Из плоти своей узрю Всесильного

Душа человека создана по Б-жественному образу – «И сотворил Вс-вышний человека по своему образу, Б-жественным образом сотворил его[1]» – различные силы души и система взаимоотношений между ними подобны и параллельны, подобно слабому эху, Б-жественным силам, творящим мир, и служат сосудами для Б-жественного раскрытия в мире.

Поэтому каббалисты толковали стих в книге Иова «из плоти своей узрю Всесильного», и учили, что когда человек задумается о «плоти своей», т.е., о строении своей души (как еще будет разъясняться далее), он сможет тем самым узреть Б-жественность – постичь, сообразно своему духовному уровню, как будто бы он видит глазами своего разума, систему Б-жественных сил, действующих в Творении.

Душа человека, и особенно – еврейская душа – «часть Всесильного Свыше буквально» – с самого момента своего творения создана «по образу Всесильного», и также после этого корень души сохраняет связь со своим источником – Б-гом жизни и царем вселенной. Поэтому, душа человека – это самая совершенная «модель» Б-жественности, «Адам» от «эдамэ лаэльйон», «уподоблюсь Высшему». Эта модель, изучение которой не способно сокрыть «оригинал», и отвлечь мысль от него, но наоборот, чем глубже мы изучаем и чем сильнее мы связываемся с душой и с ее глубинными структурами – тем более выстраивается правильное и живое отношение к Вс-вышнему.

Хасидизм объясняет, что истинная модель по самой своей сути развивается из ее высшего Б-жественного «оригинала». Поэтому учение каббалы занимается הקבלה – сопоставлением всего существующего Б-жественному оригиналу, и таким образом она раскрывает Б-жественный источник, из которого происходит данная «модель».

В этом смысле, Б-жественная душа отличается тем, что ее развитие из Б-жественного источника не привело к потере явной и прямой связи с Б-гом жизни.

Любая же другая модель, напротив, прошла на пути своего развития так много переворотов и экранов, что ее собственная связь с Б-жественным оригиналом сокрылась, и осталось лишь внешнее подобие между ними – подобие характера некоторых свойств, но не подобие в смысле Б-жественной сущности.

В двух словах, в обычном процессе ишталшелут[2] есть разрыв творения йеш[3] из ничто, реальность развивается из Б-жественного источника и становится самостоятельной сущностью. Лишь Б-жественная душа преодолела этот разрыв, и осталась частью Б-жественного «аин[4]«, «часть Всесильного Свыше действительно», без самостоятельного йеш, скрывающего ее истинную Б-жественную сущность.


[1] Берейшит 1, 27. Раши комментирует: и сотворил Б-г человека в его образе. В форме, предназначенной для него (для его формирования). Ибо все было сотворено речением, а он (человек) был сотворен руками (т. е. действием), как сказано: «И возлагаешь на меня руку Твою» [Псалмы 139, 5]. Он был создан печатью, как монета чеканом, который на французском языке называется oin. И также сказано: «изменялась как глина печатью» [Иов 38, 14]. (Раши)

[2] Развитие по цепочке причинно-следственных связей

[3] «Есть». Нечто отдельно существующее, осознающее себя индивидуальностью

[4] Букв. «ничто». Нечто непостижимое творением.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Один комментарий: Из плоти своей узрю Всесильного

  1. Уведомление: Начал переводить книгу «а-нефеш» рава Гинзбурга | Каббала Live

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>