Несколько писем Ребе по поводу асканут в Хабаде

Часть 1 из 1 в серии Фарбренген продолжается...
  • Несколько писем Ребе по поводу асканут в Хабаде

Вам интересно, что думал об этом сам Ребе?

Давайте вместе полистаем игрот.

Эта выборка не претендует ни на полноту, ни на объективность – я просто выбрал несколько запомнившихся писем из подборки на Хасидус.ру:

1) На что тратить деньги

По поводу того, что Вы пишете в своем письме об установлении памятника «неизвестному еврейскому мученику» в городе Париже, — я должен извиниться, но я не согласен с Вами в данном вопросе. Я представляю себе этих святых мучеников, погибших во имя освящения Имени Вс-вышнего, и их реакцию на установление такого памятника в их память в центре Парижа, и посредством организации, во главе которой стоят хасиды, только это «хасиды» народов мира, и что бы они сказали бы об этом.

И в особенности, что сейчас есть сотни и тысячи и десятки тысяч живых жертв, и они известны, и они нуждаются в куске хлеба в материальности, и в еще большем числе – в куске хлеба в духовности.

И основная причина того, что не утоляют их голод – это отсутствие средств…[1].

Ребе ясно пишет, что нужно тратить деньги на живых людей, а не на памятники.

2)  Письма к Агух – это просто песня.

Приведу совершенно исключительное, на мой взгляд,  письмо (1952 год, т.6, 1766) – просто крик души:

…работа Хабада в Святой Земле находится сейчас на распутье, т.е., что есть возможность, что она и дальше будет вестись так, как это велось в последние годы, т.е., «меhейхи тейси», «пойдет – хорошо, стоит того – отлично, ну а если нет – тоже не страшно, а может – еще лучше»,

Или же – что выстроят крепкое основание для всей работы, и с подобающим развитием и распространением, как внутри, так и снаружи.

Само собой понятно, что если идти по первому варианту – это не отвергает возможности, что впоследствии возьмут второй вариант. И еще – тогда не берут на себя никакой ответственности: он ничего не обещал, ничего не принимал на себя, и наоборот, за каждое доброе дело, даже самое маленькое, ему полагается благодарность как в этом мире, так и в будущем мире.

Но, если пойдут по второму пути, — тогда берут на себя самую большую ответственность, как внутреннюю так и внешнюю, и также это делает невозможным пойти потом по первому пути. Однако, также понятно, что невозможно знать заранее, будут ли в будущем те же возможности для развития работы Хабада на Святой Земле, какие есть сейчас, и также сейчас они меньше, чем это было год назад.

И поэтому я просил р. М.Г., чтобы провели собрание, и не вели пропаганды, и сообщили бы этот мой взгляд на пути развития Хабада в Святой земле. И предложили бы каждому и каждому сообщить мне свое личное мнение, т.е., идет ли он по первому пути (тогда, само собой понятно, или он сообщит мне об этом, и также те, кто не сообщат и не ответят вообще, я обязан буду считать их и присоединить их к первому варианту, или к тем, кто вообще не хочет участвовать в работе Хабада в Святой Земле, да будет она отстроена и укреплена),

А те, кто действительно связаны (мекушарим) к работе моего тестя и учителя, Ребе, и само собой, желают ее развития, и готовы посвятить этому определенную часть своего имущества, и также участвовать в этом физически и даже душевно, пусть сообщат мне об этом также. И тогда я буду знать, могу ли я приступить к расширенному проекту работы в Святой Земле, или мы еще не удостоились этого.

И еще раз я хочу подчеркнуть, пусть каждый ответит отдельно и лично, и в отдельном конверте, для того, чтобы не было в этом никакого принуждения, позора и стыда. Поскольку это очень серьезно, и как говорилось, что надо вложить в это не только имущество и тело, но также душу. И когда будут писать таким образом — не будет уже возможности потом оправдаться (даже перед самим собой), как это было в других вещах, когда подписывали все вместе, и само собой, потом оправдывались (перед самими собой, или перед Вс-вышним, или перед своими товарищами), что нечего было делать, это было бы неприлично не подписать, но сам он так не считает…

Нужны комментарии? Сколько в этом письме горького цинизма – абсолютно не характерного для писем Ребе, но тут, как говорится, Ребе разговаривает «без перчаток». Лучше всего, говорит Ребе, не брать на себя вообще никакой ответственности… «Пусть каждый ответит мне лично» – нужны еще какие-то слова? То же сейчас – пусть каждый ответит лично Ребе.

3) Письма по поводу Кфар Хабада.

Это еще одна большая и больная тема. Приведу одно характерное (т.6, 1767):

Руководству Кфар Хабада,

2) Меня очень и очень огорчает отсутствие дисциплины и само собой, беспорядки, господствующие в Кфаре. Я не знаю точно, что может помочь в этом, и на первый взгляд, не нужно ничего кроме, как осознания, и, как объясняется, что осознание есть также глубокое понимание, и чувства, что Кфар несет на себе имя Кфар Хабад, и когда он был основан – получил на это благословение моего тестя и учителя, Ребе, и известно то, что он сказал здесь еще когда он был жив в этом мире, «что этим проектом он занимается лично». И, само собой, они должны смотреть на все дела Кфара, что это затрагивает волю и желание и имя моего тестя и учителя, Ребе, и это не есть личное дело каждого…

И из этого есть два следствия: в «правой линии» – поскольку это – личное дело Ребе, и он – глава поколения, что означает, что через него приходят все hамшахот[1], имеющие отношение к нашему поколению, не только hашпаот[2] в духовности, но также и в материальности (и как известно, что это есть понятие «наси[3]» – что все hашпаот поколения – без исключения – приходят через него, и поэтому было необходимо, что даже материальное мясо для поколения пустыни пришло посредством Мойше рабейну, хотя он сказал «откуда у меня мясо», и как объясняется в учении хасидизма смысл того, что он сказал «откуда у меня мясо») то получают его hашпоо (если только каналы соответствуют его воле и желанию) с успехом (что означает, выше чем естественный порядок вещей), и использовать их на здоровые и радостные вещи.

И также с другой стороны, т.е., когда делают не так, как надо, то посредством этого увеличивают силу леумат-зэ[4] не только в собственных далет амот[5], но также в далет амот главы поколения, и само собой – это затрагивает всех – в большей степени, чем просто за счет того, что все евреи отвечают друг за друга. И говорить об этом подробно излишне, ибо это совершенно очевидно, и особенно для тех, кто занимались изучением хасидизма, и есть у них хуш[6] в вопросе гискашрус[7]

Еще интересное письмо по поводу Анаш и Кфар Хабада (7, 1939):

Как я уже убедился по нескольким и нескольким признакам, переезд Анаш из условий жизни в нашей прежней стране, к условиям жизни в Святой Земле, в США, и т.п., переезд привел к кризису, и я хочу надеяться, что признаки кризиса будут со временем уменьшаться, а не, не дай Б-г, наоборот, и когда я говорю «кризис» – я имею в виду как материальную, так и духовную сторону. И это не удивительно, ибо изменение привычек и изменение распорядка жизни на совершенно противоположные – это очень сильное потрясение, требующее со всей настойчивостью предпринять меры для укрепления, и по крайней мере, не ослаблять положение…

Ребе с тревогой пишет о том, что Анаш из России оказались совершенно не приспособлены к условиям Израиля и США. Пройдя испытание «огнем» в России – они оказались часто неспособны пройти испытание «водой» и «огненными трубами»…

Вот совершенно замечательная выдержка из письма (7, 1978)

.. в том, что Вы пишете, что уже утвердили 500 дунамов для Кфара[1], и в это время было получено мое письмо, что стоило бы стараться получить 1000 дунамов, и поэтому есть, которые говорят и объясняют мои слова, что не получать 500 дунамов, а начать просить 1000 дунамов, и ждать то тех пор. Я был испуган тем, что каждый хочет «повесить» свои собственные крумэ своройс[2], {и сказать}, что это также мое мнение. И понятно, что нужно взять и немедленно использовать землю, которая дана, и начать также просить еще 500 дополнительно.

По-видимому, «умельцы» выворачивать слова Ребе наизнанку появились не сегодня…

Понятно, что невозможно построить ничего совместно, когда каждый смотрит на другого как на конкурента (7, 2242)

…хотя это против моей воли и против моей природы, но нет у меня выбора, и я должен написать, как я вижу ситуацию, и как я намекал уже в нескольких письмах, и это:

Ясно в моих глазах, что Кфар – это канал и сосуд для их парнаса («заработка») не только в духовности, но также и в материальности. Но вместе с тем необходимо видеть вещи в их истинном свете, что это есть поселение анаш (хабадников), а не так, что каждый и каждый – это отдельное дело, и должен защищать только свои личные интересы, и смотреть на всех остальных, или по крайней мере на часть из них, как на конкурентов. Ибо даже если было место для такого объяснения в их прежней стране, ибо то, что их связывало – это было чисто духовные вещи, рухниюс шеберухниюс – т.е, уроки изучения ниглэ и хасидус, молитва и цдака, то сейчас это не так, ибо то, что объединяет их (а не разделяет, хас вешолом) – это также их материальные дела, т.е., идея хасидского поселения в Святой земле, которое с течением времени станет центром, из которого распространятся еще хасидские поселения в Святой земле. Понятно, что невозможно построить ничего совместно, когда каждый смотрит на другого как на конкурента. И если все вместе будут сотрудничать – выше всякого сомнения, что это не только не повредит их парнасе, но наоборот, добавит благословения и успеха, и как постановили Разал, что мир – это сосуд, вмещающий благословение, благословение Вс-вышнего, которое безгранично, и если бы люди Кфара смогли бы добиться от себя самих, чтобы все это стало бы для них самоочевидным, тогда бы отношения изменились бы совершенно, и также деятельность была бы совершенно на другом уровне и другая по сути.

И в соответствии с вышесказанным понятно, что если в прежних местах их жительства в общественных делах был только аспект будущего мира, ибо «награды за заповедь в этом мире нет», то в их сегодняшнем положении это также сосуд для их заработка, и заработка их семей, и поэтому я кричу уже несколько месяцев, что это польза самих жителей Кфара (кроме пользы для всего Хабада в Святой Земле в общем), чтобы в самом скором будущем Кфар развился бы, как все поселения, и еще более. И это посредством того, что будет построена сельскохозяйственная школа, и ремесленная школа, и увеличить число жителей и т.д., и чем быстрее они будут это делать – тем раньше будет также очевидная даже материальному зрению польза.

Меня посетил несколько раз господин Гештенкорн, и одним из тем нашей беседы было также развитие Бней Брака. И я убедился, что это не за облаками и не далеко, чтобы также Кфар начал развиваться в этом направлении. Единственный недостаток – лишь в том, что в Бней Брак – была одна воля – и это была воля развиваться – а в Кфар Хабад каждый и каждый – это «целый мир», со своими желаниями, и исполняет слова Разал «их мнения различны», и иногда делает это с большим «hидур мицва».

Ребе сравнивает Кфар Хабад с Бней Браком, и сравнение, увы, не в пользу Кфар Хабада…

4) Отношение к баал тшувам (7, 2047):

… я прилагаю к моему письму копию ответа г-ну…, и по-видимому, он находится в глубоком отчаянии, и основная причина этого в том, что как он считает, анаш недостаточно приближают его, и, как видно, недостаточно заботятся о его благе.

Я не хочу сейчас вдаваться в подробности, какова причина, приведшая к этому, но так или иначе – это противоположно намерению рабеим[1], наших руководителей, которые требовали со всей силой единства среди анаш[2], и если так – то тем более и тем более, в отношении тех, кто не из анаш, «геборене[3]«, но стали «геворене[4]«, хасидим, и как известен пример, приводимый в Мидраше[5] (Бемидбар Раба гл. 8, 2), как нужно приближать оленя, который прибился к стаду, больше, чем овец, которые уже находятся в стаде, и излишне говорить об этом много…

Нужны еще слова?

5) Асканут в общем (8, 2586):

… что касается того, что Вы пишете, по поводу общественной деятельности… я согласен, что больно видеть отсутствие деятельности как нужно вообще, и еще больнее, когда сравнивают это отсутствие деятельности относительно самых больших возможностей, которые видны в последнее время, и видно, как каждое маленькое действие приносит огромный успех, и, тем не менее, из за малозначительных вещей не используют эти возможности, и я совершенно не хочу продолжать о противоположности награды, связанной с этим, и не об аспекте схар мицво мицво — от языка цавто вехибуро, и, когда Свыше дают все, а снизу не берут то, что им дается даже путем הלעטה (букв. «запихивают в рот»), без всякой разумной причины, но все те причины и объяснения которые вы пишете в своем письме, не ко мне следовало бы их обращать, но к самому пишущему, и после этого также к вашим товарищам, и как известно постановление Мишны, да` ма ше лемаало мимхо, что из тебя и от тебя это зависит, во всех аспектах, которые Свыше, и тем более, во всех аспектах, которые снизу, и говорить об этом много совершенно излишне.

Совершенно недопустимо отдалить кого бы то ни было от этой святой работы  (9, 2374)

…в отношении к людям нужно использовать добрые аспекты, и их способности насколько это возможно, и тогда или само собой или посредством легкого усилия не-добрые аспекты устраняются.

И то же самое в отношении каждого и каждого, кто участвует в одной из работ в мойсад Квойд Кдушас мойри вехами Адмур, что он должен дать возможность каждому и каждому из остальных работников использовать из способности, пробудить их и поддержать их на это что постепенно устраняются не-желательные аспекты, даже если они были перед этим.

… и уже я писал ранее, что есть много дел в керем Хабад[2], и достаточно для того чтобы найти удовлетворение в этом и в чем использовать свои способности полностью, без того, чтобы затронуть мнимый почет своего товарища и понятно, что без того, чтобы затронуть истинный почет его товарища, но что сосуд, вмещающий благословение также во всех этих вопросах — это мир и кирув левовос[3].

Понятно, что я не пришел в этом моем письме для того, чтобы читать мораль, но для того чтобы пробудить и поддержать еще раз, что в каждом и каждом…. есть большие силы, которые все еще совершенно не использовались.. из-за соображений шел ма бехах[4], и когда все бросят — арайнварфн зих — себя с месиро унсино[5] в эту святую работу, то в течение короткого времени я уверен, что удивятся сами себе как же это не видели того простого факта, что посредством добавления сил всех вместе могли бы увеличить и усилить работу… несколько раз так, что само собой увеличилось бы душевное удовлетворение и связь с Древом Жизни, и также добавление благословения в аспектах… и также их личных аспектах, каждого и каждого и их семей,, да будут они живы.

…я очень удивлен, что в самых простых и очевидных вопросах иногда ошибаются из крайности в крайность, противоположно пути Любавич в течении всего времени. И да будет воля Вс-вышнего, чтобы от сегодня и далее это изменилось. (9, 2777)

6) О коллективном разуме (8, 2668)

Известно постановление Мишны, эйн дон йехиди эло эход[1], что, по моему мнению, эход[2] — это Вс-вышний, а не человек, кто бы он ни был… Я считаю, что если рав Аши, который был большим богачом, и годол беИсроэл[3] и хад бедоро[4], и, когда ему нужно было вынести псак дин[5] относительно животного, он спрашивал у каждого кацав[6]а своего города его мнение. Тем более и тем более — тот, что не хад бедоро, он может себе позволить выслушать мнение еще одного еврея, и не крутиться и выкручиваться, что он должен быть «дон йехиди», в вопросе, который затрагивает сотни еврейских детей, и в вопросе, который связан с Квойд Кдушас мойри вехами Адмур, и рабейим перед ним, что само собой может быть, что связаны с рабеим, или, хас ве-шолом, наоборот.

… и уже известны слова Квойд Кдушас мойри вехами Адмур, что известно постановление Мишны, что каждого нужно судить в лучшую сторону, но нужно быть осторожным, чтобы не разрушить посредством этого аспекты кдушо.

7) Гискашрус и лже-гискашрус

Вот письмо по поводу учеников ешивы, но каждый может выучить из него для себя тоже (9, 2924)

По-видимому, среди учеников началось соревнование, кто напишет ко мне больше писем, и само собой, пишут такие вещи, о которых следует говорить с рош-месивта, рош-ешива и машпиа и т.д., и было бы правильно, чтобы в подходящее время им объяснили бы, что не это путь подняться на (духовную) ступень и даже не путь к hискашрус, и наоборот, когда они успокаиваются на том, что уже сделали то, что на них возложено, тем, что написали письмо – это ослабляет внимание к самым необходимым вещам, а hискашрус и подъем со ступени на ступень – лишь посредством практического воздействия на себя самого, т.е., добавления в отношении действия, речи и мысли, и несомненно, Вы найдете подходящие буквы, чтобы объяснить это…

Оказывается, писать письмо Ребе это тоже может быть со стороны йецер а-ра!

Ок, хватит на сегодня. В игрот есть еще много интересных писем. На полном серьезе: Вы хотите по-настоящему понять, составить собственное мнение, кем был Ребе и что такое Хабад, и что такое шита Хабада в различных областях? Читайте игрот кодеш по порядку (совет рава Глуховского, если кому интересно).


[1] Т.6, 1691

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Актуалия, Игрот. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Несколько писем Ребе по поводу асканут в Хабаде

  1. Елазар говорит:

    :)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>