10 октября 2021 Реб Ошер Фройнд. Письма. Не преувеличивай

РИ Был такой великий иерусалимский цадик, которого звали Реб Ошер, Реб Ошер Фройнд. Про него есть много историй. Вышла даже целая книжка его историй. Очень человек был оригинальный и очень святой. Говорят, что его благословения действовали, и сотни людей рассказывают про него. Среди прочего он был учителем моего рава, рава Ицхака Гинзбурга, и поэтому есть, как бы, специальный интерес к нему. В последние годы вышла книга историй про него, чего-то я не нашёл её у себя дома, где-то она была и, наверное, сделала ноги. А ещё вышла книжка его писем. И вот эту книжку писем я недавно приобрёл и начал читать в Шаббат, и сказал: «Вау! Это интересно!» Вот хочу попробовать почитать.

РО Мир и благословение. Мы встречаем в нашем мире людей, зрение которых достаточно слабо, и тем не менее это не мешает им жить, не нарушает их душевный покой.

РИ По-видимому он пишет человеку, у которого проблемы со зрением и он от этого находится в каком-то душевном трансе. И он говорит: есть много людей, у которых зрение не самое лучшее, и это не нарушает их душевный покой.

РО И во всякой вещи мы видим, что есть люди, которых чрезвычайно заботит парнаса (заработок) и забота о том, чтобы им было на что жить. И целый день у них нет покоя от того — на что жить, чем закончить месяц и т.д.

РИ В качестве анекдота. Спросили у Нахаша, у змея: «Почему ты такой грустный?» Написано, что змей питается прахом. И он говорит: «Понимаешь, написано, что мне суждено питаться прахом, а я не знаю хватит ли мне праха на мою жизнь». Так что, есть люди, у которых есть парнаса, а они боятся, что им не хватит.

РО С другой стороны есть люди, у которых вообще нет денег, но это им не мешает жить. Отсюда мы учим, что боль, которая находится в мысли – она не обязательно связана с фактическими причинами и с реальностью жизни. Источник боли и заботы – это душа, а не тело. Если мы пытаемся расследовать и найти источник, от которого приходит боль, мы сначала должны понять в чём суть существования человека, откуда его рост, на чём основано его существование и его жизнь на Земле. Существование человека – это айн, ничто.

РИ Т.е. человек сам по себе не существует.

РО Есть что-то, что даёт ему жизнь и существование. Это что-то называется верой. Но есть барьер, железный занавес, который отделяет его от веры, между ним и между тайной его силы и существования. Человек живёт в привычной мысли природы. Природа – это сила реальности. «Я всего добился своими силами». И поэтому, когда он сталкивается с препятствиями на своём пути, он наполняется отчаянием и разочарованием, потому что это нарушает привычный порядок его мысли, что он сам по себе существует. Ещё с древних времён от греха Древа Познания создался этот барьер, этот железный занавес, который отделяет человека от Творца. Человек стал отдельной сущностью, отделённой от святости. В своём воображении он превратился в самостоятельную силу. Но задача человека, его обязанность в этом мире – исправить свою долю в грехе первого человека.

РИ Ну, это уже совсем христианство. Это вообще даже не прилично)

РО Т.е. прийти к тому, что он не основа всего, что его сила, его дела – это то, что даётся ему свыше, с высшей реальности, которая также реальность милости. «Ибо Он даёт тебе силы преуспевать». Для того, чтобы достичь такого понимания, каждый должен по своей ступени и по корню своей души пройти через боль и препятствия, из которых он может выучить насколько он низок сам по себе и отсюда он может выучить насколько он зависит от Высшей силы, от которой он черпает своё существование. Вся его сущность растёт от неё, от Высшей силы. Человек должен осознать, что боль – это воображение, воображаемая мысль. Он не такой несчастный, как его мысль хочет обмануть его. И что с того, что у него нет цельности в том или ином вопросе. Означает ли это, что он несчастный, что ему нет места в мире? Есть тысячи людей, которые страдают больше, чем он, и живут вообще спокойной жизнью, и не занимаются тем, чтобы постоянно себя терзать. Когда человек начинает видеть, что боль, в которой он находится как в капкане, что эта боль ненастоящая, но есть внутри него враг, который берёт какую-то малость и воюет против него, и причиняет ему боль. При чём в ощущении эта боль глубока, горит, человек чувствует себя в аду от этой боли. Всё это обман зрения, глупость и суета духа. Когда человек находится в своей войне, в войне со своим дурным началом, в войне против этого врага, который находится внутри него, и он начинает мыслить и видеть —  откуда моё существование, откуда мой рост, как я существую и держусь против такого врага, я мал и слаб. Отсюда я начинаю чувствовать, что есть кто-то, кто держит меня за руку, и даёт мне существование и продолжение.

РИ Т.е. когда человек находится в безвыходной ситуации, он начинает чувствовать, что что-то поддерживает его каким-то образом он просыпается с утра и идёт дальше. И он говорит: «Вау! Что это за сила?».

РО И через то, что приходит ко мне множество причин, обстоятельств, которые дают мне существование.

РИ Вроде бы, я уже не должен существовать, и вдруг происходит что-то, что даёт мне ещё один квант существования.

РО И вот эти причины

РИ Это одно из любимых слов Реб Ошера – причины. Всевышний посылает причины.

РО Эти причины, обстоятельства – есть кто-то, кто посылает их для того, чтобы я мог держаться за это. И вся моя жизнь – это сплошная цепочка таких причин, которые дали мне силу существовать до сих пор. Я чувствую, что есть у меня добрый отец, милосердный, который находится со мной постоянно, и не оставил меня на волю случая. Даже если я иду в кромешной тьме, то Он вместе со мной. Это вера.

РИ Верить в то, что Он держит тебя за руку даже в самых тяжёлых обстоятельствах.

РО Потому что задача человека, от самого великого до самого малого – достичь двейкут, прилеплённости в вере. Ребёнок понимающий свою маму, или как сын, который стремится к своему отцу. Но путь к этому лежит через боль и через наши ошибки, которые каждый проходит и испытывает в соответствии со своей ступенью и тем, что нужно для исправления его души. И это молитва царя Давида: «Благо мне, что я наказан, ради того, чтобы изучить Твои законы». Поэтому ты должен знать, что ты озабочен проблемой со зрением – это какая-то проблема, какой-то пгам ещё с предыдущего гилгуля, с предыдущей реинкарнации. И для этого ты вернулся в этот мир, чтобы исправить цельность тела от греха Дерева Познания. А боль, которую ты испытываешь – это воображение, которое приходит от души, не от тела. И ты должен воевать с этими своими мыслями, для того, чтобы ты смог найти свою основу, которая растёт из святости. И она облачается в различные причины, с которыми ты сталкиваешься. Когда ты придёшь к тому, чтобы осознавать, что боль и забота, которую ты испытываешь – это не моё, это обман зрения.

РИ Фикция, фата-моргана.

РО А на самом деле ты существуешь и держишься за силу провидения, на неё ты возлагаешь всю свою надежду и веру, тогда исправится также твоё зрение. Потому что вся проблема с твоим зрением – это чтобы ты достиг этой желанной цели. Когда мы говорим об этом мы должны знать, что также как растение растёт не за один момент, и пока получаем плод, то надо пройти много ступеней. Надо сеять, пахать, поливать. И только со временем удостаиваются плодов. Также служение человека, который подобен дереву, как сказано: «Ибо человек – дерево в поле», плод не созревает за один раз. Нужно стоять в крепкой вере, в надежде и терпении, быть в покое и терпении, пока ты не получишь плод. И если человек укрепляет себя в вере и в надежде в том благе, которое спрятано для него, и верит, что спасение придёт, тогда исполняется в нём: «И будет как дерево, посаженное на источнике воды, и плод свой он принесёт вовремя, и лист его не завянет, и всё, что он сделает, будет преуспевать». Поэтому я прошу от тебя, чтобы ты держал себя в вере и в радости, ибо это война всего Израиля пока не придёт избавитель. И рядом с тобой находятся верные друзья, они учувствуют вместе с тобой в этой войне. И война у Всевышнего с Амалеком из поколения в поколение, и Всевышний не оставит тебя и ждёт участвовать в радости твоего спасения. И ты ещё увидишь реализацию всех своих желаний в радости и в добром сердце.

РИ Вот такое письмо. Кто готов прокомментировать? Если серьёзно, мы вроде бы только и говорим о том, что человек – это звучит гордо. И что вся идея нового времени, особенно если верить товарищу Персико, это что человек звучит гордо, и что человек находится в центре. И вдруг мы получаем вот такое письмо от иерусалимского цадика, что ты никто, и зовут тебя никак, и надейся на Б-га. Это как-то стыкуется или нет? Рассказывают, что его карьера началась с того, что он собирал гнилые помидоры на иерусалимском рынке и потом раздавал их бедным. Т.е. это, наверное, было после войны, когда здесь была всеобщая бедность, и действительно нечего было кушать. И вот с этого начинал, и над ним все смеялись, считали его сумасшедшим. Потом вокруг него организовалась какая-то группа людей, которые видели в нём своего учителя. Потом он создал целую организацию, которая называлась «Яд Эзра», она, кстати, до сих пор существует. Говорят, что он был один из организаторов поездок на могилу Рашби, в Мерон, по субботам раз в месяц. В общем, такая колоритная личность. Т.е. вся его идея была, насколько я понимаю, идея была – полный такой битуль, и вроде бы, как бы, полное самоотрицание, но нет. Там звучит что-то очень жизненно утверждающее. Т.е. в этом письме есть какой-то парадокс. Он с одной стороны говорит насколько ничтожен человек, с другой стороны там есть что-то поднимающее, не только опускающее. Т.е. он был на такой ступени святости, когда связь с Б-гом не опускает человека, а поднимает. И это нечто. Вообще можно сказать, и мы говорим об этом, что человек должен постоянно находиться в двух измерениях: можно назвать это «катнут» и «гадлут», «малость» и «взрослость», детство и взрослость. Т.е. человек должен быть одновременно и как ребёнок, и как взрослый. Как ребёнок – это вот состояние, которое описывает Реб Ошер. Как взрослое состояние – это состояние, которое описывает Персико. Таким образом, день начинается с катнут, день начинается с молитвы, день начинается с обращения ко Всевышнему, как ребёнок обращается к отцу или к матери. Потом человек должен идти работать в этом мире, это его ощущение должно быть ощущением взрослого. Одно с другим связано. Т.е. когда он с утра, скажем так, получает этот запас энергии от связи со Всевышним, от безусловной веры, тогда он может дальше действовать в этом мире. Это как вообще общая система, так устроен мир. Т.е. сначала катнут, потом гадлут, сначала Песах, потом Шавуот и Суккот. И, как говорится, не надо останавливаться только на Песах, но также не надо останавливаться на Суккот. Это в общем. В частности, он здесь говорит о человеке, который испытывает боль, который испытывает проблему. Есть какая-то проблема, настоящая или не настоящая, которая не даёт ему жить. Он постоянно крутится в этой своей проблеме, и не может из неё вылезти, и чувствует, что его жизнь – не жизнь. И тут он даёт очень практический совет. Он говорит: смотри, полно людей, у которых есть такие же проблемы или ещё хуже, но это не делает их несчастными и разбитыми. Что мы отсюда учим? Мы учим отсюда, что проблемы в голове. Дело не в самой проблеме, как он приводит пример зрение, а в том, что ты из этого делаешь. Он говорит: и та сила, которая внутри тебя делает из этого проблему – это твой враг, который называется «коах амедоме», который называется воображение, который называется ецер ара. И который тебе рассказывает, что ты бедный, ты несчастный, и у тебя такая проблема, с которой вообще невозможно продолжать существовать. Он приводит ещё один пример, более, так сказать, популярный – парнаса. Один человек живёт и только и думает: ой, у меня не хватит денег; ой мне не за что зайти в магазин; ой, у меня не за что платить за квартиру. Он говорит: другой – у него ещё хуже, и его это вообще не заботит. А какой вывод – всё в голове. Опять же, та сила, которая разукрашивает тебе всю эту проблему в разные рода цвета – это твой ецер ара. Мы часто пытаемся найти определения ецер ара. Вот он твой ецер ара, вот оно твоё дурное начало. Да начало, которое из мухи делает слона. Это на самом деле одно из лучших определений дурного начала: оно из мухи делает слона. Возможно, что действительно есть проблема, не то, что вообще нет проблем. Разве есть человек, у которого нет проблем? Но сделать из этой проблемы стоппер, сказать, что без этой проблемы мы не можем двигаться вперёд. Кто сказал, что это так? Это твой ецер ара тебе рассказывает, что это так. Есть люди, у которых такие же проблемы, как у тебя, и они прекрасно живут. И если ты думаешь, что с этим нельзя жить – это твой ецер ара, это твоя борьба, это твоя война. Это удивительно трезвая, здравая мысль. Это очень похоже на то, что Ребе говорит в определённых местах. Вот такое письмо. Оно сочетается… с одной стороны там вера, а с другой стороны там прагматизм, тотальный прагматизм. Поэтому, наверное, мне очень понравилась эта идея, потому что мысли об отчаянии приходят ко всем регулярно, и у каждого есть какие-то свои причины, почему ему кажется, что дальше ничего нет. И приходит Реб Ошер и говорит: успокойся.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий