Ребе может ошибаться?

Захожу вчера вечером в нашу хабадскую синагогу в Реховоте — живем мы, слава Б-гу, напротив синагоги почти.

С собой у меня «взывчатка» — брошюра движения «Адраба»… зашел почитать.

Подходит ко мне один мадрих (синагога у нас совмещенная с ешивой ктаной) — видит у меня в руках эту брошюру, спрашивает: «что это»?

— «Адраба», такое литовское движение баал тшув.

— «А Хабадского тебе мало, чтобы искать у миснагидов»?

— Да Хабад не делает ничего для приближения баал тшув — это же всем известно…

— Ну да, есть проблемы, но… ты хочешь сказать, что в сегодняшних хабадских проблемах Ребе виноват?

Я, особо не задумываясь, отвечаю:

— «Воасимем берошейхем» вроде никто не отменял?

— Ты хочешь сказать, что Ребе ошибался!!!

Мадрих просто «выпадает в осадок»…

А я стою себе и думаю: что — мы все совсем с ума посходили? Моше рабейну — мог ошибаться, и об этом написано в Торе. Давид а-мелех — мог ошибаться, и об этом говорится в Танахе и обсуждается в Геморе. Даже рабби Тарфон («отец всех мудрецов») мог ошибаться!

Но подумать, предположить, что Ребе может ошибиться?! Хас вешолом, ло алейну, хас милеhазкир…

Наверное, потому что Ребе — это больше, чем Моше, Давид, рабби Тарфон и все остальные мудрецы и праведники, вместе взятые…

Блин, что за религию такую придумали нам наши машпиим?

Все же я должен сказать спасибо раву Гинзбургу — год назад подобные мысли меня не посещали.

Помнится, мне как-то попалась на глаза брошюра «Ршимот». Там приводится письмо Ребе к своему тестю, рабби Йосеф Ицхаку Шнеерсону — дело было еще до кабалат несиют, понятно.

Ребе спрашивает: известно, что в Любавич всегда с неодобрением относились к рассказам о»мойфсим» (чудесах, творимых Ребе), «чудеса валялись под столом, и никто не нагибался их поднять».

И Ребе предполагает и предлагает, что в нашем поколении, столь далеком от духовности — чудеса часто это единственный способ пробудить в человеке хоть какое-то чувство духовности и Б-жественности, зажечь его «Б-жественную искру», что побудит его потом дальше идти по пути тшувы.

Из всего того, что Ребе делал на протяжении сорока лет своего руководства — видно, что «вопрос был решен положительно» — я не знаю, или Ребе получил «добро» от своего тестя, или Ребе решил это на свой страх и риск.

Есть еще одно лекарство, которое Ребе начал использовать на свой страх и риск: «искашрус». Степень «зацикленности» на личности Ребе, и этитеты, которые Ребе употреблял в отношении своего тестя (а хасиды, понятно, берут эти же эпитеты в отношении самого Ребе, да еще и умножают на 1000) — не имеют аналогов в истории Хабада.

Вряд ли Ребе не понимал, насколько это опасно. Вероятно, его решение было основано на «время действовать во имя Вс-вышнего…»

[Есть такое понятие «авейра лишма». Слышал от рава Гинзбурга на одном из уроков, от имени одного из больших цадиким — «гдола авейра лишма, мимицва шело лишма». Нет сомнения, что Ребе осознавал всю опасность применяемых им средств. Вопрос, был ли выход? «Больной» — еврейство вообще, и Хабад в частности, находился в состоянии, близком к клинической смерти. Требовалось привести его в чувство, даже ценой тысячевольтовых ударов током…]

Тем не менее, как любое сильнодействующее средство, также «мойфсим» опасны, более того — смертельно опасны при передозировке.

Похоже, что произошла передозировка. В одной из своих бесед, касаясь обучения светстким предметам в хабадских школах, Ребе задает вопрос: как же так, ведь в предшествующих поколениях боролись со светским образованием, а в нашем поколении — получается, это можно?

Ребе дает оригинальный ответ: когда человек здоров — он питается здоровой пищей, и ему больше ничего не надо (есть Мидраш на эту тему — читал когда то очень давно).

Когда же человек болен — его помещают в больницу, вокруг него бегают врачи и санитары, и кормят его — с ложечки — специальной пищей, которая для здорового — не только не полезна, а наоборот, весьма опасна.

И дальше Ребе говорит: Не дай Б-г, если врачи и санитары решат, что этой пишей можно кормить здоровых, и начнут кормить ей здоровых людей….

В этой замечательной сихе Ребе расставляет все по местам: «да, я пользуюсь сильнодействующими средствами, но я надеюсь, что мои врачи и санитары найдут правильные дозировки, и смогут различить между больным и здоровым».

К сожалению, похоже, на определенном этапе, зараженные энтузиазмом «палаты номер шесть», врачи решили попробовать эти лекарства на себе.

Попробовали. Понравилось. Опьяняет. Воодушевляет. Эйфория. Свобода от ответсвенности. Свобода от «химеры, называемой совестью»… Свобода от «реальности, данной нам в ощущении»…

Один очень уважаемый Хабадский раввин, считающийся в Хабаде «умеренным», из фарбренгена в фарбренген повторяет одну и ту же «мантру»: «игрот», «игрот», «игрот», иллюстрируюя свою тезу всякими майсами по поводу чудесных свойств игрот кодеш, сипурим про Ребе, про Ребе, про Ребе… Я извиняюсь за грубую ассоциацию, у нас в СССР это называлось когда-то «все о нем и немного о погоде». Я не хочу сказать, что это выдумка, что это не работает. Почему нет? Работает. Только надо понимать, что это наркотик. И надо знать дозировку. Передозировка отключает сознание. Отключает связность мышления. Жизнь превращается в цепочку несвязных движений — от укола к уколу (простите, от игерет к игерет). Уважаемый раввин психологии и психиатрии точно не изучал. Иначе бы он понял, что он делает…

На мой взгляд — наследие Ребе — это, по выражению рава Гинзбурга, «ашраа». «Ашраа» Ребе означает — трезвый взгляд на вещи, ответственность, решительность, новаторство, и, прежде всего, адекватность. Не было в нашем поколении более прагматичного и ответственного за судьбу народа лидера, чем Ребе. (Отсюда то огромное уважение, которое питают к нему самые широкие круги политиков, ученых, общественных деятелей. Отсюда та снисходительность, с которой относятся к происходящему в Хабаде сегодня.) Правда, в той же статье рав Гинзбург объясняет, что для того, чтобы получить «ашраа» — нужно иметь мойхин дэгадлус («взрослые мозги»). А мойхин дэкатнус (детские мозги) получают только майсы об игрот.

Хевре! Это же лекарства для тяжелобольных! Не для здоровых, и уже точно не для врачей!

Злые языки говорят, что в конце жизни Ребе сам поддался действию придуманного им лекарства…

Я не знаю. Возможно, Ребе играл роль мудреца, который вынужден кукарекать под столом вместе с сошедшим с ума принцем.

[Другое объяснение. Ребе был прав, и Ребе оказался прав. За сорок лет (уже — 60) «лечения» состояние больного резко улучшилось: из «практически безнадежного» в «тяжелое но стабильное». Больной уже разговаривает, не лишен способности самостоятельно двигаться и мыслить.  Задачу «полного и окончательного выздоровления» Ребе возложил на каждого и нас…]

А что если… А что, если мы честно скажем: да, Ребе ошибся? И мы сейчас должны исправить эти ошибки? В сущности, знаменитая сиха 28 нисана 5751 года — что это, если не признание ошибочности всего пути? И не призыв начать новый путь, основанный на инициативе «снизу», на том, что каждый должен раскрыть свой потенциал, свою личную инициативу, не дожидаясь, пока придет указание свыше, что делать?

[Возможно — я еще раз говорю — возможно, есть еще объяснение: у Ребе просто не было хасидим. Это шокирующее заявление рабанит все знают, но я пока что ни от кого еще не слышал, что означает, что «у моего отца был один хасид — мой муж, а у моего мужа нет хасидим». Я могу попытаться предложить, что хасид — это не только «набор глухих согласных», хасид это нечто гораздо большее. Ребе — это душа из Ацилус, если ее, эту душу, ничто в этом мире не удерживает — она так и остается в Ацилус, или уходит в Ацилус. Хасид соединяет Ребе с этим миром. Таких хасидов, как реб Шмуэль Мункес — который мог сказать Алтер Ребе — «если ты Ребе — пуля тебя не возьмет, а если нет — на каком основании ты забрал удовольствие от мира от тысяч евреев» — и Алтер Ребе, как известно послушал его совета. Я не знаю, были ли у Ребе такие хасиды. Восторженных поклонников — фанов, собирающих автографы, фотографии, истории из жизни их «звезды» — десятки тысяч. Хасидов — сознающих свою ответственность перед Ребе, могущих дать Ребе реальный «фидбэк», «приземлить» Ребе — я не знаю, были ли.]

Еще вариант: В своем недавном твите рав Гинзбург говорит о «законе подобия»: «чтобы победить змея, нужно самому быть змеем». Костяк современного Хабада — это хасиды, чудом прорвавшиеся сквозь «железный занавес» в 1946 году. Вынужденные выжить и сохранить свое еврейство в условиях жесточайших преследований — несомненно произошел «перенос» культа личности Сталина на Ребе, что-то вроде «Ребе — это как Сталин, но со стороны святости».

Невероятно?  Отнюдь! Посмотрите на эмблему Любавичской ешивы: это «слева молот справа серп», только слегка видоизмененный. Вспомните знаменитую песню «мы армия Адмура» — снова — советская песня, переделанная на хабадский лад. В этом смысле Хабад еще воюет со Сталиным, и «пускает поезда под откос».

[Еще раз — это все предположения. Я слышал от рава Глуховского, что то отношение к Ребе, которое сложилось сегодня в Хабаде — до семидесятых годов не существовало.  Вероятно, пока жили старые хасиды, знавшие меру вещей, лично знавшие Ребе, и знавшие, чем фарбренген отличается от реальной жизни — сохранялась нужная пропорция. Только когда пришло новое поколение, «не знавшее Йосефа», и начавшее строить свой образ Ребе «из книги» — вот тогда началось то коллективное безумие, верх которого можно наблюдать сегодня.]

Да, Ребе слишком много «взял на себя», слишком дистанцировал Хабад от всего остального иудаизма и даже хасидизма. Слишком переоценил долю «позитивного подхода», не смог создать эффективных механизмов «обратной связи» в созданных им структурах. Система, созданная Ребе, оказалась слишком централизованной, склонной к стагнации и застою, отрыву от реальности и сосредоточенности на собственных нуждах.  Для этого мы здесь и сейчас, чтобы исправить эти «болезни роста» и пойти дальше. Но для этого наш голос должен быть слышен.

Мы недавно читали в Торе «ашер а-наси йехта» — «счастливо поколение, глава которого способен признаьт свои ошибки и свои заблуждения».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

12 комментариев к “Ребе может ошибаться?”

  1. Ицхак, это не слова «одного из больших цадиким» , а цитата из Талмуда. На мой взгляд, не к месту приведенная.

    Ответить
  2. ב‘ ה
    Здравсвуйте уважемый Ицхак!
    Прочитал вашу статью «Ребе может ошибаться?» и меня она озадачила и даже где-то огорчила. Я думаю, для начала, было бы справедливо дать вам мою связь с Хабадом Любавич. Мы живём в, сравнительно, крохотной хабадской общине — несколько исконно хабадских раввинских семей, плюс несколько семей Баал Тшув, две из них русско-язычные. Моя семья, следует обычаям Хабад, так, как других обычаев, до того, как стали соблюдать, мы просто не знали. И мы благодарны нашим Раввинам за всю иx поддержку в нашем скромном продвижении в сложном мире Иудаизма. С Хабадом я связан уже более двадцати лет, тем не менее я не считаю себя Хасидом Ребе. Мне всегда казалось, что это звание нужно заслужить.
    Когда я впервые узнал о Ребе, меня насторожило и, даже где-то, оттолкнуло такое отношение к нему его последователей. Это действительно выглядело как культ личности, с которым мы, выходцы из СССР, были печально знакомы. Но больше узнавая о Ребе, из его трудов и литературы о нём, из рассказов его Хасидов, людей, которые его знали и учились у него, я пришёл к убеждению, что то, что его Xасиды испытывают, можно назвать преданностью, любовью к учителю и наставнику, но никак не культом личности. Я не отрицаю, что в поведении более позднего поколения есть элементы, которые можно было бы классифицировать, как культ, но ведь это, согласитесь, происходит на индивидуальном уровне, а люди подвластны таким импульсам. Сказать же, что Ребе, в какой-то степени, давал повод для такого поведения, а тем более поддерживал его, я считаю заблуждением. Из Ваших множественных статей, уважаемый Ицхак, я чувствую, что Вы тоже преданный Xасид. Но не могу же я Вас обвинить в проявлении культа личности. Моя жена и я тоже большие почитатели и поклонники таланта, деятельности и жизни Ребе. Или это «ОШИБКА» Ребе что мы и, как мне кажется, Вы искренне преклоняемся перед его незаурядными и исключительными способностями как лидера всемирной организации, которую он создал и развил; как наставника тысячей его последователей; как учёного, с незаурядной глубиной познания различных наук, как религиозных, так и светских; как человека, который был непреклонен в своей вере, при любых стечениях обстоятельств. Хотя у моей жены, да и у меня, есть вопросы и сомнения, по поводу поведения и моральных качеств многих хасидских лидеров в бывшем СССР и вне его. Но если это и было не предусмотрительностью Ребе, что он не смог до конца учесть «человеческий фактор», это отнюдь не его вина. Он верил в каждого из своих Хасидов и в их непреклонное следование философии Хасидизма. Есть на йидыш поговорка, что у невесты есть единственный недостаток — она слишком красивая. Мне кажется здесь именно тот случай.
    Меня также беспокоит то факт, что ваши статьи и комментарии, читают, также как и я, тысячи русско-язычных евреев. Многие из них ещё не уверенно ступают на дорогу познания Истины. Также и Вы, общаетесь со многими из Баал Тшува и, наверняка, Ваше мнение имеет значение и влияние среди них. Конечно, мы живём в свободном мире и у нас есть привилегия свободы слова. Тем не менее, очень желательно быть предусмотрительным, когда наши собственные мысли покидают наш язык и могут повлиять на еврея, становящимся на путь Возвращения.

    С искренним уважением,
    Борис
    Dallas, TX
    March, 2011

    Ответить
    • Борис, спасибо за развернутый комментарий.
      Одна из целей этого полемического блога — спокойная, аргументированная и культурная дискуссия.
      Наши мнения могут отличаться, или даже быть диаметрально противоположными, но жизнь поддерживается лишь там, где происходит дискуссия.
      На мой взгляд, вы совершенно правильно сформулировали основной посыл моей статьи:
      «у невесты есть единственный недостаток – она слишком красивая».
      Это действительно корень всех проблем, что «муж» этой «слишком красивой» невесты заболел комплексом неполноценности, психологической зависимости и инфантильности, из-за того, что «невеста» оказалась «слишком красивой».
      Другими словами, масштаб личности Ребе был столь велик, а его харизма столь сильна, что многие хасиды Хабада совершенно потеряли себя как личность.
      Является ли это «ошибкой» самого Ребе? Безусловно!
      Это классика учения хасидизма — Если учитель начнет раскрывать всю свою мудрость неподготовленному ученику — ученик потеряется и растеряется, и будет неспособен учиться. От учителя требуется «цимцум», сокращение своего знания, своей харизмы, для того, чтобы ученик мог вести с ним конструктивный диалог.
      К сожалению, «ученик» превратился в верного болельщика Ребе, а отнюдь не в его последователя.

      Ответить
      • (Другими словами, масштаб личности Ребе был столь велик, а его харизма столь сильна, что многие хасиды Хабада совершенно потеряли себя как личность.)
        Странно. Что такое хасид???Это человек котрый полностью митбатель и микабэль ми ха Ребэ. Так что Вам не нравиться? Что хасиды были хасидами?

        Ответить
  3. **Наверное, потому что Ребе – это больше, чем Моше, Давид, рабби Тарфон и все остальные мудрецы и праведники, вместе взятые…** А разве Вы так сами не считали не так давно? Что значит наверное? Я помню целые лекции о томЮ, что душа ребе выше всех душ и тп.

    Ответить
  4. Если честно то не понятно Ицхак что случилось? Откуда такой макимализм? Сегодня со всей силы души поверим в одно а завтра с той же силой в другое? Как относиться к Вашим словам ???Если Ваше мнение так быстро меняется на 180 градусов???Значит не было фундамента не под тем что Вы говорили раньше и не под тем что Вы говорите сейчас. Через год Вам ктото докажет что что Шалом ахшав самые большие цадики или убийство в Итамаре это только на благо евреев.

    Ответить
    • Я не очень понял — что Вас так испугало?
      Из «ошибок» Моше — появилась глава в Торе
      Из «ошибок» Давида — глава в Танахе.
      Что же случиться, если из за «ошибки» Ребе появится еще одна глава в книге нашей жизни, в которой Вы будете главным героем?
      Возьмите в руки перо и начинайте писать!

      Ответить
  5. Мне кажется, что Реб Ицхак не может спокойно смотреть на негативные явления в ХАБАД, тем более, на фоне всеобщего благоволения к этому. Это абсолютно честный подход. Я не думаю, что бааль тшува должен быть огражден от видения недостатков. Желательно преподносить реальную картину. И, мне кажется, главное, чтобы еврей приблизился к Торе. Если он не станет при этом хасидом, это все равно победа. Удачи Вам Реб Ицхак!

    Ответить
  6. Может не надо ни чего исправлять, а просто найти и показать новые горизонты.Кажется появление хасидизма и было в свое время новым горизонтом.И не пытатся зацикливатся на праведниках, это всего лищь правидники и это их ноша под силу только им. Может пора всем смотреть туда куда смотрят они?

    Ответить
  7. Реб Ицхак вы молодец. Один из редких кто понимает и из единственных кто высказывает вслух. Больной к сожалению вылечился от одной болезни и заболел другой. Моше разбил скрижали чтобы показать нет ничего святого в материальном мире. А то что есть сейчас это хет а эгель нашего поколения. Будем надеятьсч что это последний бирур перед Машиахом. Еще раз яшар коах и продолжайте…

    Ответить

Оставьте комментарий