23 сентября 2021 Рав Фруман. Жить тем что есть — это и есть ворота к Богу

Мысли по поводу молитвы Ошана от рава Фрумана, да защитят нас его заслуги. Я писал об этом раньше и сейчас добавил ещё несколько слов. Наш учитель, рав Менахем Фруман – он жил тем, что есть. И он всегда говорил – это ворота к Б-гу.

РИ Т.е. жить тем, что есть. Сейчас мы попробуем понять, что это значит.

Та реальность, тот мир, что происходит с человеком – это и есть ворота к Б-гу. И он очень сильно плакал, когда он это говорил, потому что он видел, как люди отбрасывают реальность от своего лица. И он кричал великим криком: «Камень, который отвергли строители». Это значит: реальность, которую все отбрасывают от своих глаз – она стала краеугольным камнем.

РИ Это из Алеля, естественно

И это была его тайна, это был его секрет. Он никогда не искал другой реальности, другой жизни.

РИ Дальше объясняется и потихонечку становится понятным, что он говорит.

И он отвергал всяческим образом «коах амедоме». «Коах амедоме» означает воображение. Это та сила, которая шепчет человеку: если бы только мир был устроен чуть-чуть иначе, то всё бы было совсем иначе.

РИ Он называет это «коах амедоме», игрой воображения.

Эта игра воображения: «а что было бы, если бы произошло чуть-чуть иначе» – это тюрьма. Человек хочет жить какой-то другой жизнью, которую рисует ему его воображение. Но реальная твоя жизнь – это убежище от иллюзий. И это свобода и это избавление.

РИ Надо это повторить. Удивительные слова. Т.е. мы живём…многие из нас живут «а что если было бы…» Когда-то в школе я слышал выражение «разговор на лестнице». Знаете такое выражение? Разговор на лестнице – это когда у человека есть разговор с начальником, и так сказать, когда он стоял перед начальником, он «зажал хвост между ног», как говорят на иврите. А потом он выходит, и на лестнице он говорит: «Ну вот я бы ему сказал!» Хорошо, а что ты реально ему сказал? Рав Фруман говорит здесь: есть реальная человеческая жизнь, то, что реально происходит в твоей жизни. А ты постоянно в мысли: «А если бы на таком-то перекрёстке я бы повернул в другую сторону?» Тут нет этого перекрёстка, он прошёл этот перекрёсток, он не вернётся этот перекрёсток. Это всё воображение твоё, оно ничего тебе не даст. И он говорит: вот это понимание «жить тем, что есть» — это ворота к Б-гу. Фантастические слова. Вчера это увидел. Это, наверное, связано с тем, что «Машиах нау»… есть такое хабадское выражение «Машиах нау», «Машиах сейчас». И где-то я читал объяснение, что «Машиах сейчас» означает жить этим моментом. Не живи прошлым, не живи будущим – живи сейчас. Что могло было бы… историки разберутся, что могло бы быть, а что нет. Живи тем моментом, который происходит у тебя сейчас, в той ситуации, которая у тебя сейчас. И это ворота к Б-гу. Ищешь Б-га – вот ворота.

Та реальная жизнь, которая происходит с человеком – это есть ворота к Б-гу. И плакал об этом очень сильно, потому что видел, как люди отбрасывают свою реальную жизнь и придаются мечтаниям «как могло было быть». И кричал великим голосом: «камень, отвергнутый строителями, означает реальную жизнь, которую люди отбрасывают от своих глаз, и она становится во главе угла».

РИ это настолько сильно, невозможно даже сказать, насколько это сильно. Мне приходит в голову аналогия, может быть она кого-то смутит, заранее приношу извинения. Когда мужчина спит с женщиной, и при этом думает о другой женщине. Мудрецы говорят, что ребёнок, который рождается от такой связи – он «софек мамзер», есть сомнения, если он незаконнорождённый. Хотя, как правило, в законах «мамзерства» стараются найти всевозможные разрешения, но как идея, мне кажется, это лучшая иллюстрация того, что здесь говорится: что ты спишь с одной женщиной, а думаешь о другой. У тебя есть твоя реальная жизнь, а ты всё время думаешь о том, какой могла бы быть твоя жизнь, если было бы… Если бы я сделал алию в 1990г… если бы я не пошёл по религиозной стезе… если бы, если бы… Есть очень много «если бы» в моей жизни, и я думаю, что у каждого есть очень много «если бы». Приходит рав Фруман и говорит: ты последний идиот. Это твоя дорога, это твой путь к Б-гу. Зачем ты его отбрасываешь от своего лица?

