которые спасают его от высокомерия, и даёт ему сладостный свет, который сообщает его жизни великую постоянную ценность.

РИ Очень интересно и очень странно. Давайте попробуем повторить ещё раз. Природа тшувы, что она даёт человеку покой и одновременно, скажем так, серьёзность или ответственность. Я не уверен, что это точный перевод. Сказано: «Не следует молиться иначе как из «ковед рош». «Ковед рош» в том контексте означает «ахнаа», как Раши пишет, т.е. униженность, подчинённость. Поэтому я бы перевёл, что тшува – это с одной стороны даёт человеку ощущение покоя, а с другой стороны ощущение своей униженности перед Б-гом. Так, наверное, точнее. Ну, наверное, вязанные кипы не любят таких слов, поэтому он здесь переводит как серьёзность. Ну, это отдельная тема.

РК Она утешает его также в самой мысли о тшуве. В одной точке её великого света заложено великое счастье целого мира, и вместе с этим она показывает человеку всё, что он должен восполнить, что спасает его от излишней самоуверенности и сообщает ему сладкий свет, придающий великую и постоянную ценность его жизни.

РИ Тут есть, кажется, сразу несколько тем. Первая тема, которая как раз крутилась у меня в голове на последний шабес, по-моему, даже мы с кем-то обсуждали, — это ценность жизни. Очень часто человек так стремится к Б-гу, что жизнь теряет для него смысл, ценность. На самом деле, после прочтения религиозной литературы… про христианскую – это пусть Паша скажет, про иудейскую – я могу сказать… все религиозные классические книги полны идеей того, что эта жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а смысл жизни – это только служить Б-гу. Этого и в хасидской литературе полно, и в Тании можно найти, что жизнь сама по себе не имеет никакой ценности, а вся ценность жизни – это служить Б-гу. Ну, и человек может подумать, что это всерьёз, человек может подумать, что это относится к нему и, как говорится, это сложно. Ещё раз говорю, это классика религиозной литературы, нравоучительной литературы. Это даже, так сказать, у Алтер Ребе есть такая фраза, что даже любовь к жене и детям – столько, сколько положено по Торе это да, а больше этого – нет. Ещё раз говорю, возможно, что 200 лет назад это звучало чем-то нормальным, а сегодня нет. Поэтому последняя фраза здесь – она очень значима для меня, которая говорит: тшува даёт человеку ощущение ценности его жизни. Получается, что тшува – это вернуть себе ощущение ценности его жизни. Жизнь имеет ценность. Интересно, что предыдущий кусочек говорит, что тшува спасает его от высокомерия. Могу ли я связать эти два кусочка вместе? Наверное, да. То, что человек не ощущает ценности в жизни – это высокомерие, это неправильность, то, что он говорит: только Б-г у меня есть, больше ничего нет. Ок, у тебя есть только Б-г потому что это высокомерие. Интересно он здесь говорит, тоже слово такое не совсем обычное, он говорит «шаананут» — беспечность. Беспечность и высокомерие. Т.е. человек думает, что он верит в Б-га, а на самом деле это беспечность и высокомерие, в результате которого он не чувствует ценности жизни. Интересное место. Так что такое тшува? Вернуться куда?

Комментарий. Радость и подчинение, плач в тшуве. Она утешает его даже одной мыслью. Да, с одной стороны есть в тшуве ощущение сладости и удовлетворения на каждом шагу и даже самом маленьком. Поскольку человек чувствует, что он входит в новый мир, что он отряхивается от грехов и недостатков и заходит на другой путь. Тшува показывает ему, что он должен восполнить, завершить, спасает его от высокомерности и от беспечности. С другой стороны, тшува заставляет человека, приводит человека на путь бесконечных требований. Постоянное требование к себе спасает человека от того, чтобы погрузиться в ощущение удовлетворённости, которое приводит человека к тому, что он никуда не двигается. И требование достижения недостижимого совершенства заставляет человека двигаться, приводит к тому, что есть какой-то смысл в его жизни.

РИ Что такое смысл жизни, что такое ощущение ценности жизни? Не знаю, моё ощущение, что очень часто люди, идущие по пути тшувы теряют вот это ощущение ценности жизни и не замечают этого. Есть такая система, называется «некуда-сфира-парцуф». У рава Гинзбурга это одна из центральных тем. «Некуда» означает точка, «сфира» означает структура, «парцуф» означает организм. Он применяет это в очень многих контекстах. Т.е. когда я гляжу на кого-то и на что-то… По-моему, он это объясняет как три каббалы: каббала Рамака, каббала Ари и каббала Баал Шем Това, что это тоже три этих ступени. Но мне кажется, что это гораздо более широкое идея. «Некуда», точка означает…   Когда я смотрю на другого человека, что я там вижу? Или что видит другой человек, который смотрит на меня? Он видит точку, или он видит структуру, или он видит организм, живого человека? Что значит, что он видит точку? Или что я вижу точку? Это значит, что другой человек – это просто для меня какой-то ресурс, скажем так. Человек не существует, существует ресурс. Например, человек мне улыбается – он даёт мне какую-то энергию позитивную, ок, позитивный ресурс, позитивная точка. Человек не улыбается, значит он даёт мне негативную энергию, негативная точка. Когда я обращаюсь к человеку, учитываю ли я его эмоции, его состояние, его настроение, как он на это отреагирует. Т.е. это всё на тему: если я вижу точку, то мне интересно, так сказать: «вот я хочу ему вот это сказать сейчас». На днях была смешная история. Я пришёл в местную ешиву, там народ, в основном, под тридцать, за тридцать, все конечно баалей тшува, все конечно приветствуют мою новую причёску. Один подходит: «Слушай, а чего ты пейсы не оставил?» Я говорю: «А что — ты государственный контролёр?» Он: «Нет, ну а что ты пейсы не оставил?» Я говорю: «А ты не понимаешь, что твоё замечание оскорбительно?» Он говорит: «Нет, не понимаю.» Я ему говорю: «А ты понимаешь, что ты смотришь на человека, как на куклу?» Он говорит: «Нет, не понимаю.» Т.е. он так ничего и не понял. Т.е. он настолько глубоко в тшуве, что другой человек просто кукла, а у куклы значит парик не на месте. Ну, естественно, другой человек – это зеркало, другой человек – это приглашение подумать, а как я смотрю на других людей? Это как раз тема, о которой говорит рав Кук: а другой человек вообще имеет какую-то ценность? Соответственно, а я сам имею какую-то ценность, или я какая-то кукла, которую сверху дёргают за верёвочки? Это как раз то, что Григорий сказал. Что, кто такой Б-г? Мы куклы, а Б-г дёргает за верёвочки. Он говорит: тшува спасает человека от высокомерия и даёт ему ощущение ценности собственной жизни. По-моему, или про пятого ребе, или про кого-то из рабейн говорится, что хасидут говорит именно о ценности материальности, о ценности материального тела. Есть очень много достаточно характерных фраз таких, сейчас ничего не приходит в голову конкретного, но есть несколько фраз о том, насколько великую ценность имеет человеческое тело. Самая известная фраза, которая вспоминается — Межереческий Магид говорит: «Когда делается маленькая дырочка в теле, то делается большая дыра в душе». Магид – это второе поколение хасидизма. Если делается маленькая дырочка в теле, то делается большая дыра в душе. Есть ещё целый ряд таких выражений. Т.е. хотя хасидизм, в принципе, всё-таки больше смотрит на душу, чем на тело, но вот есть какие-то такие моменты.

РК Тшува переворачивает все грехи, все ужасы, духовные страдания, всю мерзость, и превращает их в наслаждение и покой. Потому что посредством их светит человеку глубина сознания ненависти зла, и любовь к добру усиливается в нём с великой силой. Выше, чем всякий расчёт, он наслаждается тем утешением, когда он чувствует ту Б-жественную благодать, которая особая для баалей тшува.

