Бати леГани: Пробудить в душе качество ницахон

Переводил урок рава Гинзбурга по «Бати леГани[1]«.

«Бати леГани» -  это מאמר קבלת הנשיאות[2], это маамар, с которого начался несиют, руководство Ребе, когда Ребе принял на себя руководство движением Хабад (в 1951 году). В сущности, «программный» маамар Ребе, определяющий основные принципы служения и задачи нашего поколения, «седьмого поколения», и «поколения пяток Мошиаха». Поэтому, каждый хасид, который хочет понять, что, собственно, Ребе «хочет» от нашего поколения и от него лично, в чем состоит шлихут поколения и личный шлихут каждого – пусть учит «Бати ЛеГани».

[Для тех, кто не в курсе, рав Гинзбург, как любой хасид Хабада, тоже учит "Бати Легани", и, как это принято в Хабаде, каждый год изучают один перек из "Бати леГани" предыдущего Ребе, плюс соответствующей текущему году маамар Ребе].

Бекицур, в этом году (уже в прошлом году) учили Бати ЛеГани 5730 – маамар, который Ребе сказал 40 лет назад, объясняющий, соответственно, в основном 20 часть маамара предыдущего Ребе.

[«Небольшое отличие» рава Гинзбурга от «обычного» хасида: «обычный» хабадник прочитал Бати леГани 5730, наверное, в субботу, в канун йуд шват, потом, конечно, в йуд шват, может, в лучшем случае, еще раз после йуд шват. Рав Ицхак Гинзбург «читал» этот маамар примерно 4 месяца. 4 месяца продолжались уроки по Боси ЛеГани 5730. Кто читает на иврите – они все выложены на сайте חינוך יהודי (те из них, по крайней мере, на которых мне довелось присутствовать].

14 ияра был последний урок из этой серии, собственно, именно этот урок мне больше всего запомнился.

Вот что говорит рав Гинзбург, комментируя этот маамар Ребе (слова рава Гинзбурга я выделяю курсивом, обычным шрифом – это то, как я это для себя понял):

«Ворт», что нужно пробудить в душе качество «ницахон», победить любой ценой. В этом смысл и цель маамара «Бати Легани», который, в известном смысле, является «духовным завещанием» предыдущего Ребе, и, само собой, также смыслом и целью деятельности Ребе, продолжившего его дело.

На самом деле, это переворот. С самого первого дня своего руководства Ребе заявляет, что наше поколение отличается от всех предыдущих, отличаются цели служения, и отличаются акценты и пропорции различных типов служения.

В общем, можно сказать, что если в предыдущих поколениях это было 80% «итбоненут» (как дальше будет объясняться), то в наших поколениях это 80% ницахон, и только 20 процентов итбоненут.

Реально, я думаю, что революционность идеи Ребе так и не была понята и по настоящему оценена, и тем более – реализована. [Если бы была понята и реализована – Мошиах был бы давно уже здесь].

Этот «свич», этот «сдвиг по фазе»,  который Ребе предложил сделать нашему поколению, оказался, наверное, не по силам. В сущности, Ребе говорит, что если в предыдущих поколениях основная работа состояла в работе человека над собой, в исправлении своих личных моральных качеств и т.д., и только потом и после этого – работа в мире («сначала исправь себя, и только потом исправляй других»), то в нашем поколении акценты сдвинулись. Некогда ждать, пока ты «исправишь себя». Пока ты будешь «исправлять себя» – десятки, сотни, тысячи евреев будут безнадежно потеряны для еврейского народа. Некогда исправлять себя, начинай сразу «исправлять других». Понятно, что это порождает целый букет проблем, но — нет другого выхода.

Это часть «сдвига», касающегося цели. Есть еще одна часть «сдвига», касающихся «методологии» шлихут. Также она недооценена, непонята (в определенном смысле, еще в большей степени, чем в отношении цели), и не реализована. Мы все еще находимся в «стигмах» предшествующих поколений, «мирного времени».

Основная «арена действия» предыдущих поколений – это бет-мидраш, дом учения. Основная модель, основная парадигма – заповедь vs грех. «Беги за заповедью и убегай от греха». Если ты согрешил – делай тшуву!  Основной «инструмент» всех предшествующих поколения – понятно, это разум. Знаменитый еврейский ум, знаменитая еврейская гениальность.

В нашем поколении все меняется. Основная «арена действия» нашего поколения – это материальный мир вне нас, то, что называется в хасидизме «хуца», «когда твои источники распространятся наружу». Основная модель? Основная модель – война! «Милхемет бет Давид» – «войны Дома Давида», войны царя Мошиаха.

[Собственно, эта эпоха "войн царя Мошиаха началась с основания ешивы Томхей Тмимим, как Ребе это объясняет в известной сихе, но наиболее выпукло и явно это обозначилось лишь в последнем поколении, с началом руководства Ребе].

На войне уже не так важно, сколько человек ты обидел (я не призываю никого обижать, поймите правильно!), на сколько человек ты накричал, сколько ты совершил заповедей и сколько ты совершил грехов, и даже – насколько ты исправил их своей тшувой. Единственное, что имеет значение на войне – это: ты победил или ты проиграл! Как в общей войне всего народа, так и в твоей частной войне. Это уже не счет заповедей и грехов. Это счет – или-или: или ты победил, или ты проиграл! И от твоего поражения или победы зависит общее поражение (не дай Б-г) или победа всего народа, приход Мошиаха.

Какие силы требуется пробудить в душе, чтобы победить врага? Ребе отвечает  в маамаре: качество нецах! Если ты сумеешь пробудить качество нецах, коренящееся в самой сущности твоей души – ты выиграешь свою войну. Если нет – дурное начало всегда окажется сильнее. Что означает нецах? Нецах – это стремление победить любой ценой.

Это то качество, от которого зависит успех твоей личной войны, и также успех в общей войне, «войне царя Мошиаха».


[1] «Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста моя» (Шир аШирим). Этот стих из Шир аШирим трактуется в Мидраше, как аллегория Дарованию Торы, когда Шехина (Б-жественное раскрытие) вернулось на землю, как сказано «И опустился Вс-вышний на гору Синай». Начиная свой несиют этими словами, Ребе подчеркивает, что основная задача поколения – вернуть Шехину на землю, подобно тому, как это было во время Дарования Торы. Эта мысль проходит центральной нитью через весь маамар. Перевод Бати Легани предыдущего Ребе, в сущности, его духовного завещания, можно посмотреть здесь: http://www.chassidus.ru/maamorim/bosilegani5710.htm . Там же есть переводы Бати ЛеГани последующих лет.

[2] Кроме того, что этот маамар, как понятно, представляет собой, в сущности духовное «завещание» предыдущего Ребе

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Актуалия, Введение с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Бати леГани: Пробудить в душе качество ницахон

  1. geula_brudn говорит:

    Нецах – это стремление победить любой ценой.

    Законы войны, естественно, отличаются от законов мирного времени, но «любой ценой» — это, имхо, перебор. Если для того, чтобы убить дракона, надо самому стать драконом, то какой смысл в такой победе? Границы дозволенного в военное время, конечно, шире таковых для времени мира, но они есть! Если мы используем какое-либо качество без границ — это мир Хаоса, а не мир Тикун.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>