1 августа 2021 Рав Кук, Орот аТшува, гл.6 (2) Тшува постоянно находится в сердце

Рав Кук. Тшува постоянно находится в сердце, и даже во время греха тшува спрятана в душе и посылает свои лучи, которые раскрываются потом, когда приходит утешение, призывающее к тшуве.

Комментарий. В глубине творения реальной жизни находится тшува, поскольку она предшествует миру. Еще до того, как есть грех, тшува уже приготовлена. Поэтому нет ничего ближе в мире, чем тшува. В конечном счете все вернется и все исправится. И тем более Израиль, им обещано что они сделают тшуву, приблизятся к своей настоящей боли и к своему настоящему желанию реализовать природу своих душ, несмотря на те железные стены, которые разделяют и препятствуют открытию этой мощной природы.

Рав Кук Тшува предшествует всему, она постоянно находится в сердце, даже во время греха она прячется в душе и посылает оттуда свои лучи. Они потом раскрываются, когда приходит утешение, зовущее к тшуве.

Ком. Тшува – это не реакция на грехи, она предшествует им. Тшува, зовущая человека к совершенству, находится в нем постоянно. Поэтому после греха пробуждается в нем угрызения совести. Сердечная боль после греха указывает, что грех противоречит нормальному течению человеческой жизни. Таким образом это постоянный процесс тшувы.

РИ интересно, мне понравилось выражение: «после этого приходит утешение, призывающее тшуву» очень интересное выражение. На первый взгляд я бы объяснил, что первичное ощущение грешника – это как говорит царь Давид: «Нет спасения ему в Б-ге вовеки». Первичное ощущение грешника, ощущение «всё пропало, невозможно исправить». С таким ощущением, наверное, человек не способен сделать тшуву. Потому что, когда человек чувствует, что всё пропало, он будет разрушать дальше. Когда вдруг появляется у человека то, что рав Кук называет «утешение», оно призывает к тшуве. Интересно, что мы сейчас находимся в семь недель, которые называются «семь недель утешения». Он говорит: утешение зовет к тшуве. Т.е. ощущение человека, что можно исправить, что несмотря на то, что кажется, что нельзя исправить, но тем не менее оказывается, что можно исправить. И это то, что рав Кук называет здесь утешением и то что дает человеку шанс на тшуву, призывает его к тшуве, потому что если невозможно исправить, какой смысл делать тшуву?

РК в глубине реальной жизни находится тшува

РИ на поверхности всего что мы делаем находится всё что мы делаем, а в глубине находится тшува. Это очень интересно. В Израиле есть такая образовательная сеть видеороликов, фильмов, в ютубе часто попадаются. Абсолютно нерелигиозные дети 10-11 лет, кто-то из них сами монтируют эти видео, они все про тшуву. Удивительно, это нерелигиозное образование – оно всё про тшуву. Т.е. какие-то банальные обычные ситуации в классе, когда преследуют новенького, или смеются над кем-то, или дерутся и т.д., масса житейских ситуаций. Всё, о чем там говорится – это тшува. Интересно что эта тшува она с улыбкой на лице, она не о том, что надо спать на гвоздях или ещё что-то, нет. Дети, которые поругались, они легко прощают другу друга, они легко извиняются, с улыбкой. Может быть это вот такая современная тшува. Раньше мы представляли, что тшува это что-то тяжелое (спать на гвоздях, питаться водой и хлебом, исправлять галут, уходить в изгнание и проч.) Нет, тшува сегодня это просто, тшува сегодня это легко, это одно движение. Можно учиться у этих детей как легко они делают тшуву, с какой радостью они делают тшуву. Т.е. всё, что здесь написано: что это естественное состояние души, и что человек испытывает облегчение, когда он говорит: да, я был не прав. Есть концепция, что в нерелигиозном мире, какие-то вещи, которые когда-то были принадлежностью религиозного мира, сегодня они в основном находятся в нерелигиозном мире. Вот эта вот естественность тшувы она находится сегодня в нерелигиозном мире. Вот так. Тшува, которая делается с легкостью, тшува, которая естественна. То, что он здесь подчеркивает: тшува – это глубина жизни, потому что это раньше, чем мир. Ещё до того, как человек согрешил. И опять не говорится о том, что это какие-то глобальности… какие-то мелочи, которые человек может вообще не замечать, потому что он настроен, что тшува это или я кого-то убил, или я кого-то зарезал. Нет. Тшува может быть в каких-то очень почти незаметных вещах. И это то, что очищает душу.

Ком. Поэтому нет ничего более надежного чем тшува, и в конце все вернутся к тшуве. Правильный взгляд на мир не видит в грехе главное, а в тшуве реакцию. На самом деле наоборот. Тшува – это движение, способствующее подъёму человека, она есть центр человеческой жизни. А грех – это исключение, которое задерживает определенным образом продолжение процесса

РИ. Это чисто программистское определение тшувы. Тшува и грех – это ошибка. Т.е. парадоксальным образом, иногда может быть, когда человек себе представляет, что он уже такой великий грешник, это не только не приближает его к тшуве, но наоборот отдаляет его от тшувы. А иногда сознание того, что в принципе ничего такого не произошло и это легко исправить – это как раз то, что приближает его к тшуве. Вот такой парадокс. Когда человек начинает строить в мозгу концепции на концепциях: какой он великий грешник, и как ему никогда не простят, всё, что человек может построить в своем мозгу – это только от того, что каменное сердце. Есть масса вещей, которые не такие жёсткие, они не такие жестокие, они абсолютно житейские. И именно когда ты так это воспринимаешь, тогда тшува становится естественным процессом, а не каким-то прерыванием, что надо остановиться и бить себя кулаком в грудь. Тшува – это строить свою жизнь, а не разрушать.

РК. Также как страх перед грехом – это здоровая человеческая природа, также страх в еврейском народе нарушить заповедь Торы – это тоже абсолютно естественно.

РИ т.е. страх перед религиозным грехом в народе Израиля также естественен, как страх перед нравственным грехом в человечестве. Прав рав Кук или нет, я не знаю, но я вот по крайней мере зачитываю.

РК. Но когда эта природа возвращается к Израилю? Только за счёт постоянного изучения Торы. Изучение Торы, которое выращивает мудрецов, которое устанавливает времена для более широкого круга. И невозможно, чтобы народ Израиля вернулся к своей силе жить естественной природной жизнью, только тогда, когда вернётся к нему эта природа во всей своей полноте. И самый сильный среди них – это природа страха перед грехом, боязнь обжечься об него, и требование тшувы постоянное, даже если ему пришлось совершить какой-то грех.

РИ т.е. рав Кук говорит: исполнение мицвот – это такое природное качество Израиля, как природная мораль. Мы уже обсуждали понятие естественной морали, не все согласны, что это существует. Здесь рав Кук идет еще дальше: он говорит у еврейского народа есть природная мораль, в которую включаются также мицвот.

РК когда укрепляется сила жизни в нации, и она окружает все стороны его жизни, прекратится возмущение, которое смущает сознание

РИ против религии. То, что есть сейчас сознание против религии, потому что сила жизни ещё не полностью возобладала.

РК И когда национальные инструменты вернутся, чтобы заниматься также возвращением глубокой нравственной природы, особенно для Израиля, который очень тщательно относится к вопросам запрета и разрешенного.

РИ т.е. он как бы говорит, что в народе Израиля это чувство морали более тонкое

РК и также все религиозные аспекты (законы Торы) будут признаны как движение сущностной жизни, что невозможно живой национальной жизни без них.

РИ т.е. здесь он говорит достаточно парадоксальную вещь, что в еврейской природе есть природа соблюдать мицвот. И то, что эта природа ослабла, это только потому, что нет постоянного изучения Торы как она есть. Естественно на эту фразу можно задать кучу вопросов.

Ком. Природный страх перед грехом, внутреннее отторжение от зла — это природа человеческая относительно общей морали, стремление к справедливости, добру, устраняться от жестокости и страданий, Но в народе Израиля это глубже, потому что это связано с заповедями. Всё что отдаляет человека от Б-га – он боится этого как огня. Невозможно чтобы вернулся Израиль к своей природе, но только когда вернется к нему эта духовная природа. Также как у человека есть взаимосвязь между материей и духом, и когда есть слабость физическая, то страдают также и духовные возможности. И когда духовность слабеет – это тоже видно по человеческому телу. Так и в национальном теле – пока израильская духовность не вернется к своему исходному росту, народ не способен жить природную жизнь постоянным и устойчивым образом

РИ дальше он объясняет, что когда начинается возрождение нации, то большая часть внимания уходит на физические какие-то моменты, а духовные только потом.

Вот такой парадоксальный текст. Он говорит, что есть народ Израиля, у которого есть духовная чувствительность, чувствительность к божественным вещам, на том же уровне, как это есть нравственная чувствительность у всего остального мира. Ясно, что это не отрицает, что есть люди среди народов мира, которые тоже имеют какую-то такую духовную чувствительность. Предполагается, что это две различные ступени, и одна покоится на другой.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий