Немного истории…

Нужно немного представлять себе историю движения баалей тшува в России, чтобы понять, насколько сегодняшняя ситуация в еврейской общине России противоестественна.

Кто такие были баалей тшува 70-80 годов? Отказники. Диссиденты. Многие из которых блестящие интеллигенты. В общем — активная оппозиция режиму. Опасные для власти люди.

Хорошо помню, как попал на урок Раши к Пинхасу Полонскому — Москва, 1983 год. Я уже год как учил иврит, и мне хотелось как то применить его на практике. Мой учитель иврита — Барух Теплицкий — предложил мне — со смехом — познакомить меня с религиозными. Сказал мне, усмехаясь — «они тебя мигом обрелигиозят». Как в воду глядел, однако…

Я пришел на урок. Молодежь. Выпускники МГУ (сам Петя Полонский, Леви Китросский и еще несколько активистов). Неповторимый «профессор» Влад Дашевский, слушать лекции которого было величайшим интеллектуальным наслаждением. Помню, кто-то из участников урока показал мне книгу Шредингера по физике — и сказал — «благодаря этой книге я сделал тшуву»…

Пете Полонскому было, кажется, 28 лет. Влад Дашевский был в моих понятиях (19-летнего студента) стариком.

И — манипуляции над текстом Раши. И — мидрашим. И — лекции. Я не мог даже предположить себе, что иудаизм может быть столь интересен… Через пару месяцев был уже там с потрохами.

Сегодня?

Покажите мне на российско-хабадском пространстве лекторов, раввинов, директоров школ, хотя бы сколько нибудь поднимающихся над очень средним уровнем?

Большинство раввинов общин не владеют русским языком.

Большинство раввинов общин и вообще, руководящих должностей — в руках иностранцев.

Очевидно, что их ментальность далека от русской интеллигенции как запад от востока. Они могут быть отличными менеджерами. Духовными лидерами современного российского еврейства — вряд ли.

Очевидно, что они не способны преподать иудаизм, как нечто релевантное современному человеку.

Сегодяшний Хабад в России  обращается в основном к социально-неблагополучным слоям общества, черпая оттуда учеников школ, ешив, семинаров для девушек. Интерес? Халява! Бесплатное обучение престижным профессиям в ВУЗе — так построена работа и Махона Бекермана в Москве, и «Института 21 века» и «Месивты». Удивительно, что на всю Москву так и нет ни одной толковой Хабадской школы «для местных». Для своих, как раз есть отличный хейдер.

Происходит отрицательный отбор. Умным, самостоятельным, независимым, критичным — и не очень богатым — вход в современную общину Хабада в России строго запрещен.

Чей это интерес — «конторы», Лазара или их общий? Мне кажется, скорее последнее. Лазару не нужны были конкуренты. Конторе нужна была подконтрольная, послушная община, вывеска «еврейской жизни» в России, «визитная карточка» «юдофила» Путина. Так что они нашли друг друга.

А так — все хорошо. Синагоги строятся, миквы открываются, музеи работают. Только жизни во всем этой нет. Очень похоже на настояющую общину, и вместе с тем бесконечо далеко от нее

Я далек от мысли кого-то обвинять в существующем положении дел. Так сложилось. в 1989-1991 году открылись ворота, и отказники покинули Россию. В образовавшееся «пустое пространство» пришли новые люди, не знающие, что такое Россия, что такое российские власти, и как себя с ними следует вести. В результате еврейская община россии оказалось под плотным душным колпаком.

Хотят ли они сегодня что то изменить? не знаю. Хочу надеятся, что да.

Будучи лично хорошо знакомым с многими действующими лицами сегодняшнего Хабада в России (и проработав с ними много лет) — я могу только сказать, что на личном, частном уровне — это замечательные люди. Будучи в России, я  всегда знал, что я могу постучаться в дверь квартиры рава Лазара в любое время дня и ночи и получить ответ на волнующий меня вопрос. С Борухом Гориным я общался меньше — но тоже помню его как чистого, искреннего парня.

Тем более больно наблюдать этот парадокс — прекрасные люди, и отвратительная система.

Глубоко трагично сознавать, что Хабад, бывший символом бескомпромиссой борьбы с властями на протяжении 70 лет, сегодня превратился в символ коллаборационизма с диктаторским режимом Путина.

Шавуа тов

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий