Шломо Карлебах. Комментарий на Орот аТшува. Еще о «нормальности». 16 авг 2021

РИ Мы находимся в комментариях Карлебаха на Орот аТшува рава Кука. Отрывок, который он комментирует, говорит, что эта тшува, природная тшува – она связана очень крепкой связью с остальными частями духовной тшувы: духовно-природной тшувы, религиозной тшувы и интеллектуальной тшувы. Т.е. есть ещё раз, у нас есть четыре типа тшувы: природная физическая, природная духовная, религиозная и интеллектуальная. Мы говорим про природную физическую тшуву пока что, и он говорит о том, что это первая нижняя часть природной тшувы, она очень крепко связана с остальными частями тшувы.

Карлебах. Каждая вещь физическая, разумная, духовная – она должна быть связана с Торой. Другими словами, Тора не находится на Небесах, и каждый из нас должен реализовывать её в ежедневной жизни. Есть Тора как идти в туалет, есть тора как завязывать ботинки. Один из учеников Бааль Шем Това, его звали Толдот Яаков Йосеф, по названию его книги, он говорил: я пришёл к Бааль Шем Тову только смотреть, как он завязывает ботинки.

РИ Что это значит я пока не понял.

Карлебах. Не так просто. Если бы ты видел, как Бааль Шем Тов завязывает ботинки, ты бы удивился. Мы всегда думаем, что Тора – это шабат, это Йом тов, это учиться. Это так, но не только. Это тоже — как завязывать ботинки.

РИ Очень странный опыт. Кто-то понимает, пусть объяснит, я нет.

Карлебах.  Сандровский хасид ехал две недели из Германии для того, чтобы встретить своего учителя рава Хаима. Когда он приехал туда, куда он хотел приехать, в Цанск, он увидел, как его ребе выходит, я извиняюсь, из туалета, моет руки и говорит благословение Ашер Яцар, которое при этом произносится. Сказал этот хасид: стоило ехать так далеко, даже пять лет, для того, чтобы услышать, как ребе из Цанск произносит благословение после туалета.

РИ Очень интересно) Я буду рад, если кто-то мне объяснит, что здесь говорится.

Карлебах. Что мы на самом деле говорим, когда мы благословляем Ашер Яцар?

РИ «И сотворил человека мудростью и т.д.» У всех, я думаю, есть в сидурах.

Карлебах. Мы благословляем за великое чудо, каким образом функционирует наше тело.

РИ  т.е. это содержание этой брахи.

Карлебах. Мы думаем, что солнце и луна – это самые великие открытия Б-га. Но на самом деле, в том, как человек идёт в туалет – есть тоже раскрытие Б-га. Мы должны связывать наши физические потребности с Торой. Каждая вещь физическая, интеллектуальная или духовная должна быть связана с Торой. Исполняй Тору своей жизни.

РИ Я не понял. Кто хочет объяснить, пусть объяснит. А пока что пойдём дальше.

Карлебах. Душевная гигиена. Дальше следующий этап тшувы – это тшува природная, но душевная и духовная.

РИ Здесь говорится про нормальность души. Т.е. только что мы говорили, что первая часть – это нормальность тела, вторая часть – это нормальность души.

Карлебах. Это то, что называется «угрызение совести». Что заставляет людей оставлять еврейство? Иногда, когда видят — религиозный человек ведёт себя не по-человечески, думают, что это есть Тора, и уходят из еврейства. В биографии какого-то большого раввина, я видел, что про него написали… я клянусь, что это ложь: что, когда он ночью просыпался учить Тору, если дети его плакали, он их заставлял замолчать. Как он это делал? Он выгонял их на улицу, оставлял на несколько минут на улице в российском холоде, и они от страха прекращали плакать. Что вы об этом думаете? Это ужас. В чём проблема, того, кто написал книгу, и подумал, что такое поведение – это правильно? Он думал, что Тора – она не человеческая.

РИ Т.е. он думал, что Тора – она бесчеловечна.

Карлебах. Он конечно ошибается. Тора и культура. В чём состоит истинный смысл Торы? Чем глубже мы погружаемся в Тору, чем больше ты живёшь жизнью Торы – ты становишься более человечным. Мы должны это понять: каждый кто думает, что он человечен даже без Торы – он себя обманывает. Он живёт во лжи. Откуда я знаю, что это так? Вторая мировая война. Германия была одной из самых передовых стран, но без Торы. Без Торы достаточно одного момента, и человек способен превратиться в нечто гораздо более худшее, чем животное.

РИ На совести, конечно, рава Карлебаха это утверждение.

Карлебах. В Мюнхене, недалеко от концлагеря Дахау, жил какой-то очень известный профессор, светоч немецкой философии. Он был человеком очень физически сильным. Во время войны зарплата, которую он получал, было ему мало, и поэтому он нашёл дополнительную работу в концлагере. Что он там делал? Там были нацисты, которые не были такие сильные как он, им нужно было 45 минут, чтобы забить человека до смерти. А тот, который был очень крепкий, ему требовалось 20 минут. И каждый день после полудня он шёл в концлагерь, и три часа он занимался тем, что убивал людей. А по утрам он продолжал преподавать философию.

РИ Какие жуткие истории.

Карлебах. Сейчас я хочу у вас спросить: вы можете себе представить, что Рошешива, который учит Тору, делает что-то подобное?

РИ Какие-то неожиданные откровения от Карлебаха.

Карлебах. Друзья, кто такой светский еврей? Это еврей, который не знает, что без Торы невозможно быть человеком. Ты можешь обманывать себя, что это не так, но в какой-то критический момент ты видишь, что это так. Один раз я выступал в каком-то месте, и там не было гостиницы, и президент синагоги, не религиозный, пригласил меня переночевать у себя дома. И всё время, что я у него был, он со мной спорил, что нам не нужно Торы, что всё что нам нужно – это человечность и скромность. В середине той ночи, он ругался со своей женой, и я мог слышать каждое слово. И мне было стыдно от того, что я слышал, от того, каким образом он разговаривал со своей женой.

РИ без комментариев

Карлебах. Ложная или фальшивая тшува. Вы думаете, что человечность – это не иудаизм? Человечность – это глубина природы, это путь, которым Всевышний создал мир. Есть определенные законы в моей душе, законы человечности. Например, если я сижу в подземке, приходит женщина и держит двух детей и ещё тяжёлую сумку. А я сижу и читаю Орот аТшува, и не помогаю ей, потому что в Торе не написано, что я должен встать, когда заходит женщина в вагон, и ещё с двумя детьми и поклажей. Это мерзко, если я не встаю. И это то, что говорит Рав Кук – природная душевная тшува. Если ты нормальный человек, в твоём сердце есть определённые законы, которые Всевышний тебе дал, чтобы идти по ним. Прежде всего, рав Кук говорит: исправь сою природу, будь человеком. Знаете, что мне больше всего мешает? Я уверен, что вам это мешает тоже. Мне мешает, когда я вижу бааль тшува, как будто бы бааль тшува, который не уважает своих родителей. Да, ты соблюдаешь кашрут – это правильно. Но разве из-за того, что твоя мама кушает не кошерное, ты можешь плевать на неё? Это невозможно. Я не знаю в точности как нужно поступать, но я уверен, что есть другой путь. Когда я был в Ванкувере последний раз, местный раввин рассказывал мне про семью, которая приехала туда. Это была семья, которая ничего не знала о своём еврействе, дети плена, никто их не учил. Их сын поехал в Эрец Исраэль, и пошёл учиться в ешиву. Когда его сестра собиралась выходить замуж, она ему написала. И он ей написал: «Перед свадьбой окунись в микву. Ты обязана сделать тшуву.»

РИ Поздравления брата сестре: сходи в микву и сделай тшуву. Прекрасно.

Карлебах. Она ответила ему: «Большое спасибо за совет, но мне это не интересно. Ты религиозный, а я соблюдающая традиции.» В день свадьбы он послал ей телеграмму: «Если ты не пойдёшь в микву – ты умрёшь.»

РИ поздравления со свадьбой)

Карлебах. В чём проблема у него? Проблема, что его научили, как делать тшуву и забыли научить, что самое главное быть человеком. Твоя сестра тебя любит. Почему тебе не позвонить ей, не благословить её, не сказать: «Мазаль тов!» Я уверен, что, если бы этот бааль тшува благословил бы свою сестру от души и сказал: «Ты знаешь, я тебя так люблю, моя любимая сестра. Сделай мне личное одолжение. Мне просто больно, я плачу от этого: может быть ты пойдёшь в микву?» И она бы ответила: «Если так тебе это важно, то хорошо, ради тебя я это сделаю.»

РИ Я не помню, мы читали это или нет, не знаю. Читаем дальше.

Карлебах. Как говорить спасибо. Друзья, все настоящие праведники были связаны с человеческой природой, как Всевышний хочет, чтобы она была. Я вспоминаю историю про моего учителя рабби Котлера. Один раз я был вместе с ним в Нью-Йорке, и когда он собирался возвращаться я попросил: Рошешива, можно ли с тобой вместе присоединиться. Он говорит: конечно. По дороге он экзаменовал меня, и ещё других, которые ехали с нами. Т.е. мы разговаривали про учёбу. Известно, что, когда проезжают через мост, нужно заплатить 2,5 доллара. И вот мы ехали по дороге, и водитель заплатил 2,5 доллара.

РИ я рассказывал эту историю

Карлебах. И ребе говорил с нами, он был занят разговором про учёбу, и мы проехали. И полкилометра после этого, он сказал, что он не поблагодарил кассира на мосту. А для рабби Аарона это была совершенная обязанность, что, если есть у него какой-то контакт с каким-то человеком, надо ему сказать спасибо, и спросить, как у него дела. И он сказал водителю вернуться, и проехать снова через мост. И водитель вернулся, и снова заплатил 2,5 доллара. И тогда ребе Аарон открыл окно и сказал кассиру по-английски: «Как твои дела? Я говорю тебе спасибо.» Для ребе Аарона это была его природа. Такая вот человечность. Я помню, что в моём детстве, все большие раввины останавливались у нас дома.

РИ У рава Карлебаха была очень известная раввинская семья.

Карлебах. И как правило, когда кушают, то благодарят тех, кто принимает гостей. Все великие раввины без исключения никогда не покидали наш дом перед тем, как зайти на кухню и поблагодарить кухарку. Просто не могло случиться, чтобы они ушли и не сказали спасибо. Другими словами, рав Кук говорит здесь: не приходи ко мне и не говори мне, что ты знаешь Тору, если ты выучил только Шульхан Арух и Рамбам. Потому что есть ещё мораль, есть ещё угрызения совести.

РИ вот такие Элульские разговоры.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий