Ладно, хватит предисловий, давайте немного начнем учиться.
На последнем уроке рава Гинзбурга говорилось (правда, немного) о свойствах веры в еврейских душах. Дальше я приведу несколько подробных цитат, но хочу начать именно с этого, последнего, урока.
Вообще, у рава Гинзбурга, вера – это одно из главных, базовых понятий, он постоянно говорит об этом. В общем, ничего удивительного нет – в хасидизме вообще очень большое внимание уделяется вере. Достаточно посмотреть 33 главу Тании, чтобы в этом убедиться.
Вот что говорит рав[1]:
В Кетер Радло есть внутренняя сторона и внешняя сторона, и пнимиюс (внутренняя часть) называется там «хевьон оз ацмус», облачающийся в кетер. У нас кетер дэРадло – это простая вера, но внутри этой простой веры есть внутренняя прочность – эмунат омен, «омен» означает прочность. Подобно тому, как в роге шофара, в который трубят в Рош аШана, есть «мужская сторона» и «женская сторона», так же в женском начале веры — «иги эмуна» – есть мужская твердость, которую Ари называет «хэвйон оз ацмус».
Рав говорит здесь нечто очень важное: вера – это, прежде всего, внутренняя твердость, внутренняя прочность человека. Вера – это стержень всего человеческого характера. Алтер Ребе[2] уподобляет веру «тазовым костя человеческого тела«:
Искренняя вера в единого Б-га – Эйн Соф, – Который [одновременно] имманентен и трансцендентен мирам; и [вера в то,] что нет места, где не находился бы Он, безгранично вознесенный [над мирозданием] и беспредельно нисходящий [в него], равно как и во всех четырех сторонах света; и [вера в то,] что Его бесконечная сущность присутствует во всех трех аспектах бытия: материи, существующей в пространстве, времени и душе мироздания, – основа духовности в той же степени, в какой тазовые кости человеческого тела являются основой всего скелета, поддерживающего череп, в котором заключен мозг,
ОК, антропоморфизм каббалы несколько шокирует, ну ничего с этим не поделаешь. Лучшей модели для объяснения духовных структур пока еще никто не придумал.
Рав Гинзбург (в первой цитате) говорит о том, что вера (еще до того, что «вера» – это вера в кого-то, или надежда на кого-то) это прежде всего (это кажется странным, но по крайней мере, я так понял) внутренняя прочность человека. «Токеф ацми» переводится обычно как «сущностная твердость». На мой взгляд, этот перевод скорее запутывает, чем разъясняет .»Ацми» – означает сущностный, но ацми означает также «я сам». «Ацмут у-магут» переводят на идиш как «дер Эйберштер алэйн» – «Сам Вс-вышний». Я отсюда выучил, что «ацми» – это «то, что я сам на самом деле». Тогда «токеф ацми» нужно понимать, как внутреннюю прочность, не базирующуюся на чем то внешнем, а именно идущую изнутри. Кстати, по-русски, «вера» и «уверенность» – слова однокоренные, вполне в духе нашего объяснения.
Хорошо, но причем же здесь вера?
По-видимому, эта внутренняя прочность связана с раскрытием «ницоц борэ» («искры Творца») в человеке. Когда в человеке сияет эта искра – тогда в нем появляется эта твердость, с которой он способен преодолеть все препятствия.
Грехи, которые человек, не дай Б-г, совершает, подрывают, прежде всего эту внутреннюю уверенность, это внутреннее чувство собственного достоинства, «self respect», по выражению Ребе в одном из своих писем.
Как одно относится к другому? Легко понять, как. Грех разрывает связь души с телом, ставит преграду, «махсом», Б-жественному свету. И в человеке согрешившем появляется растерянность и неуверенность. Отсюда понятно, кроме прочего, что человеку, ставшему на путь тшувы, требуется, прежде всего, «битахон муфраз», супер-уверенность. Только тогда он сможет добиться успеха.