«Чем выше душа человека, тем более он должен искать себя»

Чем выше душа человека, тем более он должен искать себя, тем более его глубокая душа скрывается от его сознания. Так, что он должен умножить в уединении, в возвышении духа, в углублении мысли, в освобождении сознания, пока, в конце концов, не раскроется ему душа его, посредством того, что начнет светить ему свет ее.

(«Есть у тебя крылья духа», стр. 71)

Маленькое замечание на полях: в хасидизме (Хабад) не требуется «искать себя». Хасидизм – это «широкая мощеная дорога для многих». В этом нет недостатка, хасидизм осознает себя как некий массовый вариант иудаизма (особенно на этой массовости настаивал последний Любавичский Ребе. Кстати, у рава Шерло также то, что не массово – не годится).

Рав Кук, по-видимому, не ставит на «массу», он больше надеется на индивидуума. Значительная часть творчества рава Кука – это именно внимание к индивидууму. Интересно, что хотя рав Кук говорит о себе, что «я строю народ» – но он строит народ, состоящий из ярких индивидуальностей, строительство нации у него не отождествляется с нивелированием личности.

В хасидизме же, напротив, говорить об «уровнях души» считается почти что «дурным тоном».

Нередко встречается утверждение (в собственно хабадских источниках), что «Баал Шем Тов показал, как можно служить Вс-вышнему, а Алтер Ребе сделал это служение доступным простому народу», или «Алтер Ребе облачил свет учения Баал Шем Това в сосуды сознания» В нашем контексте мы можем интерпретировать эти идеи в том смысле, что служение Баал Шем Това было ярко индивидуальным. Также в следующем поколении – Магид и его ученики – яркие индивидуальности. Как уже говорилось, в третьем поколении начинается «институализация» хасидизма, появление хасидских дворов и династий, хасидизм становится массовым движением. В этом есть большой плюс, но также и еще больший минус. Из учения, призванного раскрыть индивидуальность личности, раскрыть уникальную душу каждого – хасидизм превращается в «каббалу для масс» – элементы мистики, как правило, лишь называемые по именам, но по-настоящему не раскрываемые и не объясняемые, призванные возвысить дух и приподнять человека над материальностью, но не более того.

Таким образом, рав Кук, фактически, возрождает традицию Баал Шем Това и первых учителей хасидизма – с их вниманию к личности и ее раскрытию.

«Хасидизм» рава Кука – это «нишмас одом теламдену» – «душа человека научит его» – учиться от собственной души, а не из книг, верить в себя, в свою бессмертную душу и в силы, которые Вс-вышний тебе дает.

Рав Кук хочет освободить душу человека от оков, расправить ее крылья, и он уверен, что душа – раскроется и осветит мир, надо только дать ей эту возможность.

Хасидизм Хабада тоже освобождает и раскрепощает – освобождает от разума, от «химеры, называемой совестью», от личности, от индивидуальности. Ребе нужны «солдаты», исполняющие, а не раздумывающие. Возможно, это была лишь одна из сторон многогранной личности Ребе, но, почему-то, эта сторона в хасидизме становится все сильнее и сильнее, внешнее все более и более заслоняет внутреннее.

Мы читаем сегодня вечером главу «Гаазину». Я сказал кому-то, что из обращения Моше рабейну к небесам и к земле мы можем выучить, что недостаточно одного лишь свидетеля — небес или земли, недостаточно лишь небесного либо лишь земного, для того, чтобы гарантировать существование еврейского народа. Должны быть «небеса» и «земля» вместе, и лишь тогда можно надеяться, что еврейский народ устоит в бурях времен.

В моем восприятии хасидут и учение рава Кука — это «небеса» и «земля». Бессмыслен спор, «кто выше» или «то важнее». Небеса, безусловно, выше. Но мы стоим ногами на земле, и лишь опираясь на землю, мы способны начать путь наверх. Более того, «истина раскроется из земли» — Б-жественная истина и суть раскроется в материальности, не в духовности, как мы хорошо знаем из собственно хасидизма. Хасидизм лишь «свеча», призванная «воспламенить» материальность, и лишь вместе с «учением земли» он может стать настоящим благословением и привести человека к духовному совершеству.

Рав Кук и Любавичский Ребе  подобны Мошиах бен Йосеф (это, наверное, Ребе), и Мошиах бен Давид (это, скорее, рав Кук). Они не встретились при жизни, а если встретились — то не поняли друг друга. Я верю, что задача нашего поколения — это «встреча на Эльбе» хасидизма и учения рава Кука.

Шабат шалом и питка тава

Ицхак

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

1 комментарий к “«Чем выше душа человека, тем более он должен искать себя»”

  1. Каббала — это методика постижения Творца. И каждое новое поколение требует некоторого обновления этой методики, потому что не постигнув Творца, не увидев и не прочувствовав его свойств, душа исправиться не может.

    В каждый период, перед тем как начинается новый этап, в наш мир спускается особая душа, душа праведника, которая облачается в человеческое тело и пребывает в этом мире, для того чтобы передать людям эту новую сегодгяшнюю каббалу и произвести соответствующие исправляющие действия.

    Так же и я не просто послан в этот мир. Душа моя уже прошла ряд очень важных кругооборотов. Я не могу рассказывать тебе обо всем — это большая тайна и может ты когда-нибудь сам поймешь логику моих появлений на Земле. Могу только сказать, что я, моя душа — это следующее воплощение рава Шимона, написавшего «Зоар». Я говорю тебе все это только с одной целью — ты должен будешь организовать сохранение и распространение этой новой системы каббалы, описать всю эту систему в книгах и обеспечить охрану ее от представителей старых школ. Посмотри, рав Моше — большой каббалист, написал много книг по каббале, признанный авторитет — от не только не понимает о чем я говорю, но и первый будет от непонимания извращать все, о чем я говорю. Так что прячь все свои рукописи, следи, чтобы не попали они в нечистые руки. Все таки это тайны всего мироздания.

    Эпоха, которая начинается сегодня продлится около 400 лет. Ты даже не представляешь, что будет происходить через 400 лет…но только, если мы с тобой правильно сделаем все что нужно. Сегодня каббала — это нечто элитарное,(обособленна от всего) очень малое колличество людей занимаются каббалой и ты видишь какое враждебное отношение это вызывает среди якобы больших рабаним.

    Они проверяют меня на знание Торы и Талмуда, лучше бы проверили себя, насколько преступно неверно их отношение к изучению этих книг. Примерно через 300 лет ситуация станет катастрофической. Почти не останется людей, знающих что же такое каббала, а через 400 лет основная масса «духовных учителей» даже не будет знать, что духовная связь с Творцом действительно существует.

    Это будет страшная эпоха. Раввины будут заниматься политикой и бизнесом, преследовать тех немногих, кто еще чудом будет полулегально проповедовать настоящую каббалу. Каббалистами будут называть себя люди, зарабатывающие на жизнь продажей «брахот» и всевозможных талисманов — «камей». Зато слово «каббала» будет на устах у всех. Гадалки на кофе и картах тоже будут попадать в разряд каббалистов, и к ним будет стекаться огромное колличество праздно любопытствующих.

    Это будет ужаснейшее время, но оно возбудит в людях интерес к Каббале, и постепенно, когда вся эта шелуха отвалится и люди поймут, что это все не настоящее, а игра и мошенничество, — тогда возникнет интерес к настоящему и люди начнут искать не чудес, а настоящей связи с Творцом. Придут люди, которые как мы с тобой сегодня- дадут новую систему каббалы, Она приведет к постижению Творца массы людей…

    Каждое поколение — это совершенно новое поколение, новый тип душ, поэтому отцы всегда не понимают детей, а дети отцов. Ведь не просто так одни люди умирают, другие рождаются. Да и места на земле не просто так существуют, страны и государства — это тоже скопления душ по принципу типа этих душ и типа их исправления. Говорят — если ты будешь плохо вести себя в этой жизни, в следующей — тебя накажут.

    И человек ждет , если он в это верит, что в следующей жизни его поставят в угол и не дадут сладостей, его будут жарить на огне и это будет называться «Ад», а ведь все намного проще — в следующей жизни, если это будет входить в планы Творца — человек родится в таком месте нашей планеты, где жизнь сама по себе уже является наказанием, или , возможно, что его зажарят людоеды на праздник, и он таки почувствует адский огонь. Каждое поколение имеет свою специфику, свой характер, свои свойства. И диалог с Творцом каждое поколение должно вести на языке, понятном этому поколению.

    Души, появляющиеся в мире, будут все грубее и грубее, и требовать будут языка все более и более простого. То, что ты опишешь в своих книгах через несколько поколений будут снова редактировать и пояснять, а еще через несколько столетий люди вообще не будут понимать, что здесь написано, потребуются совершенно новые комментарии, и постепенно комментарии станут этими настоящими книгами, описывающими путь к Творцу.

    Появится новый каббалистический язык, и может быть не один. Чем ближе человечество будет приближаться к времени Машиаха, тем большая разница будет чувствоваться между поколениями, тем динамичнее будут развиваться события в мире, технический прогресс приведет к тому, что Земля станет маленькой-маленькой и люди всей Земли потянутся к каббале, потому что не будет другого способа понять какая же цель нашего пребывания в этом мире. Тогда моя душа вернется на землю в новом виде и я дам новое объяснение тем новым людям, и если человечество будет готово к этому, то появится и та группа каббалистов, которая ждет своего воплощения с 13 века.

    Гои будут искать в каббале смысл жизни, потому что все их верования и теории заведут их в тупик. Они будут искать любой возможности попасть в Эрец Исраель сами точно не отдавая себе отчет в том, зачем они это делают. Это будет необыкновенно интересное время, конец шестого тысячелетия. Будут происходить события, во многом похожие на то, что описано в Танахе.

    Огромные переселения евреев по миру, даже лже-машиахи появятся и большие группы евреев-ортодоксов пойдут за ними, и это будет вносить все больший и больший переполох в мире, пока люди не начнут видеть — кто стоит за всем этим. Они увидят Творца…»

    Всё это великий Ари говорил своему первому ученику Хаиму Виталю. Он говорил о нас, о нашем времени…

    Ответить

Добавить комментарий для Michael Loshak Отменить ответ