Хабад: традиция и современность

Есть классическое хабадское выражение: «тьму не разгоняют палками». Можно сказать, что в этом выражении – вся суть учения хасидизма, по крайней мере, современного нам Хабада (последний Любавичский Ребе очень любил это выражение и часто его использовал).

Что означает, по сути, «тьму не разгоняют палками»?

Это означает две вещи:

1)      Внешний, материальный мир – это «тьма».

2)      Эту «тьму» материальности неэффективно разгонять «палками», куда лучше – разгонять тьму с помощью света. «Преимущество света перед тьмой» означает, что «даже немного света отталкивает много тьмы».

На вопрос, почему в предшествующих поколениях не требовалось изучения хасидизма, а в нашем поколении это необходимость, Ребе, как правило, дает один и тот же ответ: поскольку «тьма» изгнания последних поколений стала значительно сильнее, поэтому в наших поколениях требуется более сильный свет, что и раскрылось в учении хасидизма.

На первый взгляд, блестящий, исчерпывающий ответ. По крайней мере, последние двадцать лет он не вызывал у меня особых возражений.

Однако, можно задать «каверзный» вопрос: «а кто сказал, собственно, что материальность – это «тьма»? Особенно – что развитие науки, просвещение, демократия, развитие технологии – это «тьма»?

На мой сегодняшний взгляд, настоящая линия водораздела между различными направлениями иудаизма проходит именно в отношении к материальному миру. Или материальный мир – это тьма. Или материальный мир – это Б-жественное творение, которое «Вс-вышний создал себе на славу».

Харейдим, понятно попадают в группу тех, кто считает мир – тьмой. Соответственно —  нужно запретить интернет, радио, телевидение, изучение науки и т.д.

Хасидизм же Хабада вроде бы декларирует – «все, что создал Вс-вышний – он создал себе на славу», «во всех твоих путях познай Его». Однако, если присмотреться внимательнее – то видно, что эта «декларация» – только для наружного потребления. Хабад готов использовать науку и технологии – для того, чтобы эффективно продвигать себя в далеких от иудаизма кругах. Что не означает, что Хабад не считает эти технологии «злом». Есть множество писем Ребе, резко возражающих против изучения светских предметов в школах, и принимающих это лишь в качестве неизбежного зла (отсюда – качество преподавания светских предметов в большинстве школ Хабада). О багруте (аттестате зрелости) Ребе однозначно говорит: «это не дело хабадских школ – учить на аттестат зрелости». Преподавание светских предметов в ешивах – вообще даже нет речи (сравните с «мерказ а-рав» – где рав Кук еще в 20 годах прошлого века предложил преподавать светские предметы и философию).

Понятно, что это не «изобретение» Ребе, получившего блестящее светское образование. Эта традиция борьбы с «просвещением» идет еще с времен Баал Шем Това, Алтер Ребе и Цемах Цедека. Ребе просто продолжил эту традицию дальше, сделав некоторые минимальные послабления с поправкой на изменившиеся обстоятельства.

Таким образом, если классический «харейдимный» иудаизм просто отвергает все новшества последних двух веков, то Хабад поступает более прагматично: все, что можно использовать на продвижение наших идей – почему бы не использовать?

Идеологически, Хабад –  тот же «харейдимный» иудаизм, только, что называется, «с человеческим лицом». Так же как харейдимный иудаизм не готов смотреть в лицо проблемам современного общества – так же и Хабад. Хабад не считает нужным воевать и дискутировать, Хабад считает более практичным просто распространять свою идеологию всюду, где это возможно, вместо того, чтобы тратить время на «бесплодные» дискуссии. Понятно, что это различие скорее «техническое», чем принципиальное.

Это очень хорошо видно в беседах с Хабадскими раввинами: тебя слушают, улыбаются, но при этом совершенно не готовы всерьез относиться к твоему мнению. Хабад готов «общаться» с этим миром, но – при этом не воспринимая его по-настоящему всерьез.

Я помню, какое шокирующее впечатление произвела на меня в свое время книга «Вайоэл Мойше» – сатмарского Ребе. Я полистал ее и отбросил – «не может такого быть!». Понадобилось много лет, чтобы понять, что по сути – между позицией Сатмарского Ребе и позицией Любавичского Ребе в отношении к сионизму не так уже много различий, различия скорее тактические, чем принципиальные.

Современный хабадский раввин – как правило, умеет хорошо улыбаться, умеет хорошо себя вести на дипломатических приемах, при этом он, как правило, совершенно безграмотен в менеджменте, социологии, философии, психологии – базовых составляющих современного общества. Он лишь выглядит современным, но таковым не является. Внутри себя он отвергает этот мир, и относится к нему с недоверием и презрением.

Постоянное изучение хасидской литературы – основанной на тайнах каббалы – позволяет хабаднику находиться «внутри этого мира, и одновременно – вне его» (кстати, это считается одним из самых больших достоинств в Хабаде). Иначе говоря – можно находиться внутри этого мира, работать внутри этого мира, и при этом – не воспринимать его по-настоящему всерьез. Возможно, сто лет назад это было великим достоинством отдельных праведников. Сегодня – это стало общим местом. Хабадник находится в мире, и не находится в мире. Находится в мире – чтобы использовать его для своих целей. И не находится в мире – вести себя порядочно, считаясь с людьми, считаясь с той страной, в которой он живет, считаясь с другими евреями, не придерживающимися его идеологии.

Таким образом, самое большое достоинство Хабада — его способность возвысить душу человека и пробудить в ней Б-жественную любовь — стало его самым большим недостатком — хасидизм сегодня зачастую используется, чтобы зомбировать человека, оторвать его от реальности этого мира. Граница между святостью и нечистотой всегда очень тонка, особенно это тонко — в каббале и хасидизме. Если человек изучает каббалу и хасидизм для собственного удовольствия, для того, чтобы «ловить кайф» от изливающегося на него Б-жественного света, а не для того, чтобы исправить себя и мир вокруг — это уже «разврат» а не «каббала», по выражению рабби Нахмана.

Понятно, что такая же опасность существует и при изучении открытой Торы — но при изучении скрытой Торы она гораздо сильнее.

Рав Кук пишет в своей книге «орот а-тшува» о «внутреннем моральном чувстве», присущем от рождения каждому человеку. Понятно, что это моральное чувство требует, как минимум, воспринимать этот мир всерьез. Ибо если этот мир на самом деле лишь «фикция» – так что с того, если я кого-нибудь обидел, или у кого-нибудь что-нибудь украл, или сделал еще нечто в этом духе? Все это «фикция», и внутреннее неприятное ощущение легко погасить, прочитав пару хасидских статей или, еще лучше – сделав хороший «лехаим» в хорошей компании. И даже если на тривиальных ситуациях – таких как обиды или воровство – еще внутренняя мораль может сработать и голос совести может быть услышан, то на более сложных ситуациях она точно работать не будет. Мир – фикция. Реальность –это только хасидут. Соответственно – отношение к этому миру «беэравон мугбаль» – с «ограниченной ответственностью». Т.е., реальные и сложные проблемы никогда не получат адекватного и серьезного ответа.

Скажем так: хасидизм Хабад пытается дать адекватный ответ вызовам времени, но при этом не готов пересматривать базисные основы своей системы. К чему это приводит?

Поскольку из поколения в поколение «тьма сгущается» – требуется все более сильный свет, чтобы ее разгонять. Требуется все больше и больше «подпитки» хасидизма, чтобы сохранять незыблемость этой границы между внутренним и внешним миром.

Соответственно, из поколения в поколение хасидизм становится все более фанатичным. Если в предыдущих поколениях, как правило, мы не слышали заявления о том, что Любавичский Ребе – «глава поколения и Мошиах поколения» – то в поколении Ребе это стало общим местом. Для чего? См. выше – для того, чтобы оградить хасидим от агрессивной внешней среды – потребовалось более мощное «энергетический забор». И он было успешно создан: 1) Ребе – глава поколения 2) Хабад – «солдаты дома Давида», передовой отряд, авангард иудаизма 3) Полный битуль перед Ребе 4) Не руководствоваться разумом 5) Ребе может все сделать сам  6) Ребе подобен Вс-вышнему или по крайней мере очень близок к нему 7) «Искашрус» – связь с Ребе – основа основ 8) Сведение критики к минимуму  – вот составляющие, обеспечившие надежную изоляцию Хабада от воздействия внешнего мира.

То, для чего «литаим» требуется запираться в «колелях» на всю оставшуюся жизнь – Хабад делает куда более эффективно – позволяя человеку более-менее адекватно функционировать в современном обществе, при этом оставаясь глубоко религиозным.

Возможно, 60 лет назад — когда Ребе только принял на себя руководство, и начал фактически воссоздавать Хабад с нуля — это было оправдано форсмажорными обстоятельствами послевоенного периода: послевоенной разрухи, отсутствию средств и человеческих резервов, срочностью задач и т.д.

Но рано или поздно «форсмажор» должен был закончиться. Собственно — он и закончился. Стиль бесед и стиль управления Ребе в семидесятые годы значительно отличается от стиля пятидесятых.

Но «почему-то» получилось так, что в воспитании молодежи возобладали «форсмажорные» мотивы, оставив в тени все, что связано с «орот ба-кейлим». «Мир хаоса» в Хабаде окончательно победил «мир тикун» — еще при жизни Ребе. Спасибо нашим машпиим за наше счастливое детство… (см. например «письмо другу» рава Мондшайна)

Неумеренное применение этих «лекарств» привело к отключению природных инстинктов как каждого отдельного хабадника, так и движения в целом. Самые базовые инстинкты – совесть, честность, порядочность, логика – оказались напрочь отключенными. Все заменила «связь с Ребе». Современный хабадник знает, что разум – это клипа. Что думать самостоятельно – это «мрида бемалхут». Что высказываться о существующих проблемах – это клипа. И т.д. т.е., все «встроенные» в человека способности эффективно анализировать ситуацию – надежно отключены.

Современное состояние Хабада, когда «Ребе жив», нет единого руководства, нет единой политики, удручающее состояние работы по «возвращению далеких» и собственных учебных заведений – всего лишь логическое продолжение того стиля Хабада, который сложился еще при жизни Ребе, получившего этот стиль в наследие от предыдущих поколений, стиля, основанный на принципе, что внешний мир – это тьма, и если тьма стала гуще – нужно просто добавить еще света.

Вывод – очень простой. Настоящее изменение в Хабаде произойдет – если произойдет – лишь тогда, когда созреет понимание, что внешний мир – это не «тьма», и так же как не надо этот мир «бить палками», так же не следует его ослеплять все более и более сильным светом – это не решает никаких проблем, лишь загоняет их «под ковер». Решение – в понимании, что мир – меняется, и пришло время начать реально смотреть на проблемы этого мира, понять этот мир, реально меняться, а не просто нейтрализовать его воздействие.

Собственно, похоже, это то, что начал делать рав А.И. Кук еще сто лет назад.

[Примечание для «особо одаренных»: я не против Хабада. Понятно, что религиозный сионизм также породил массу проблем, что это тоже далеко не идеальное решение. Вполне возможно, что в предшествующих поколениях, в эпоху агрессивного атеизма — предложенное Хабадом решение — особенно в диаспоре — было оптимальным. Однако поколения меняются, и каждое поколение должно найти собственный ответ. Кризис Хабада в последние поколения ясно показывает, что старые решения уже не работают в изменившемся мире. Нужны новые решения. Искать их — нам с вами — как сказал Ребе: «сделайте все, что в ваших силах».

Ну и для «литаим»: Хабад — это хотя бы попытка изменения — хотя бы внешнего, и адаптации к новой ситуации. В мире литаим нет даже этой попытки.  Отношение «литовского» мира к внешнему миру немногим отличается от Хабадского.]

Практически: сегодня нам нужны новые, более современные и более демократические структуры управления общинами, более эффективные и более направленные на изучение светских предметов программы обучения в школах, более квалифицированный менеджмент на всех уровнях. Пришло время Хабаду действительно стать более современным, а не только казаться им. Говорят, в США этот процесс уже идет — я не знаю. Хотелось бы видеть этот процесс также и в Израиле — не в ущерб религиозности, но наоборот — более глубокая религиозность, больше внимания дерех эрец, большая ориентированность на работу во внешнем мире, большая интеграция с светским обществом и с другими направлениями иудаизма. Этот процесс неизбежен, харейдимное общество в целом так или иначе тоже развивается в подобном направлении, и Хабад не должен стать исключением. Нужен разумный баланс между традицией и современностью — это всегда было «фирменной маркой» иудаизма — оставаться всегда современным, быть на уровне своей эпохи. Движение, зародившееся в «штетлах» 200 лет назад — сегодня должно обрести новую форму, старое вино должно быть залито в новые сосуды.

Только не надо думать, что это произойдет само собой. Кто-то должен двигать это вперед. И здесь баалей тшува, на мой взгляд, могут и должны сыграть важную роль. Только надо иметь достаточно смелости сказать: «йехи» — это не хасидизм, не иудаизм, и не Хабад. Хабад — это хохма, бина, даат, а не безумные лозунги. Иудаизм существует 3000 лет, и никогда не было такого, чтобы умершего праведника считали живым. Ребе ушел, поколение закончилось. Сегодня — новое поколение, новые задачи. Решать их — нам, «сделайте все, что в Ваших силах».

И еще: меня часто спрашивают: считаю ли я, что Ребе мог ошибаться? Ответ: во-первых, да, Ребе мог ошибаться. Тот, кто считает Ребе величайшим мудрецом всех времен и народов — у него не в порядке с логикой, или с головой. Моше рабейну мог ошибаться, Давид а-мелех мог ошибаться, а Ребе — нет?! Второе: ошибался ли Ребе — зависит от меня и от тебя. Если я и ты ведем себя как нужно, так что все вокруг говорят: какие молодцы эти хабадники — значит, Ребе оказался прав. Если же все кричат, что эти хабадники — сумасшедшие, авода-зорники, и проч. — значит, Ребе ошибся. Ошибся прежде всего во мне и в тебе. «Как его дети — живы, так и он — жив». Жизнь Яакова зависит от его потомства.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

1 комментарий к “Хабад: традиция и современность”

Оставьте комментарий