26 августа 2021 Рав Натан Гринберг. Тшува это молчание

РИ Это Ликутей алахот, которые объясняют, что такое тшува. Уже было несколько уроков на эту тему и сейчас продолжение. Есть учение рабби Нахмана, которое называется Тора Вав, 6-ое учение, где говорится про тшуву. И Ликутей Моаран – это книга, которую написал сам рабби Нахман, а Ликутей алахот – это книга, которую написал его ученик по мотивам того, что он слышал от рабби Нахмана. И мы сейчас учим именно Ликутей алахот, т.е. книга, которую написал ученик. Но она основана на Ликутей Моаран 6, на учении 6 самого рабби Нахмана.

РНГ Основная идея, которую объясняет рабби Нахман в этом учении 6, что основная идея тшувы – это молчание.

РИ Такого мы ещё не слышали.

РНГ То, что написано «услышит свой позор и промолчит».

РИ Т.е., когда он слышит, как его ругают и молчит. Есть такая идея, но это как бы часть более общей идеи молчания, как основы тшувы, что он дальше сейчас будет объяснять.

РНГ Это ещё один аспект, что он молчит, когда его ругают. Но базовая идея тшувы – это «молчи к Б-гу».

РИ это из Теилим. Вот это молчание есть тшува.

РНГ Эта идея «молчать к Б-гу» – это очень глубоко в душе. Идея тшувы – это «не быть». Тшува – это прекратить занимать место в мире, объём в мире. Есть в этом много ступеней. Люди думают, что молчать во имя Б-га – это не отвечать на позор. Но это два разных аспекта. Идея тшувы – это «молчи». Сейчас не нужны твои комментарии, сейчас не нужны твои взгляды. Иногда ты, да, должен отвечать. Но иногда есть моменты в жизни, когда ты не должен отвечать. И это как бы общая идея. Дальше мы будем читать и видеть, как это развивается — «молчи во имя Всевышнего».

РИ У меня это естественным образом ассоциируется с тем, что постоянно учит рав Ицхак Гинзбург. У него есть такая идея «хаш маль». Хаш означает молчи, маль означает говори. Мы много раз об этом говорили, что перед тем как говорить, должно быть молчание, которое предшествует речи. И тогда только речь она будет так как надо. Говорили о том, что как отличить хорошего раввина от плохого: хороший раввин – это когда он сначала молчит, а потом только начинает говорить. А если он сразу начинает говорить, так это плохой раввин, и он не похож на ангела, и поэтому нельзя у него учиться. А хороший раввин, он сначала молчит, а потом говорит, и тогда можно учиться. В стиле нашего сегодняшнего утреннего урока можно сказать что молчание – это конечно ночь, а речь – это конечно день. Или тьма, которая предшествует свету, т.е. это очень хорошо вписывается в наше последнее обсуждение: чтобы свет был светом ему должна предшествовать тьма. Аспект тьмы в душе – это ощущение человека, что он ничто. Ещё один аспект тьмы в душе и тшувы – это конечно аспект тьмы, которая переворачивается в свет, это молчание. Он говорит аспект тшувы – это молчание. Дальше он говорит о том, что даже не перечисление своих грехов, не оправдываться, но даже не называть свои грехи. Потому что суть тшувы –это молчание. На самом деле удивительная идея, которая дальше будет объясняться.

РНГ Это аспект Рош аШана —  трубление в шофар. Трубите в новомесячье в шофар. Когда скрывается Луна, тогда трубите в шофар, когда есть новомесячье, когда Луна скрывается. Какой праздник, когда скрывается Луна? Это Рош аШана. И написано в Тикуней Зоар: когда человек тяжёл грехами, тогда пусть он сокроется, спрячется. Пусть он пробудит милосердие с помощью шофара. Это значит, что, если ты запутался, т.е. запутался в какую-то ситуацию – снизь профиль. Часто люди думают, что если они запутались в какой-то ситуации, то лучше всего пытаться из неё вылезти. Нет. Если ты запутался, то опусти профиль. Рош а-Шана – это аспект тшувы на весь год, потому что это первый день Десяти Дней Раскаяния. Люди не понимают, что Рош аШана – это тоже один из дней тшувы. Люди думают, что тшува – это только промежуток между Рош аШана и Йом Кипур. Нет, это часть тшувы. Т.е. с одной стороны, это часть Десяти Дней Раскаяния, а с другой стороны, есть какие-то молитвы, которые не произносятся в Рош аШана. И первый день этих Десяти Дней тшувы — это как бы ключ, как должна выглядеть тшува.

Вопрос: Рош аШана – она направлена вперёд или назад? Т.е. это тшува за грехи, которые были сделаны или это принять какие-то решения на будущее?

РНГ Есть это и есть это. Мы, да, говорим о прошлом, но основная идея – что будет в следующем году. Когда мы говорим, что год начинается с Десяти Дней Раскаяния, это значит, что весь год должен идти под знаком тшувы. А тшува зависит от первого дня, а первый день – это Рош аШана. «Этот день — начало твоих деяний» — как говорит посук, и когда был сотворён Адам, и он согрешил, и мы должны исправить его грех. Все праздники месяца Тишрей, начиная от Рош аШана и заканчивая Симхат Тора – это время тшувы, исправления греха Адама. Симхат Тора – мы все собираемся в ешиве, и это тоже часть процесса тшувы, стараемся делать это вместе. Это в общем. Т.е. весь этот период от Рош аШана до Шмини Ацерет – это период тшувы, период исправления этого архетипического греха Адама. И также каждый человек лично должен исправить свои дела и вернуться к тшуве, для того, чтобы приблизиться максимально ко Всевышнему в день Шмини Ацерет. Т.е. в принципе весь год надо делать тшуву и искать приближения ко Всевышнему, но тут это концентрировано. И это то, что говорится, что тшува это аспект Кетер. А Кетер означает «ожидание». Поскольку из-за греха Адама, и также каждый человек из-за его личных проблем, то невозможно приблизиться немедленно, и нужно ждать от Рош аШана до Шмини Ацерет. Т.е. ожидание – это от Рош аШана до Шмини Ацерет. Т.е. радость проявляется только на Симхат Тора. Открытая радость – это уже только в Симхат Тора.

РИ На первый взгляд, человек скажет: я уже в Рош аШана сделал тшуву. Он говорит: подожди, радоваться будешь в Симхат Тора.

РНГ И основная идея тшувы – это «молчи к Б-гу».

РИ Дальше продолжение посука, в котором объясняется, что подчиняется кровь, которая в левом желудочке сердца.

РНГ Левый желудочек сердца – это дурное начало, как вы знаете, и это аспект трубления в шофар, и это звук без речи, и это есть «молчи к Б-гу».

РИ Т.е. «молчи к Б-гу» — это трубление в шофар. Не в смысле молчания вообще, а в смысле, что нет речи. «Молчи» — в том смысле, что не говоришь, а трубишь в шофар.

РНГ Человек должен прийти ко Всевышнему и положить себя, как животное, которое приносится в жертву. И должен так сказать: «Нет у меня уст чтобы говорить». И это аспект шофар –голос без речи. Ибо шофар – это аспект тшувы: «проснитесь спящие от своего сна». Вся идея тшувы – это пробудиться. Пробуждаются с помощью шофара. А шофар – там нет речи, там нет интеллигенции, разума, сознания, там только голос.

РИ Когда-то мы говорили про аспект голоса, когда мы Сакса читали. Что есть всё что происходит в мире, но есть какой-то голос, который выше, чем текст. Здесь он тоже говорит, что есть голос шофара, который выше чем всякие умные объяснения.

Вопрос: Если в Рош аШана надо молчать, то почему такие большие молитвы именно в Рош аШана?

РНГ Действительно, молитва самая длинная.

РИ Он говорит: «я не знаю как ответить». Но на самом деле он ответил на предыдущем уроке – это тоже аспект сна, если вы помните этот урок. Когда мы не примешиваем разум, когда человек просто повторяет слова молитвы – это не значит, что он включает свои мозги. Это значит, что он отстраняет свой разум, по крайней мере его творческую часть.

РНГ Тшува Рош аШана – это тшува на весь год, и когда человек начинает делать тшуву, он очень далёк, не дай Б-г, и грехи его отделяют его от Всевышнего, не дай Б-г. Мы все там, по крайней мере я сам там. И поэтому есть на него очень сильное обвинение, и грехи его отделяют его от Всевышнего, и эти обвинители не дают ему приблизиться. Поэтому из-за того, что есть такое сильное обвинение, поэтому невозможно говорить никакой речи перед Всевышним. Чтобы ты ни сказал, это всё будет не в кассу. Поскольку кровь в левом желудочке ещё там, то невозможно говорить никаких слов достойных, настоящих. Не надо приводить какую-то логику, какие-то объяснения и т.д. – это ещё не время. А сейчас – это время молчания. Основное обвинение, тяжёлый суд – это в первую ночь Рош аШана. Поэтому в эту ночь Рош аШана в Бреславе даже не шли на уединённую беседу, потому что сейчас не время. Молились, кушали и шли спать. Т.е. это работа – иди спать, не мешай. Я не даю рекомендаций, что да что нет, делайте что хотите, но в общем, особенно в первую ночь как мы сказали. А дальше днём, когда уже трубят в шофар, то это уже смягчается суд, днём уже проще. Есть слова рабби Нахмана, что каждый кто связан с ним, он защитит его на суде в первый день Рош аШана. Т.е. это вечерняя молитва первой ночи. Когда праведник защищает тебя перед Высшим судом – не чирикай. Молчи, уже есть кто-то, кто представит твои соображения перед Высшим судом. У меня несколько лет назад был какой-то суд, привели свидетелей и т.д. Свидетели утверждали, что я такой-сякой. И я уже хотел отвечать, но тогда мой адвокат мне сказал: молчи. И тогда вдруг я вспомнил этот отрывок из Ликутей алахот. И я вдруг забыл про суд, про всё, в этот момент я начал делать тшуву, вдруг мне пришли мысли тшувы. Поскольку речь… особенно если адвокат говорит «молчи»… ты только запутаешь, если ты будешь отвечать. Но поскольку речь его запутана, из-за того, что кровь его в левом желудочке сердца, поэтому если он будет говорить, то обвинение на него станет ещё сильнее. Поэтому в Рош аШана не читают исповеди, потому что в Рош аШана Эйсав возвращается со своей охоты. И он хочет обвинить человека, и он приводит все его грехи. Поскольку есть такой сильный суд, то ни в коем случае нельзя упоминать никакие грехи, чтобы сторона суда не победила.

РИ Он говорит: если ты начнёшь перечислять все свои грехи, то скажут: о, отлично, давай, давай перечисляй.

РНГ И тогда это начало тшувы. И тогда есть совет трубить в шофар, и аспект «молчи в Б-гу». И поэтому в Рош аШана следует молчать и не умножать разговоры.

РИ По крайней мере, я слышу здесь ещё один аспект тшувы, о котором мы ещё не говорили, и этот аспект называется молчанием. Т.е. есть тшува, как Хешбон Нефеш, как душевный самоотчёт, а есть тшува, как молчание. И он здесь фактически говорит, что вот это вот молчание тшувы – оно выше чем попытка отчитаться. Более того – это как бы исходная точка, корень дальнейшего отчёта. Это совсем не очевидно, и я первый раз слышу такую идею. Т.е. перед тем, как начать говорить (внутренний разговор, или внешний разговор), перед тем, как перечислять свои грехи – молчание. Что означает это молчание? Ну, можно фантазировать, можно сказать, что это связано с пустым пространством, связано с тьмой, можно думать о том, что исправить ничего нельзя. Тоже можно об этом думать. Я думаю, что каждый может попробовать нагрузить эту идею какими-то своими мыслями.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Рабби Нахман. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>