«Этроги» и «тфилины» Гилада Шалита

Продолжающая занимать всех нас «сага» Гилада Шалита, по-видимому, уже окончательно решенная в пользу освобождения пленного солдата, тем не менее, продолжает будоражить мысль – что стоит за этим, очевидно, странным решением? Почему лидеры нашей страны, прекрасно сознавая риски, связанные с этим обменом, прекрасно сознавая, какую угрозу безопасности страны этот обмен может нанести – тем не менее, идут на это?

Есть общий принцип: нет ничего, на что не было бы указания в Торе. Возможно, попробовав найти в Торе некую аналогию – мы сможем лучше понять направление мыслей наших лидеров (и по крайней мере, примириться с неизбежностью, не впадая в отчаяние от очевидной иррациональности «сделки» Шалита).

Мы сейчас находимся в середине праздника Суккот (и сама сделка получила символическое название «Бейт аШоэва» – «возлияние воды на жертвенник»). В связи с этим вспоминается одна замечательная история – из жизни одной из самых колоритных фигур движения хасидизма первых поколений – рабби Зуше.

Я как-то писал уже, что, в отличие от своего брата рабби Элимелеха, одного из крупнейших учителей хасидизма третьего поколения (учеников Магида из Межерич), рабби Зуше был человеком мира тоhу, человеком, мягко говоря, ненормативным. Возможно, самый яркий пример этой ненормативности – это известная история с этрогом и тфилин рабби Зуше.

История, вкратце, такова:

Рабби Зуше был человеком очень бедным, иногда даже кушать дома было нечего. При всей своей бедности, тем не менее, на одну заповедь рабби Зуше никогда не жалел денег: это была заповедь этрог на Суккот. Ради исполнения этой важной заповеди, рабби Зуше целый год откладывал деньги, и в Суккот у него был самый лучший этрог, который только можно было найти.

И вот однажды, накануне Суккот, у рабби Зуше не было ни денег, ни этрога. Суккот приближался, и в самый канун суккота в местечке, где жил рабби Зуше, появился богатый еврей, у которого был один, самый замечательный этрог, какой только можно было найти. Проблема, однако, состояла в том, что богатый еврей отнюдь не нуждался в деньгах, и не собирался продавать рабби Зуше свой этрог. Они долго торговались, и вдруг рабби Зуше предложил безумную сделку: он предложил продать этрог за свои замечательные, очень дорогие и святые тфилины! Жена рабби Зуше уже не раз предлагала продать эти тфилин, чтобы выпутаться хотя бы немного из нищеты – но рабби Зуше был непреклонен. Но ради заповеди? Что может сравниться с заповедью этрога в Суккот? Рабби Зуше с радостью согласился. Тфилин перекочевал в сумку богатого еврея, а рабби Зуше получил самый лучший этрог, о котором можно только было мечтать.

Увы, жена рабби Зуше испортила ему этот праздник. Не в силах вынести иррациональный поступок своего святого мужа, она бросила этрог на землю, и его «питом» сломался. «Этрог», приобретенный за столь дорогую цену, оказался совершенно негодным….

Эта замечательная история, которая могла бы научить нас многому в понимании учении хасидизма, приобрела в последние дни неожиданную актуальность.

Это может показаться неудачной шуткой, однако «обмен» одного солдата на тысячу террористов – это в точности покупка одного красивого этрога, ценой десятков, или даже сотен «тфилин» (не дай Б-г). Поясню свою мысль. Тфилин – это символ народа Израиля – в тфилин Вс-вышнего сказано «и кто, как твой народ Израиля…» Тфилин – символ мсирут нефеш, самоотверженности и самопожертвования. Тфилин – символ подчинения мозга и сердца Вс-вышнему. А этрог – называется в Писании «прекрасным плодом», פרי עץ הדר. «Обмен» тфилин на этрог, таким образом, символизирует обмен «каббалат ол» на «прекрасный плод», высшую, неземную, Б-жественную красоту.

Почему именно хасидский рабби делает такой обмен? Ибо в этом вся суть хасидизма, ибо сам хасидизм – это «прекрасный плод», которому может показаться, что он важнее, чем «сухие» заповеди и предписания галахи, «тфилин». [Хасидут — это «макиф», макиф, как известно, «оболочка» («клипа») для «пними»]. «Миснагид» – никогда в жизни бы не поменял тфилин на этрог. Во-первых, «постоянное и непостоянное – постоянное имеет преимущество», постоянная заповедь тфилин важнее, чем одноразовая, раз в год, заповедь этрога? Во-вторых, разве можно менять «хлеб» (открытую Тору, галаху), на «вино» (символ скрытой Торы)?

«Плоды», как объясняется в хасидизме – это тоже излишества, это не то, без чего нельзя жить. Тем более, «прекрасные плоды» – это явно, когда уже есть достаточно хлеба и мяса, и даже вина – можно думать о «плодах».

Однако, хасидизм считает иначе. Хасидизм считает, что «прекрасный плод» – куда важнее и нужнее, чем «хлеб» и «вода» ежедневного служения…

По-видимому, это упирается в принципиальное разногласие между хасидизмом и каббалой – какой мир важнее – материальный или духовный, кто «главнее» – ливьятан или «шор-а-бар».

Хорошо, вернемся к нашим баранам этрогам.

Рав Цви Йегуда отмечает в одной из своих статей, что первые маскилим произошли из хасидских семей. Остается лишь предположить, что также их далекие потомки остаются верными хасидами, покупающими «этрог» за десятки и сотни «тфилин».

Как мы уже сказали, «тфилин» – это евреи. «Тфилин» – это память о погибших от рук террористов евреев, которую нельзя предавать. «Тфилин» – это реальная опасность того, что список погибших (не дай Б-г) может пополниться новыми именами. «Тфилин» — это заповедь Торы искупить кровь убитого кровью убийцы, и не брать выкуп за душу убийцы.  Эта заповедь – есть ежедневная и ежечасная заповедь, возложенная на правительство страны – забота о безопасности граждан, забота о соблюдении морали и права (внесудебное освобождение приговоренных судом к длительным срокам заключения террористов незаконно и сеет анархию, как уже отмечалось).

Но наш «рабби Зуше» (Биби Нетаниягу и его ближайшие соратники), по-видимому, настоящие «хасиды»: по обычаю хасидов, они не накладывают тфилин в хол-а-моэд… А раз так – то нет  ничего важнее заповеди выкупа «этрога» – хотя здесь, очевидно,  нет никакой ни моральной, ни правовой обязанности – «не выкупают пленника выше его цены», и тем более, не освобождают одного ценой угрозы жизни десятков и сотен. Но хасиды – как и положено хасидам – думают о сегодня, и не думают о завтра, думают об «этроге», и забывают о «тфилин».

(Кстати, кроме шуток: всем известны добрые отношения между Любавич и руководством страны, несмотря на все разногласия. Возможно, это не только общие интересы, но и родство душ…).

Собственно, вся политика Израиля в отношении «оккупированных территорий» – это чистый «хасидизм»: с точки зрения международного права они не являются оккупированными, и только «хасидский дух» израильских левых делает их «оккупированными», а израильтян превращает в «оккупантов». Про это уже давно сказано: «эйн ам-аарец хасид» – малограмотному человеку не следует брать на себя обычаи хасидизма…

Вывод из всего вышесказанного прост: «эт а-олам натан белибам» — весь мир находится в сердце человека. Если мы видим такое «суперхасидское» поведение руководства нашей страны — наверное, каждому из нас тоже есть чем задуматься, не меняем ли мы, каждый в своих жизненных ситуациях, «тфилин» на «этрог», не отменяем ли мы наши первейшие обязанности в угоду даже важным, но не столь жизненно необходимым вещам? Ответ, в сущности, известен каждому. Сегодня мы все — «хасиды», все мы предпочитаем «сладкое» — полезному (см. комментарий Магаршо). Освобождение Гилада Шалита — лучшее тому доказательство.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

5 комментариев к “«Этроги» и «тфилины» Гилада Шалита”

  1. не хочу вас обидеть, но сравнение Гилада Шалита с самым лучшим этрогом (а на мой взгляд его можно только «приравнять» максуимум к «тфилин» — в том смысле, что он еврей) абсолютно неправильно. Хотя сама идея сравнения понятна.
    Да исправит их путь Творец по просьбе моей

    Ответить
  2. Черепицею шурша едет крыша неспеша.
    Ицик, блин, закрой свою помойку. Снова гадишь на хасидов и лижешь р. Ц-Й. Куку?!

    Ответить
  3. сути это конечно не меняет, но история на самом деле про рабби Михла из Злочева, а тфилин достался ему в наследство от отца — Маггида р. Ицхака из Дрогобыча. см. «Сипурей хасидим (МОАДИМ)» СТР. 121.
    АФФТОР СТАТЬИ — МУДАК.

    Ответить
  4. Эх! Что ни говори, а все-таки здорово, что Гилад Шалит вернулся домой. И если так мала вера в Бога у наших равинов, то остается только сожалеть.Неужели Бог не истребит врагов наших, поступивших несправедливо и накажет нас, за то, что хотели вернуть еврея? Веры бы побольше нашим раввинам. а не философии

    Ответить

Оставьте комментарий