Это была тайна рав Фрумана – он никогда не искал другой реальности, другой жизни. И отдалялся чрезвычайно от силы воображения. Это значит та сила, которая шепчет человеку: «если бы только б чуть-чуть по-другому всё произошло в моей жизни». И он сказал, что эта сила воображения, это «если бы» — это тюрьма. Человек хочет того, что он придумал себе, того что его воображение нарисовало ему, а реальность жизни он пропускает. Реальная жизнь проходит мимо с её реальными возможностями. Реальность – это убежище от иллюзий. И она есть свобода, и она есть избавление.

РИ Есть ещё одна аналогия, почему то она тоже вспомнилась. Есть история, я когда-то её рассказывал, что жила была девушка, девушка никак не могла выйти замуж. Еврейская семья. Родители, как говорится, уже люди в возрасте, приходят к Ребе и говорят: «Ребе, благослови нашу дочь, чтобы она нашла себе своего избранника». Ребе спрашивает у них: «Скажите, ваш магазин открыт по субботам?» Они отвечают: «Да. Но что же нам делать, мы должны работать, чтобы обеспечить свою дочь приданным. Пусть Всевышний сделает так, чтобы у неё появился избранник сердца, и мы сразу обещаем закрыть лавочку по субботам». Ребе им отвечает: «А что, если Всевышний хочет иначе?» Разгневанная мать вышла от Ребе чуть ли не хлопнув дверью: «Что это за Ребе такой, разве это Ребе? Мы были у очень многих ребе, и все они давали благословения и не ставили никаких условий. А этот ещё молодой и выкручивает нам руки, ставит нам условия». А что если Всевышний хочет иначе? Кто-то помнит продолжение этой истории? Потом случился чёрный погром в Бруклине, лавочка перестала работать по субботам. И в очень скором времени девушка нашла шидух и вышла замуж. Похоже это на то, о чём мы здесь говорим? или не похоже? Но это говорит ещё о чём-то… Что Ребе опускает нас из этих наших воображаемых «а если было бы» на почву реальности. Иногда это довольно болезненно, как мы учим из этой истории. Мы хотели бы, чтобы в нашей жизни было так и так. Ребе говорит: «А что, если Всевышний хочет иначе?» А рав Фруман говорит: это ворота к Б-гу. Понять, что то, как сейчас устроена твоя жизнь, всё, как сложилось в твоей жизни до мельчайших подробностей – это и есть то, что на самом деле Всевышний хочет от тебя. И когда ты сможешь с этим жить… Ты ищешь Б-га? Ты ищешь мистику? Ты ищешь как подняться к Б-гу? Вот это ворота к Б-гу. Это была тайна рав Фрумана, он никогда не искал другой жизни и отдалялся от «коах амедоме», игры воображения.

РИ У рава Ицхака Гинзбурга есть замечательный ворт, который говорит: «игра воображения равно золотой телец». Наше воображение: как должна была сложиться наша жизнь, какими должны были быть наши родители. Это любимая тема психологов, что родители такие, родители сякие, все проблемы от неправильного поведения родителей. Мы это слышим постоянно. Воображение – оно же золотой телец.

Реальность — это убежище от иллюзий, и это свобода, и это избавление. И однажды, когда мы учились

РИ Это автор пишет

Когда мы учились, моя супруга и я, учились вместе с рав Фруманом и его супругой перед нашей свадьбой, он сказал, что это тайна супружества и преданности другому. Дальше он сказал, что это тайна сфиры Малхут, и это тайна самопожертвования, когда читают молитву «Шма, Исраэль!» и всё это одно и тоже.

РИ Тайна супружества: это то, что у меня есть — это то, что должно быть. Тяжёлые слова. Наверно, также в этом есть разные уровни понимания, тем не менее сегодня мы говорим о рав Фрумане.

И против всех волн несчастий и сокрытий, которые знал этот человек в своей жизни.

РИ Поскольку его путь был достаточно оригинальный, и он сам был человеком достаточно оригинальным — врагов у него было не мало.

Против всех преследований, против всех несчастий, которые он знал в своей жизни: теракты, болезни, споры, всё что с ним происходило, от Всевышнего вышло это, только об этом он горевал – то что это сокрыто от наших глаз.

РИ Это всё построено на псалмах, на молитве Алель, которую мы читаем, все цитаты оттуда.

И так он падал буквально на лицо своё, на землю жестокой реальности и бился, буквально, головой об неё. И плакал, и орошал её своими слезами, чтобы Всевышний раскрыл ему глаза вместе со всем народом Израиля увидеть в ней, в этой настоящей реальности, ворота, через которые войдут праведники.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий