10 сентября 2021 Рав Ицхак Гинзбург Изобрести тшуву, изобрести избавление

РИ Есть замечательный текст рава Гинзбурга, который я когда-то переводил, и мне кажется очень важно его прочитать и обдумать. Это урок рава Ицхака, который был пару лет назад. Как раз как сейчас, так пару лет назад. Давайте его прочитаем.

РГ Недавно мы учили о «красивой девушке, украшающей себя украшениями, которых не было».

РИ Это загадка. Так или иначе, в Зоаре рассказывается, что есть такая красивая девушка, у которой нет глаз. Она украшает себя украшениями, которых нет и т.д.

РГ «Красивая девушка» символизирует народ Израиля, который украшает себя украшениями, которых не было.

РИ Что это значит?

РГ Так же как Всевышний творит мир «из ничего», так же и мы должны творить новые вещи и создавать нечто новое, что-то, чего ещё не было. Один из знаков наступающего года – это «год нового мира». В наступающем году нужно сотворить новый мир.

РИ Это ответ на вопрос, в частности Григория, как делать тшуву. Ответ состоит в том, что надо изобрести тшуву, а потом её делать. Готовых рецептов нет.

РГ Всевышний делает то, что от него зависит, Его глаза смотрят на нас от начала года до конца года. А также мы должны делать то, что от нас зависит, творить новый мир, «украшения, которых не было».

РИ Получается, основная задача человека – это делать то, чего не было. Основная проблема, что человек приходит в иудаизм, ему вручают какой-то толстый том, например Тании, и говорят: «Учи. Тут написано, что надо делать.» И человек полностью уверен, что всё, что от него требуется – это прочитать какие-то правильные книги, найти какие-то правильные рецепты, вести себя по этим правильным рецептам и всё будет ОК. Ответ — нет. Это нет, во-первых, потому что это не работает. Для этого надо проводить эксперименты, как минимум, лет тридцать подряд, чтобы понять, что это не работает. А во-вторых, потому что Всевышний хочет от тебя что-то ещё. Я думаю, что второе важнее, чем первое. Не работает – каждый может попробовать пять-десять-пятнадцать-двадцать-тридцать лет, попытаться делать как написано. В конце концов он приходит к выводу, что это не работает. Вот тогда либо надо снять кипу, либо начать искать что-то ещё. На самом деле, мне кажется, что более глубокая причина, что Всевышний хочет, чтобы мы начали творить что-то новое. Это гораздо более интересно. Про говорящего попугая понятно, про быка понятно. Мудрые и простые слуги – это очень важно.

РГ Есть маамар Ребе Рашаба, где он говорит о двух типах служения и о двух типах людей, среди тех, кто служит Всевышнему. Есть простой слуга и есть мудрый слуга.

РИ Совпадает ли это с высокими вибрациями или нет – на ваше усмотрение. Скорее всего — да.

РГ Ребе Рашаб учит это из стиха: «Ибо Мне сыны Израиля слуги, слуги они мои.» Для чего повторяется дважды: слуги и слуги мои?

РИ Так, микрофон стоит не понятно где, вы меня почти не слышите, и почему-то все молчат. Как это объяснить?

Ответ: Нет, слышно хорошо.

РИ Да? Странно. Хорошо, поверим на слово, просто микрофон вдалеке, не важно. И так.

РГ Для чего «слуги, слуги мои»? Потому что есть просто слуги, а есть слуги специального назначения. Обычный слуга обычного господина доставляет своему хозяину то, что ему не достаёт.

РИ Приказано – исполнено.

РГ О Всевышнем нельзя сказать, что Ему чего-то недостаёт. Тогда мы не можем сказать, что Он нуждается в нашем служении. Для чего же тогда Он нуждается в нашем служении? Он сотворил мир таким образом, что изначально всё было пробуждением Свыше, но после цимцум, кав, сотворения миров (человек был сотворён в Рош аШана) – пробуждение Свыше зависит от пробуждения снизу. Наше служение заключается в том, чтобы привлечь Всевышнего, Его сущность, Его свет в наш мир. Он возжелал «жилища в нижних», Он хочет, чтобы это было построено нашими руками. Тот, чьё служение заключается в том, чтобы привлечь Б-жественность в этот мир, когда Всевышний опускает себя в мир – называется простым рабом. Простой раб – он, наверное, глупый раб. Это всё в порядке, если он служит Всевышнему. Но есть среди тех, кто служит Всевышнему, слуги специального назначения, слуги мои, особенные слуги. Обыкновенные слуги находятся в аспекте нижнего страха, малхут, нижней тшувы. Особенные слуги – у них есть высший страх, И эти слуги мои – они исполняют конечное намерение Всевышнего не только привлечением Б-жественного света, но раскрытием Б-жественной сущности в реальности нижних миров. Нужны обычные слуги, чтобы система работала. После этого нужны слуги мои, особенные слуги, которые раскрывают в мире Б-жественную сущность. Эти особенные слуги называются мудрыми рабами.

РИ Мне кажется, что это очень хорошо накладывается на разговор наш в последние дни, про то, что есть люди, у которых высокие вибрации, и люди, у которых низкие вибрации. Иначе говоря, люди интеллекта, и люди эмоций. Принципиальное отличие между интеллектом и эмоциями, что интеллект – это итхатшут, это обновление. Как говорится, главный характер интеллекта – это постоянное обновление. Т.е. то, что я понял вчера, сегодня меня уже не устраивает: «нет бейт-мидраш без обновления». Если я вчера сказал что-то, я сегодня обязан сказать иначе. И если это не так, то нечего меня вообще слушать. Это природа интеллекта. Это не хорошо и не плохо – это просто природа интеллекта. Природа эмоционального мира, то, что мы называем «семи нижних сфирот» (семь дней творения естественным образом совпадают с семью нижними сфиротами) – обратная природа. Там всё однозначно, там всё задано рази навсегда. Там Всевышний сотворил и всё. Всё прибило гвоздями, и оно стоит и не движется. И люди, которые по своей природе люди вот этой семёрки, то, что они выучили в детстве – это то, что останется с ними на всю жизнь, они никогда не будут ничего менять. И опять же – это не хорошо и не плохо, это природа вещей, программа. Т.е. в них заложили какую-то программу, запрограммировали у них какой-то, что называется, базис, встроили в них какую-то операционную систему. И оно будет работать и всё. Вопрос что лучше, что хуже – ещё раз говорю, если не будет людей семи нижних сфирот, т.е. людей, основное качество которых постоянство, то мир просто не может существовать. Невозможно каждый раз переписывать правила игры. Но если не будет людей, у которых основное качество – это обновление, а обновление – это отрицание, естественно, то мир не будет обновляться. Поэтому как бы основной вопрос этого мира – это как бы баланс между этими двумя силами. Как внутри каждого человека, так как внутри каждого человека тоже есть три верхних и семь нижних. Три верхних – это интеллект, который требует постоянного обновления, а обновление означает отрицание, так и семь нижних — должна быть какая-то стабильность, должно быть какое-то понимание, что я делаю дальше. Можно подумать, Тишрей – к чему это больше относится? Но бреславцы говорят, что Тишрей – это обновление. Т.е. тшува, как обновление. И большая проблема состоит в том, как мы сказали, что человек приходит в религию и за ним захлопывается дверь камеры, и ему говорят: «Тебе принесут правильные книги, ты их будешь читать, будешь размышлять о том, что написано, и ты сделаешь тшуву, превратишься в полного праведника, и тогда тебя выпустят на свободу». Примерно, когда тебе будет 99 лет. Нет ничего более далёкого от истины в нашем поколении. Т.е. если, когда-то может быть это так было, что какой-то великий грешник, который, так сказать, совершил все возможные грехи, которые только можно себе представить, и нельзя себе представить, и приходил к великому праведнику, и великий праведник давал ему предписание, что он должен сделать, чтобы исправить свои грехи. И грешник исправлял свои грехи и превращался, не знаю, в праведника, или просто умирал. Есть много таких историй. Последняя история на эту тему, которую я читал: это что как-то к Алтер Ребе пришёл…. Андрущак – есть такой в фейсбуке, много всяких таких вещей пишет, в основном хасидские истории. Это его, как говорится, конёк. Короче, к Алтер Ребе пришёл какой-то странного вида человек, одетый по-европейски, выглядящий по-европейски и т.д. И сказал: «Я хочу поговорить с Алтер Ребе». Это было немножко странно, послали к Ребе, что тут какой-то странный человек хочет с тобой говорить. И Алтер Ребе сказал: ок. И этот, значит, немецкий еврей заходит к Алтер Ребе и говорит: я какой-то там, не помню, биолог, физиолог; я написал какие-то там две большие книги, и я слышал про Алтер Ребе, что он разбирается в науках и хочу услышать его мнение по поводу моих книг. Ок, Алтер Ребе берёт эти книги, пролистывает и говорит: «Вот здесь у тебя ошибка, и поэтому всё остальное неверно». Несчастный профессор берёт книжки, бросает их в печку и делает тшуву. Алтер Ребе объясняет ему, как делать тшуву, и он становится хасидом Алтер Ребе, и пятьдесят дней он буквально не отходит от Алтер Ребе. А потом он умирает. Вот такой счастливый конец. Ещё раз говорю, таких майс полно, и, так сказать, сегодня – это не так. Почему сегодня это не так? Потому что те баалей тшува, которые были тогда – это не те баалей тшува, которые есть сегодня. Баал тшува тогда – это был грешник, который нарушил, который преступил, который сделал что-то недостойное. Баал тшува сегодня – это фактически люди, которые возвращаются к традиции. То, что их называют тем же самым именем — вполне можно сказать, что это не совсем правильно. Рав как-то говорил об этом. Беседер, это не меняет сути: что по сути – это совсем другое явление. Поэтому, если мы просто возьмём копипейст от того, как делали тшуву тогда – это абсолютно бессмысленно. Потому что, ещё раз говорю, мы находимся вообще в другой ситуации. Если тогда были стандартные грехи: помните, мы учили у Штейнзальца, что все грехи – они достаточно стандартны, никто не изобрёл новых. Они делали стандартные грехи и у них был стандартный способ исправления. Ситуация сегодня, когда после 70 лет Советской власти, у человека вдруг пробуждается желание какого-то духовного поиска – это называется тшувой, но совсем в другом смысле. Какой отсюда вывод? Поэтому брать книги, которые написаны для грешников, которые реально, не знаю, убивали, насиловали, что угодно делали – бессмысленно. Если, конечно, кто-то из присутствующих не убивал и не насиловал. Т.е. абсолютно другая ситуация, которая называется тем же самым словом, и это ужасно сбивает с толку. А ещё когда баал тшуве объясняют, что на самом деле ответы на все вопросы уже есть, и вот бери все эти книжки… А если ты читаешь книжку и не находишь в ней ответа, то горе тебе, ты такой великий грешник, что Всевышний даже не даёт тебе ответа в этих книжках. И поэтому молись ещё сильнее, постись ещё сильнее, сокрушайся ещё сильнее – и может быть тебе откроется что-то. Человек может много лет потратить на подобные поиски и самобичевания. Алтер Ребе пишет в Тании, в 17-ой главе Тании, что есть такие великие грешники, которые не могут начать служить Всевышнему, пока не сделают тшуву за своё прошлое. И когда-то я думал, что, может быть, это относится ко мне, что я такой великий грешник, что я должен сначала сделать тшуву и т.д. Есть ещё много таких хороших интересных мест в Тании. Потом выясняется… Потом приходит какой-то змей, какой-то змеёныш: его могут звать Гешель, его могут звать ещё как-то… вязанные кипы конечно змеи… змеи-это вязанная кипа. Он конечно, выглядит как религиозный, ты не можешь сказать, что он совсем не религиозный, а, так сказать, начинает говорить тебе какие-то совсем нерелигиозные вещи. И тут Хава сбивается с толку: она смотрит на кипу и говорит: «Ну он же религиозный человек!». А потом она дотрагивается до Дерева познания и оказывается, что всё наоборот. Оказывается, что проблема совсем не в том, что я великий грешник, а проблема в том, что просто Б-г умер. Та версия Б-га, которая существовала 200 лет назад, сегодня может быть осталась где-то, так сказать, в Африке, среди туземных народов. А современный европейский человек – он, как говорится, верит по-другому, он мыслит по-другому, тшуву делает по-другому. Ещё раз говорю, самая большая ошибка баалей тшува состоит в том, что они верят всему, что им говорят. И они не верят самим себе. И проходит очень много лет, пока человек приходит к выводу, что единственное достоверное знание, которое у меня есть (хотя оно тоже может быть ошибочно) – это только то знание, которое у меня внутри. И тогда он из глупого слуги становится умным слугой. Т.е. сначала он всё равно глупый слуга, который пытается, так сказать, действовать по инструкции. И когда много лет он пытается действовать по инструкции, и у него ничего не выходит из этого хорошего, и когда он себя обвиняет в том, что, если ничего не получилось – это он виноват, значит надо делать ещё более глубокую тшуву. И в конечном счёте происходит какой-то качественный переход. Происходит нечто, что в какой-то момент… может быть это и есть момент откровения, когда человек понимает, что все объяснения не катят. Т.е. все те объяснения, как он объясняет себе, почему он ни к чему не пришёл, или наоборот зашёл в тупик, или разрушил свою жизнь – это не потому, что он такой плохой, а что-то, так сказать, не так в Датском королевстве. И вот этот момент, я думаю, — это момент откровения. И тогда вместо того, чтобы искать снаружи, он вдруг начинает искать внутри. И тогда, как пишет рав Кук, он закрывает все книги и начинает слушать только самого себя. Тогда он превращается в мудрого раба, в особенного раба. Можно ли сократить этот путь? Тоже своего рода Мицраим, да? Т.е. когда человек идёт по каким-то неверным путям, когда он ищет тшуву, там, где её нет, когда он пытается делать тшуву по рецептам прошлых поколений и заходит в жуткий тупик, теряет себя – это своего рода Мицраим. Мицраим, как мы понимаем, это архетип, поэтому избежать этого невозможно. Мы сегодня с утра говорили о том, что есть путь. Основное понятие иудаизма – это «путь», Дао. Этот путь нужно пройти, вот и всё. Тот, кто не прошёл этот путь, он не может понять о чём речь. Кто немножечко на этом пути – наверное понимает. И что же Всевышний хочет? Изобрести тшуву, изобрести геулу. Чтобы поднять дух Царя… опять же, надо понимать, что это машаль, это притча… чтобы поднять дух Всевышнего требуются «украшения, которых не было».

РГ Мы собрались здесь, в этой импровизированной синагоге.

РИ Это в Тель-Авиве, там была открыта новая синагога рава Гинзбурга.

РГ Мы собрались здесь – это «украшения, которых не было».

РИ Импровизация. Т.е. тшува, которая от нас требуется – это тшува, которая называется импровизацией.

РГ Всем известны слова предыдущего ребе: «немедленно — тшува, и немедленно — геула».

РИ Слово «немедленно», которое употребляется в этой фразе это «ле алтер». Но рав Гинзбург переводит эту фразу иначе. Он говорит, что «ле алтер» означает «изобретать». Он говорит: я понимаю эту фразу предыдущего ребе в том смысле, что требуется изобрести тшуву и тоже изобрести геула. И тогда все проблемы, которые есть, превратятся в явные и раскрытые блага. Т.е. ты пытался делать тшуву, 20 лет, 30 лет, кому сколько повезло. Но ты не пытался её изобрести. И в этом была проблема, что тшуву надо сначала изобрести. И вот эта изобретённая тшува – это как раз то, что требуется.

РГ Есть люди, которые как раз тщательно планируют всё, что они делают. Музыкант, играющий по нотам старается воспроизвести каждую ноту как можно точнее, как она была написана. Принято считать, что в классической музыке нет места для импровизации, следует исполнять как она была написана. Но тот, кто знаком с биографией великих музыкантов, даже Моцарта и Бетховена, знает, что они импровизировали даже когда выступали перед публикой.

РИ Вот в этой фразе вся гениальность рава Гинзбурга. Он говорит: тшува – это импровизация. Когда ты становишься в тшуве Моцартом и Бетховеном… он говорит: пока ты не стал Моцартом и Бетховеном, беседер, играй по нотам, но когда ты наконец стал Моцартом и Бетховеном – начинай импровизировать, даже перед публикой.

РГ Импровизация очень важна в музыке и в любом деле в жизни. Когда нужно что-то сделать, исправить что-то в своём доме, месяц Элул это месяц исправления, не всегда есть нужные материалы. Импровизация – это взять что-то, взять какой-то утиль, кусок железа, приложить много ума, чтобы импровизировать исправление разбившегося сосуда.

РИ Т.е. исправление – это импровизация.

РГ Вся наша работа в этом мире – это починить разбившиеся сосуды. И ребе сказал, что работа «бирурим», т.е. очищение, поднятие искр, завершена. Возможно, это означает, что «бирурим» по заранее известным рецептам уже сделана.

РИ Т.е. всё о чём были написаны книги уже исправлено.

РГ Осталась работа по исправлению мира, когда не известно заранее, когда нет никакого рецепта, что и как требуется делать.

РИ Т.е. мы сейчас – такое время, когда рецептов нет. И поэтому первая тшува, которую мы должны сделать – это отказаться от ошибочной мысли, что есть рецепт. Это самая первая тшува. Поэтому, если кто-то придёт на урок Ицика Ройтмана с уверенностью, что тут он получит рецепт, то, во-первых, нет, а во-вторых сама эта мысль — это авода зара (чужое служение, идолопоклонство). Рецептов нет, потому что их нет в принципе. По крайней мере в нашем поколении. Поэтому, пока ты не находишь свой личный рецепт, свою личную импровизацию… По-моему, он дальше говорит, что мутация и импровизация – это одно и тоже. Как мы говорили про теорию Дарвина, что мы на самом деле очень её любим. Т.е. иудаизм должен мутировать. Иудаизм, который прекращает мутировать – он вымирает. И баалей тшува – это как бы мутационные силы иудаизма. Мы говорили об этом как-то, и важно это повторить. Потому что Григорий вчера спрашивает: «Какая тшува требуется?» Требуется мутация внутри каждого человека. Требуется сознание, что всё, что я пытался делать до сих пор не работает, приводит меня вообще не туда. Единственное, что можно делать – импровизировать. И может быть, что-то из этого получится.

РГ Осталась работа по исправлению мира, когда нет никакого рецепта, что и как требуется делать.

РИ По-моему, недавно был какой-то урок рава, тоже на тему неопределённости, я так и не добрался до него.

РГ Известны слова Зоара, что нет места свободного от импровизации.

РИ Кто-то верит, что это написано в Зоаре? Не знаю, что на самом деле написано в Зоаре, но очевидно, что там этого не написано.

РГ Что такое импровизация? Импровизация это – изобрести что-то «на месте», своего рода «привязка к местности», изобрести тшуву.

РИ Т.е. у нас есть какая-то общая идея тшувы, а дальше нужно привязать, как он говорит, привязать тшуву к контексту поколения.

РГ И это смысл импровизации, и это значит «нет места свободного от импровизации». Но требуется чутьё.

РИ Требуется интуиция.

РГ Что такое импровизация? Музыкант, даже самый талантливый, когда он хочет что-то импровизировать, прежде всего должен преодолеть страх. Сейчас он выступает перед публикой — нет страха, нельзя бояться никого, кроме Всевышнего. Преодолевает страх и освобождается внутренне.

РИ Вот ещё один рецепт, да? Чтобы импровизировать, нужно преодолеть страх. Что нам мешает импровизировать? Страх. А вдруг мы ошибёмся… а можно посмотреть в конце задачника, как правильно…

РГ Можно ли гарантировать, что его импровизация будет успешной? Нет. Но если уже получается, то получается что-то особенное, настоящие «украшения, которых не было».

РИ Это работа баалей тшува, это работа нашего поколения, я подчеркну: по версии рава Гинзбурга. Потому что, если кто-то зайдёт на Толдот.ру, он получит совершенно другие инструкции по эксплуатации. Но, по версии рава Гинзбурга, наша задача делать «украшения, которых не было». Что означает – мутировать и импровизировать.

РГ Как называется импровизация в биологии? Мутация. Шёл по проторенной дороге много поколений назад, получил такие-то и такие-то постоянные свойства, и вдруг поднимается что-то новое. Как это сделать? Изобретать. Нет правил, как здесь распространять Тору, всё следует изобретать на месте, изобретать тшуву.

РИ Т.е. это очень легко видно, так сказать. В Америке, на мой непросвещённый взгляд, ребе сделал революцию, рав Карлебах сделал революцию. Т.е. 60-ые годы – это целое общественное движение возращения к тшуве, которая стала общественным явлением в американской жизни. В Израиле 70-ые годы, может быть 80-ые годы — это Бреславская тшува, которая тоже захватила очень широкие круги людей. А в России 30 лет существует… я широко говорю Россия – СНГ. 30 лет существует какая-то деятельность. По большому счёту, она на какой-то обочине жизни. Безусловно она кого-то привлекает, безусловно низкие социально-экономические слои — им это интересно: пойки, гуманитарная помощь и всё остальное. Есть какие-то гвирим, т.е. люди, у которых есть деньги, которым интересна эта, так сказать, бизнес-религиозная политика, но это не стало явлением в нашей жизни. Это существует где-то на обочине, беседер, это какое-то нишевое такое явление. Вопрос: почему? А потому что взяли какие-то рецепты, которые работали, и не плохо работали в Америке или в Израиле, и применили их, как говорится, копипейст к России – и ничего не получилось, ментальность другая. Единственный, кто может на самом деле пробудить русскую тшуву – это сами баалей тшува. При условии, что они будут мутировать. И тогда, может быть, у кого-то из нас получится создать какую-то версию тшувы, которая действительно подходит для России. И которая подходит не только для евреев, которая подходит для не еврея. Для этого мы должны сделать тшуву на ту ошибочную мысль, что ответы можно найти в книгах. Потому что: нет. Самое страшное, что происходит с баалей тшувой: он приходит с огромной энергетикой, желанием что-то сделать, что-то открыть, что-то найти, и эти все поиски готовых рецептов – они его совершенно гасят. Он теряет уверенность в себе, он уверен, что это проблема у него и всё. Так сказать, ему обрезают крылья, и он уже ничего не хочет. Возможно, что в тот момент, когда он уже ничего не хочет, в этот момент он может подняться и начать какой-то новый путь. То, о чём мы говорили на уроке рав Кука вчера, что вот это состояние отчаяния — на самом деле тоже состояние начала нового пути. Это тоже Рош аШана. Потому что Рош аШана – это когда луна скрывается, т.е. ощущение того, что ты на нулях. Т.е. ты ничего не достиг, ничего не добился, и ничего у тебя нет, и ты только потерял всё, что у тебя было. Рав Кук говорит, что именно это то состояние, из которого может начаться новый рост. И это, кстати, очень мессианское состояние, потому что сказано: «росток Твоего раба Давида произрасти». Т.е., когда дерево вырублено под корень, и остался какой-то маленький росток, также внутри каждого человека, и это и есть тоненькая линия надежды, это и есть Машиах внутри каждого человека. И поэтому, когда человек приходит к отчаянию, анализируя свою жизнь, или анализируя, скажем так, в том пространстве, которое близко к нам – это отчаяние может превратиться в росток «Твоего раба Давида».

РГ В нашем поколении ребе сказал, что также тшуву уже сделали.

РИ Эту фразу все знают. Вот это тоже совершенно гениально: как понимать слова ребе. Т.е. все знают: спроси любого хабадника на улице, и он скажет: да, ребе сказал, что тшуву уже сделали. Какой вывод делают хабадники? Что тшуву делать уже не надо. Какой вывод делает рав? Тшувы, как это написано в книгах, больше нет. Что значит, что уже сделали тшуву? Тшувы, о которой написано в книгах, больше нет. Осталось её изобрести.

РГ Я бы хотел увидеть здесь кого-то, кто начнёт изобретать тшуву. Тоже самое геула: изобрести тшуву — изобрести геула. Я могу подумать, что я должен изобрести тшуву, а Всевышний изобретёт геула. Нет, пусть Он изобретёт геула, но мы тоже должны изобрести геула — это наше совместное действие. Когда начинают понимать, что «изобретать» означает, что всё зависит от нас, и тшува, и геула: место, где надо изобрести тшуву – это Тель-Авив. Возвращаясь к мутациям. Что такое мутация? Что всё шло как обычно и вдруг что-то прорывается: год нового мира, что-то начинает происходить.

РИ Сейчас все боятся короны, говорят, что корона тоже приводит к каким-то мутациям в генокоде.

РГ Каждая ли мутация успешна? Нет, есть масса вредных мутаций. Как в музыке, не каждая мутация успешна. Но если ты боишься изобретать – из тебя ничего не получится. Если хотят, чтобы из тебя что-то вышло, требуется дерзость изобретать. Мы все находимся в «год дерзости». Требуется дерзость, чтобы начать изобретать, изобретать тшуву, изобретать геула. Всевышний выберет, какие мутации Ему нравятся, какие мутации полезны, какие вредны для существования мира. Мы хотим, чтобы наш вид, еврейский народ, продолжал существовать. Для существования вида требуется, время от времени, постоянно делать мутации, изобретать. И это называется «украшать себя украшениями, которых не было». Когда еврейский народ, «красивая девушка», оказывается в ситуации, что нет глаз (это значит, что не видит Б-жественности), что сделать? Нужна мутация, нужны новые гены глаз, которые способны видеть

РИ Инфракрасный свет

РГ Способны увидеть Б-га здесь, в Тель-Авиве, на берегу моря.

РИ Вот такой текст.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Рав Ицхак Гинзбург, Тшува. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>