Чем выше душа человека, тем более он должен искать себя, тем более его глубокая душа скрывается от его сознания. Так, что он должен умножить в уединении, в возвышении духа, в углублении мысли, в освобождении сознания, пока, в конце концов, не раскроется ему душа его, посредством того, что начнет светить ему свет ее.
(«Есть у тебя крылья духа», стр. 71)
Маленькое замечание на полях: в хасидизме (Хабад) не требуется «искать себя». Хасидизм – это «широкая мощеная дорога для многих». В этом нет недостатка, хасидизм осознает себя как некий массовый вариант иудаизма (особенно на этой массовости настаивал последний Любавичский Ребе. Кстати, у рава Шерло также то, что не массово – не годится).
Рав Кук, по-видимому, не ставит на «массу», он больше надеется на индивидуума. Значительная часть творчества рава Кука – это именно внимание к индивидууму. Интересно, что хотя рав Кук говорит о себе, что «я строю народ» – но он строит народ, состоящий из ярких индивидуальностей, строительство нации у него не отождествляется с нивелированием личности.
В хасидизме же, напротив, говорить об «уровнях души» считается почти что «дурным тоном».
Нередко встречается утверждение (в собственно хабадских источниках), что «Баал Шем Тов показал, как можно служить Вс-вышнему, а Алтер Ребе сделал это служение доступным простому народу», или «Алтер Ребе облачил свет учения Баал Шем Това в сосуды сознания» В нашем контексте мы можем интерпретировать эти идеи в том смысле, что служение Баал Шем Това было ярко индивидуальным. Также в следующем поколении – Магид и его ученики – яркие индивидуальности. Как уже говорилось, в третьем поколении начинается «институализация» хасидизма, появление хасидских дворов и династий, хасидизм становится массовым движением. В этом есть большой плюс, но также и еще больший минус. Из учения, призванного раскрыть индивидуальность личности, раскрыть уникальную душу каждого – хасидизм превращается в «каббалу для масс» – элементы мистики, как правило, лишь называемые по именам, но по-настоящему не раскрываемые и не объясняемые, призванные возвысить дух и приподнять человека над материальностью, но не более того.
Таким образом, рав Кук, фактически, возрождает традицию Баал Шем Това и первых учителей хасидизма – с их вниманию к личности и ее раскрытию.
«Хасидизм» рава Кука – это «нишмас одом теламдену» – «душа человека научит его» – учиться от собственной души, а не из книг, верить в себя, в свою бессмертную душу и в силы, которые Вс-вышний тебе дает.
Рав Кук хочет освободить душу человека от оков, расправить ее крылья, и он уверен, что душа – раскроется и осветит мир, надо только дать ей эту возможность.
Хасидизм Хабада тоже освобождает и раскрепощает – освобождает от разума, от «химеры, называемой совестью», от личности, от индивидуальности. Ребе нужны «солдаты», исполняющие, а не раздумывающие. Возможно, это была лишь одна из сторон многогранной личности Ребе, но, почему-то, эта сторона в хасидизме становится все сильнее и сильнее, внешнее все более и более заслоняет внутреннее.
Мы читаем сегодня вечером главу «Гаазину». Я сказал кому-то, что из обращения Моше рабейну к небесам и к земле мы можем выучить, что недостаточно одного лишь свидетеля — небес или земли, недостаточно лишь небесного либо лишь земного, для того, чтобы гарантировать существование еврейского народа. Должны быть «небеса» и «земля» вместе, и лишь тогда можно надеяться, что еврейский народ устоит в бурях времен.
В моем восприятии хасидут и учение рава Кука — это «небеса» и «земля». Бессмыслен спор, «кто выше» или «то важнее». Небеса, безусловно, выше. Но мы стоим ногами на земле, и лишь опираясь на землю, мы способны начать путь наверх. Более того, «истина раскроется из земли» — Б-жественная истина и суть раскроется в материальности, не в духовности, как мы хорошо знаем из собственно хасидизма. Хасидизм лишь «свеча», призванная «воспламенить» материальность, и лишь вместе с «учением земли» он может стать настоящим благословением и привести человека к духовному совершеству.
Рав Кук и Любавичский Ребе подобны Мошиах бен Йосеф (это, наверное, Ребе), и Мошиах бен Давид (это, скорее, рав Кук). Они не встретились при жизни, а если встретились — то не поняли друг друга. Я верю, что задача нашего поколения — это «встреча на Эльбе» хасидизма и учения рава Кука.
Шабат шалом и питка тава
Ицхак
Каббала — это методика постижения Творца. И каждое новое поколение требует некоторого обновления этой методики, потому что не постигнув Творца, не увидев и не прочувствовав его свойств, душа исправиться не может.
В каждый период, перед тем как начинается новый этап, в наш мир спускается особая душа, душа праведника, которая облачается в человеческое тело и пребывает в этом мире, для того чтобы передать людям эту новую сегодгяшнюю каббалу и произвести соответствующие исправляющие действия.
Так же и я не просто послан в этот мир. Душа моя уже прошла ряд очень важных кругооборотов. Я не могу рассказывать тебе обо всем — это большая тайна и может ты когда-нибудь сам поймешь логику моих появлений на Земле. Могу только сказать, что я, моя душа — это следующее воплощение рава Шимона, написавшего «Зоар». Я говорю тебе все это только с одной целью — ты должен будешь организовать сохранение и распространение этой новой системы каббалы, описать всю эту систему в книгах и обеспечить охрану ее от представителей старых школ. Посмотри, рав Моше — большой каббалист, написал много книг по каббале, признанный авторитет — от не только не понимает о чем я говорю, но и первый будет от непонимания извращать все, о чем я говорю. Так что прячь все свои рукописи, следи, чтобы не попали они в нечистые руки. Все таки это тайны всего мироздания.
Эпоха, которая начинается сегодня продлится около 400 лет. Ты даже не представляешь, что будет происходить через 400 лет…но только, если мы с тобой правильно сделаем все что нужно. Сегодня каббала — это нечто элитарное,(обособленна от всего) очень малое колличество людей занимаются каббалой и ты видишь какое враждебное отношение это вызывает среди якобы больших рабаним.
Они проверяют меня на знание Торы и Талмуда, лучше бы проверили себя, насколько преступно неверно их отношение к изучению этих книг. Примерно через 300 лет ситуация станет катастрофической. Почти не останется людей, знающих что же такое каббала, а через 400 лет основная масса «духовных учителей» даже не будет знать, что духовная связь с Творцом действительно существует.
Это будет страшная эпоха. Раввины будут заниматься политикой и бизнесом, преследовать тех немногих, кто еще чудом будет полулегально проповедовать настоящую каббалу. Каббалистами будут называть себя люди, зарабатывающие на жизнь продажей «брахот» и всевозможных талисманов — «камей». Зато слово «каббала» будет на устах у всех. Гадалки на кофе и картах тоже будут попадать в разряд каббалистов, и к ним будет стекаться огромное колличество праздно любопытствующих.
Это будет ужаснейшее время, но оно возбудит в людях интерес к Каббале, и постепенно, когда вся эта шелуха отвалится и люди поймут, что это все не настоящее, а игра и мошенничество, — тогда возникнет интерес к настоящему и люди начнут искать не чудес, а настоящей связи с Творцом. Придут люди, которые как мы с тобой сегодня- дадут новую систему каббалы, Она приведет к постижению Творца массы людей…
Каждое поколение — это совершенно новое поколение, новый тип душ, поэтому отцы всегда не понимают детей, а дети отцов. Ведь не просто так одни люди умирают, другие рождаются. Да и места на земле не просто так существуют, страны и государства — это тоже скопления душ по принципу типа этих душ и типа их исправления. Говорят — если ты будешь плохо вести себя в этой жизни, в следующей — тебя накажут.
И человек ждет , если он в это верит, что в следующей жизни его поставят в угол и не дадут сладостей, его будут жарить на огне и это будет называться «Ад», а ведь все намного проще — в следующей жизни, если это будет входить в планы Творца — человек родится в таком месте нашей планеты, где жизнь сама по себе уже является наказанием, или , возможно, что его зажарят людоеды на праздник, и он таки почувствует адский огонь. Каждое поколение имеет свою специфику, свой характер, свои свойства. И диалог с Творцом каждое поколение должно вести на языке, понятном этому поколению.
Души, появляющиеся в мире, будут все грубее и грубее, и требовать будут языка все более и более простого. То, что ты опишешь в своих книгах через несколько поколений будут снова редактировать и пояснять, а еще через несколько столетий люди вообще не будут понимать, что здесь написано, потребуются совершенно новые комментарии, и постепенно комментарии станут этими настоящими книгами, описывающими путь к Творцу.
Появится новый каббалистический язык, и может быть не один. Чем ближе человечество будет приближаться к времени Машиаха, тем большая разница будет чувствоваться между поколениями, тем динамичнее будут развиваться события в мире, технический прогресс приведет к тому, что Земля станет маленькой-маленькой и люди всей Земли потянутся к каббале, потому что не будет другого способа понять какая же цель нашего пребывания в этом мире. Тогда моя душа вернется на землю в новом виде и я дам новое объяснение тем новым людям, и если человечество будет готово к этому, то появится и та группа каббалистов, которая ждет своего воплощения с 13 века.
Гои будут искать в каббале смысл жизни, потому что все их верования и теории заведут их в тупик. Они будут искать любой возможности попасть в Эрец Исраель сами точно не отдавая себе отчет в том, зачем они это делают. Это будет необыкновенно интересное время, конец шестого тысячелетия. Будут происходить события, во многом похожие на то, что описано в Танахе.
Огромные переселения евреев по миру, даже лже-машиахи появятся и большие группы евреев-ортодоксов пойдут за ними, и это будет вносить все больший и больший переполох в мире, пока люди не начнут видеть — кто стоит за всем этим. Они увидят Творца…»
Всё это великий Ари говорил своему первому ученику Хаиму Виталю. Он говорил о нас, о нашем времени…