Разума и сердца. Вера и библейская критика

Вчерашний урок.

По сути речь идет о соотношении разума и сердца — наша любимая тема.

Вспомнил известное место из Рамбама — он говорит о вере так:

«все что ты можешь понять разумом — пойми разумом. То что выше твоего разума — в это верь».

Я думаю что это очень связано с путем Авраама. Мы сказали, что по Рамбаму Авраам был великим ученым.

Это как раз та ступень разума, о которой он говорит. Сначала — разум.

Тогда дальше — когда ты прошел всю часть пути, которую ты может пройти сам – только тогда Свыше ты получает Вера, настоящую веру.

 

*

Как достичь веру выше разума, о который говорит рав Карлебах (вторая часть урока вчера)?

Сам Карлебах, который говорит о ступени веры выше чем разум, начинай учился с 5 лет по «48 часа в сутки» как минимум до 25 лет

Если это не формирование личности то что это?

Наверное, есть что-то данное Свыше. Но есть очень существуя работа над собой и изучение.

Что говорит рабби Нахман в первое учение Ликутей Мааран? То же — есть вера и молитва. Но чтобы это поднялось — нужна Тора, разум

 

Другими словами, только после полного развития разума, человек может по настоящему раскрыть ту «точку сердца», о который говорит рав Карлибах, которая суть личности человека.

С этой точки зрения идея религии – это именно развитее личности, а не поиск Бога

Интересно подумать, что на это скажут антропологи? Скорее  всего да. Все процитуры инициации – это только раскрытие личности.

 

На мой взгляд это очень связано с идей идти на войну.

Идти на войну может только тот, кто не боится.

Тот, кто боится — пусть не идет на войну.

Почему? — Потому что он должен пройти подготовку.

Война это «война жизни» тоже. И пока ты не подготовился — в том числе к семье — ты не можешь «пойти на войну» и создать семью — идя рава Гинзбурга.

Так или иначе — пока человек не ответит на свои вопросы — он не может подняться на ступень внутренней точки

Даже если сказать, что разум это «внешее» а сердце – это «внутреннее», как говорит Карлебах – также внешний жертвенник это основное служение. И только потом есть внутренний жертвенник. Куда заходят только один раз в год

*

Если взять еще ступень.

Даже цдака — это тоже «война», как известно. Война с дурным началом.

Сколько я готов дать денег на войну? Ответ – какую-то небольшую сумму.

Почему? И что с этим делать?

Выложить все что у меня есть? — Наверно нет.

Это все то же самое.  Сколько я способен дать? Больше чем я хочу, но все равно относительно того, что я готов дать.

Это тоже война. И к ней тоже требуется подготовка.

*

Если посмотреть на Моше. Я думаю, что его путь к вере тоже через знание.

Если он находится во дворце Фараона — то он точно изучает там все науки

Только потом он удостаивается открытия более высокой ступени.

Общий принцип: «дающий мудрость мудрым». Тот, кто уже «мудрый» — ему Свыше дают мудрость. Прошел путь снизу вверх.

 

*

Я не исключаю что Иисус идет через другой путь. Очень может быть.

Но как ты сам сказал, что в христианстве изучение стоит очень высоко,

*

Рава Давид Гартман рассказывает, что он учился философии в иезуитском университете. И он говорит, что истинную «интеллектуальную честность» он получил только там. Хотя перед этим он учился у рава Соловейчика

Так или иначе, Павел учился, и много. От рабби Элиезера (пару недель говорили о нем)

 

Интересно сравнить Иисуса и Баал Шем Това — это тоже дар свыше, и только потом учеба. Возможно, рабби Зуша такой же тип человека.

А Магид идет от глубокой учебы.

Баал Шем Тов и Магид. и Иисус и Павел. Интересно.

*

Вообще идея изучения — выше чем ступень разума и времени — это классическая идея иудаизма. Только «сверх учеба» дает настоящую ступень веры.

Тот же рав Кук — это по 18 часов учёбы

Тот же Карлебах — после его выступления — он сидит и учится ночь.

То же и с Штейнзальцом и т.д.

И рав Гинбург говорит об этом же.

Это общее. Учиться больше чем ты способен — только это открывает глубину личности

(понятно, что это определенный тип личности. Возможно, что другие типы личности открываются иначе)

Возможно Баал Шем Тов и рабби Нахман — это другой путь.

По традиции Баал Шем Това учился у пророк Шилони а?? — так или иначе, учение Свыше непосредственно.

Или рабби Шимон, которого учит пророк Элиягу.

 

Ари — рассказывается, что он бился над каждым трудным отрывком Зоара пока не открывалось ему Свыше.

 

Баал Шем Тов говорит, что его ступень это в основном через молитву. Наверное рабби Нахман тоже

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий