Переводил урок рава Гинзбурга по «Бати леГани[1]«.
«Бати леГани» — это מאמר קבלת הנשיאות[2], это маамар, с которого начался несиют, руководство Ребе, когда Ребе принял на себя руководство движением Хабад (в 1951 году). В сущности, «программный» маамар Ребе, определяющий основные принципы служения и задачи нашего поколения, «седьмого поколения», и «поколения пяток Мошиаха». Поэтому, каждый хасид, который хочет понять, что, собственно, Ребе «хочет» от нашего поколения и от него лично, в чем состоит шлихут поколения и личный шлихут каждого – пусть учит «Бати ЛеГани».
[Для тех, кто не в курсе, рав Гинзбург, как любой хасид Хабада, тоже учит «Бати Легани», и, как это принято в Хабаде, каждый год изучают один перек из «Бати леГани» предыдущего Ребе, плюс соответствующей текущему году маамар Ребе].
Бекицур, в этом году (уже в прошлом году) учили Бати ЛеГани 5730 – маамар, который Ребе сказал 40 лет назад, объясняющий, соответственно, в основном 20 часть маамара предыдущего Ребе.
[«Небольшое отличие» рава Гинзбурга от «обычного» хасида: «обычный» хабадник прочитал Бати леГани 5730, наверное, в субботу, в канун йуд шват, потом, конечно, в йуд шват, может, в лучшем случае, еще раз после йуд шват. Рав Ицхак Гинзбург «читал» этот маамар примерно 4 месяца. 4 месяца продолжались уроки по Боси ЛеГани 5730. Кто читает на иврите – они все выложены на сайте
14 ияра был последний урок из этой серии, собственно, именно этот урок мне больше всего запомнился.
Вот что говорит рав Гинзбург, комментируя этот маамар Ребе (слова рава Гинзбурга я выделяю курсивом, обычным шрифом – это то, как я это для себя понял):
«Ворт», что нужно пробудить в душе качество «ницахон», победить любой ценой. В этом смысл и цель маамара «Бати Легани», который, в известном смысле, является «духовным завещанием» предыдущего Ребе, и, само собой, также смыслом и целью деятельности Ребе, продолжившего его дело.
На самом деле, это переворот. С самого первого дня своего руководства Ребе заявляет, что наше поколение отличается от всех предыдущих, отличаются цели служения, и отличаются акценты и пропорции различных типов служения.
В общем, можно сказать, что если в предыдущих поколениях это было 80% «итбоненут» (как дальше будет объясняться), то в наших поколениях это 80% ницахон, и только 20 процентов итбоненут.
Реально, я думаю, что революционность идеи Ребе так и не была понята и по настоящему оценена, и тем более – реализована. [Если бы была понята и реализована – Мошиах был бы давно уже здесь].
Этот «свич», этот «сдвиг по фазе», который Ребе предложил сделать нашему поколению, оказался, наверное, не по силам. В сущности, Ребе говорит, что если в предыдущих поколениях основная работа состояла в работе человека над собой, в исправлении своих личных моральных качеств и т.д., и только потом и после этого – работа в мире («сначала исправь себя, и только потом исправляй других»), то в нашем поколении акценты сдвинулись. Некогда ждать, пока ты «исправишь себя». Пока ты будешь «исправлять себя» – десятки, сотни, тысячи евреев будут безнадежно потеряны для еврейского народа. Некогда исправлять себя, начинай сразу «исправлять других». Понятно, что это порождает целый букет проблем, но — нет другого выхода.
Это часть «сдвига», касающегося цели. Есть еще одна часть «сдвига», касающихся «методологии» шлихут. Также она недооценена, непонята (в определенном смысле, еще в большей степени, чем в отношении цели), и не реализована. Мы все еще находимся в «стигмах» предшествующих поколений, «мирного времени».
Основная «арена действия» предыдущих поколений – это бет-мидраш, дом учения. Основная модель, основная парадигма – заповедь vs грех. «Беги за заповедью и убегай от греха». Если ты согрешил – делай тшуву! Основной «инструмент» всех предшествующих поколения – понятно, это разум. Знаменитый еврейский ум, знаменитая еврейская гениальность.
В нашем поколении все меняется. Основная «арена действия» нашего поколения – это материальный мир вне нас, то, что называется в хасидизме «хуца», «когда твои источники распространятся наружу». Основная модель? Основная модель – война! «Милхемет бет Давид» – «войны Дома Давида», войны царя Мошиаха.
[Собственно, эта эпоха «войн царя Мошиаха началась с основания ешивы Томхей Тмимим, как Ребе это объясняет в известной сихе, но наиболее выпукло и явно это обозначилось лишь в последнем поколении, с началом руководства Ребе].
На войне уже не так важно, сколько человек ты обидел (я не призываю никого обижать, поймите правильно!), на сколько человек ты накричал, сколько ты совершил заповедей и сколько ты совершил грехов, и даже – насколько ты исправил их своей тшувой. Единственное, что имеет значение на войне – это: ты победил или ты проиграл! Как в общей войне всего народа, так и в твоей частной войне. Это уже не счет заповедей и грехов. Это счет – или-или: или ты победил, или ты проиграл! И от твоего поражения или победы зависит общее поражение (не дай Б-г) или победа всего народа, приход Мошиаха.
Какие силы требуется пробудить в душе, чтобы победить врага? Ребе отвечает в маамаре: качество нецах! Если ты сумеешь пробудить качество нецах, коренящееся в самой сущности твоей души – ты выиграешь свою войну. Если нет – дурное начало всегда окажется сильнее. Что означает нецах? Нецах – это стремление победить любой ценой.
Это то качество, от которого зависит успех твоей личной войны, и также успех в общей войне, «войне царя Мошиаха».
[2] Кроме того, что этот маамар, как понятно, представляет собой, в сущности духовное «завещание» предыдущего Ребе
Нецах – это стремление победить любой ценой.
Законы войны, естественно, отличаются от законов мирного времени, но «любой ценой» — это, имхо, перебор. Если для того, чтобы убить дракона, надо самому стать драконом, то какой смысл в такой победе? Границы дозволенного в военное время, конечно, шире таковых для времени мира, но они есть! Если мы используем какое-либо качество без границ — это мир Хаоса, а не мир Тикун.