РИ Т.е., как бы, в тшуве есть ощущение какой-то Б-жественной благодати, какого-то утешения.

РК С одной стороны сломленное сердце и подавленная душа, а с другой стороны какая-то сладость, которая связывается с глубокой верой вечного спасения. Всякая мысль о тшуве соединяет прошлое и будущее.

РИ Надо учитывать, что это отрывки, собранные из произведений рава Кука, из дневников рава Кука, поэтому они не всегда идут по порядку. Мы как-то говорили, что только три первых главы идут по порядку, а дальше это какой-то сборник.

РК Всякая мысль о тшуве соединяет прошлое с будущим, а будущее поднимается всё выше, когда человек делает тшуву из любви.

РИ Вероятно, предыдущий абзац – это конечно тшува из любви, когда его, так сказать, грехи превращаются в заслуги. Как мы легко можем понять, что тшува из любви – это скорее всего не та ступень, которая к нам имеет какое-то отношение.

РК Посредством мысли о тшуве человек слышит голос Всевышнего, который взывает к нему из Торы, из всех чувств сердца, из всего мира, из всего, что его наполняет.

РИ Начинает слышать голос мира.

РК Стремление к добру усиливается внутри него, и сама плоть, которая приводит к греху, утончается, пока свет тшувы не проникает в него.

РИ Т.е., человеческая плоть, которая источник греха – она посредством тшувы исправляется, утончается, облагораживается и свет тшувы проникает в него.

РК Мысли о тшуве открывают глубину воли, и сила души раскрывается посредством них во всей своей полноте. Чем больше тшува, тем больше в ней свободы.

РИ Каким образом тшува связана со свободой? Тшува, особенно высшая тшува, она ассоциируется с Бина, а Бина – это «мир свободы». Поэтому высокая тшува – это та тшува, которая даёт человеку свободу. В каком смысле свободу? Например, свободу открывать разные книги, свободу смотреть на вещи с разных точек зрения. Может об этом идёт речь тоже. Т.е. когда человек, так сказать, до тшувы, он смотрит на вещи очень жёстко, т.е. Тора представляется ему чем-то жёстким, какой-то жёсткой структурой. А если человек делает тшуву, то, возможно, что он вдруг получает свободу. Может быть.

РК Я вижу, как грехи стоят как преграда против яркого Б-жественного света, который сияет всей своей силой над каждой душой, и они затемняют свет души. Тшува, даже если это просто проходящая мысль – она тоже приводит к большому спасению, к истинному избавлению. Нешама (душа) приходит только посредством реализации той мысли о тшуве, которая пришла. И тем не менее, поскольку эта мысль связана со святостью и с желанием вернуться к Б-гу, не следует бояться, ибо Всевышний представит человеку все пути для того, чтобы полная тшува, которая освещает всю тьму светом своей жизни, приобретается посредством их.

РИ Не очень понял. Всевышний предоставит человеку все пути. Т.е. человек, который идёт по пути тшувы – Всевышний ему предоставит все пути, чтобы он мог сделать полную тшуву, которая освещает всю тьму его жизни своим светом и … не знаю, как это связано.

РК И чем выше тшува, тем благословенней становится Тора, тем больше она проясняется, и его учёба становится ясной, «сердце сломленное и разбитое Б-г не отвергнет».

РИ Надо сказать, как мы уже подчёркивали это много раз, что тшува в смысле возвращения к религии и тшува, о которой речь идёт в большинстве таких отрывков: исправление каких-то дурных дел – это вообще говоря не одно и тоже, вообще говоря это даже никак не связано. Тшува, когда мы говорим баалей тшува, вернуться к Б-гу – это совсем другое. Поэтому нужно понимать, что отсюда брать, что не брать, какие-то вещи да, какие-то нет.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий