Это сколько же надо украсть?..

Есть известный «ворт» Баал Шем Това, точнее, «майса» и с ней «ворт»:

Как то раз Баал Шем Тов со своими учениками шли по берегу застывшей реки , и увидели, как мужики вырезают изо льда крест. Ученики спросили у Баал Шем Това: ведь все, что человек видит или слышит – есть указание в Служении? Что же можно выучить из этой картины – мужики, вырезающие крест?!

Баал Шем Тов ответил: святость – это тепло и движение. Когда нет тепла, когда нет движения – из этого легко может получиться «авода зара» – идол.

Из этого «ворта» мы учим, возможно, самое важное, и самое внутреннее определение идолопоклонства: идолопоклонство – это стагнация, неумение и нежелание изменяться.

Собственно, из известного «ацабейhем кесеф везоhов» («идолы их – серебряные и золотые») – ивритский корень «ацабим» – «идолы» – означает также нечто статичное и недвижимое. Как говорится в продолжение этого стиха: «Глаза у них и не видят, уши и не слышат, ноги у них – и они не способны двигаться». Идол – это нечто, не способное к движению.

Если посмотреть с этой точки зрения на современные нам направления в иудаизме, то, наверное, харейдимный мир, несомненно, удостоится почетного «первого места». Фанатичное нежелание ничего менять, нежелание – в упор – видеть, что в мире что-то меняется, что Вс-вышний «каждый день творит мир заново» – это, по сути, сегодня «ани мамин» харейдимного иудаизма. «Новое запрещено из Торы» – вот его лозунг.

Увы, хасидизм, будучи весьма динамичным на момент его возникновения – особенно по сравнению с остановившемся в своем развитии современным ему иудаизмом – и развивавшийся еще несколько поколений достаточно динамично – рано или поздно начал терять динамику, начал отставать от реалий нового времени.

Мы уже как то писали об этом, последний Любавичский Ребе стал «последним из могикан», попытавшимся привести хасидизм в соответствие с «духом эпохи», не меняя ничего внутри. При том, что Любавичский Ребе был революционером по своему духу – он очень осторожно относился к тому, чтобы вносить какие-то изменения в хасидизм, если они не были крайне необходимы.

Так или иначе – «седьмое поколение» стало очень значительным «апгрейдом» хасидизма Хабад, по сути, новой его версией.

С уходом Ребе, увы, время остановилось. Можно сказать – наверное, это грустная шутка – третье тамуза, как известно, это день, когда Йегошуа приказал солнцу остановиться. Третьего тамуза 5754 года солнце в Любавич остановилось. Никакого движения. Никакого развития. Никаких изменений. Можно только снова и снова повторять одни и те же сихот, одни и те же «ворты», смотреть одни и те же видео.

В последнее время я часто захожу на сайты «национально-религиозного» лагеря, такие как сайт ешивы Бейт Эль, Ор Эцьон и др. Душа радуется обилию мнений, обилию свежих, неожиданных мыслей, комментариев, подходов – буквально ко всем аспектам жизни религиозного общества.

Рав Кук был величайшим мыслителем своей эпохи. Но еще более важно – что он сообщил эту динамику мысли, эту способность развиваться – своим ученикам, развивающим его учение дальше, и применяющим его к постоянно изменяющимся обстоятельствам (у меня на заметке одна замечательная статья об учении рава Кука – постараюсь перевести в ближайшее время).

В Хабаде – как мы говорили в России – застой. Ни одной свежей мысли! Зайдите на хабадские сайты – сейчас там оживленная дискуссия о том, «кто виноват» – в том, что молодежь покидает Хабад. Попробуйте найти там хоть одну свежую, оригинальную мысль…

Почему молодежь уходит? Да по одной причине – потому что ни один современный хабадский рав не способен дать вразумительного ответа ни на один серьезный вопрос, касающийся современности. Да потому, что манера мышления Хабада застыла на уровне пятидесятилетней давности. Да потому, что разрыв между «заявленными» и реализуемыми ценностями все увеличивается (см. например – фото с со свадьбы дочери гл. раввина всея Руси – это сколько же надо украсть, чтобы так шиковать… И насколько надо потерять совесть, чтобы делать это в открытую…)

Это, наверное, самый страшный «идол» современного Хабада.

Series Navigation<< Тонкая грань

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

1 комментарий к “Это сколько же надо украсть?..”

  1. Свадьба рав Лазара отнюдь не была шикарной. И даже если была оплачена за счет общины, то на это право есть, поскольку большая часть гостей — лидеры еврейских общин со всей страны. Для них это был своего рода кинус.

    Ответить

Оставьте комментарий