Вчерашний урок.
По сути речь идет о соотношении разума и сердца — наша любимая тема.
Вспомнил известное место из Рамбама — он говорит о вере так:
«все что ты можешь понять разумом — пойми разумом. То что выше твоего разума — в это верь».
Я думаю что это очень связано с путем Авраама. Мы сказали, что по Рамбаму Авраам был великим ученым.
Это как раз та ступень разума, о которой он говорит. Сначала — разум.
Тогда дальше — когда ты прошел всю часть пути, которую ты может пройти сам – только тогда Свыше ты получает Вера, настоящую веру.
*
Как достичь веру выше разума, о который говорит рав Карлебах (вторая часть урока вчера)?
Сам Карлебах, который говорит о ступени веры выше чем разум, начинай учился с 5 лет по «48 часа в сутки» как минимум до 25 лет
Если это не формирование личности то что это?
Наверное, есть что-то данное Свыше. Но есть очень существуя работа над собой и изучение.
Что говорит рабби Нахман в первое учение Ликутей Мааран? То же — есть вера и молитва. Но чтобы это поднялось — нужна Тора, разум
Другими словами, только после полного развития разума, человек может по настоящему раскрыть ту «точку сердца», о который говорит рав Карлибах, которая суть личности человека.
С этой точки зрения идея религии – это именно развитее личности, а не поиск Бога
Интересно подумать, что на это скажут антропологи? Скорее всего да. Все процитуры инициации – это только раскрытие личности.
На мой взгляд это очень связано с идей идти на войну.
Идти на войну может только тот, кто не боится.
Тот, кто боится — пусть не идет на войну.
Почему? — Потому что он должен пройти подготовку.
Война это «война жизни» тоже. И пока ты не подготовился — в том числе к семье — ты не можешь «пойти на войну» и создать семью — идя рава Гинзбурга.
Так или иначе — пока человек не ответит на свои вопросы — он не может подняться на ступень внутренней точки
Даже если сказать, что разум это «внешее» а сердце – это «внутреннее», как говорит Карлебах – также внешний жертвенник это основное служение. И только потом есть внутренний жертвенник. Куда заходят только один раз в год
*
Если взять еще ступень.
Даже цдака — это тоже «война», как известно. Война с дурным началом.
Сколько я готов дать денег на войну? Ответ – какую-то небольшую сумму.
Почему? И что с этим делать?
Выложить все что у меня есть? — Наверно нет.
Это все то же самое. Сколько я способен дать? Больше чем я хочу, но все равно относительно того, что я готов дать.
Это тоже война. И к ней тоже требуется подготовка.
*
Если посмотреть на Моше. Я думаю, что его путь к вере тоже через знание.
Если он находится во дворце Фараона — то он точно изучает там все науки
Только потом он удостаивается открытия более высокой ступени.
Общий принцип: «дающий мудрость мудрым». Тот, кто уже «мудрый» — ему Свыше дают мудрость. Прошел путь снизу вверх.
*
Я не исключаю что Иисус идет через другой путь. Очень может быть.
Но как ты сам сказал, что в христианстве изучение стоит очень высоко,
*
Рава Давид Гартман рассказывает, что он учился философии в иезуитском университете. И он говорит, что истинную «интеллектуальную честность» он получил только там. Хотя перед этим он учился у рава Соловейчика
Так или иначе, Павел учился, и много. От рабби Элиезера (пару недель говорили о нем)
Интересно сравнить Иисуса и Баал Шем Това — это тоже дар свыше, и только потом учеба. Возможно, рабби Зуша такой же тип человека.
А Магид идет от глубокой учебы.
Баал Шем Тов и Магид. и Иисус и Павел. Интересно.
*
Вообще идея изучения — выше чем ступень разума и времени — это классическая идея иудаизма. Только «сверх учеба» дает настоящую ступень веры.
Тот же рав Кук — это по 18 часов учёбы
Тот же Карлебах — после его выступления — он сидит и учится ночь.
То же и с Штейнзальцом и т.д.
И рав Гинбург говорит об этом же.
Это общее. Учиться больше чем ты способен — только это открывает глубину личности
(понятно, что это определенный тип личности. Возможно, что другие типы личности открываются иначе)
Возможно Баал Шем Тов и рабби Нахман — это другой путь.
По традиции Баал Шем Това учился у пророк Шилони а?? — так или иначе, учение Свыше непосредственно.
Или рабби Шимон, которого учит пророк Элиягу.
Ари — рассказывается, что он бился над каждым трудным отрывком Зоара пока не открывалось ему Свыше.
Баал Шем Тов говорит, что его ступень это в основном через молитву. Наверное рабби Нахман тоже