Хасидизм vs сионизм: небо и земля.

В моих постоянных раздумьях о путях (и тупиках) нашей тшувы, о том, что мы потеряли на своем пути назад нечто важное, и может, главное, приобретя нечто важное, но второстепенное, я вдруг подумал:

Но ведь хасидизм так и называется «учение о душе»! Это не «учение о теле», и точно – не «учение о земле» – хасидизм – это в точности, как следует из его названия – «учение о душе».

Кажется очевидным, но из этого очевидного посыла есть несколько неочевидных следствий.

Начнем с истории.

Я не берусь судить о хасидизме Баал Шем Това – Баал Шем Тов, скорее – первоисточник всех современных движений в иудаизме, сам Баал Шем Тов в учении хасидизме уподобляется «короне», «кетер», которая выше, чем деление на материальность и духовность, и способна соединить их вместе.

Однако, если начать с хасидизма Алтер Ребе – и его основополагающего труда – Тании, можно, на мой взгляд, совершенно определенно сказать, что это «учение о душе» «теория души», «торат-а-нефеш».

Я предвижу вопрос: разве Алтер Ребе не говорит о теле? Разве Тания – это только о душе? Конечно, Тания постоянно говорит о теле, но это, я бы сказал, взгляд на тело с точки зрения души. «Душа не нуждается в исправлении, и опускается в этот мир, чтобы исправить тело и материальный мир» – вот классическая формулировка Тании. Иначе говоря, душа – это действующий субъект, а тело и окружающий мир – это объект.

В этом смысле, несмотря на всю революционность технологии воздействия на «объект» – тело и мир, в сравнении с предшествующими поколениями – направленностью на позитив, по сравнению с направленностью на негатив предыдущих поколений, тем не менее, соотношение субъекта и объекта осталось неизменным: душа – Б-жественный субъект, которая должна воздействовать на погрязший в клипе, дурных желаниях, дурном начале «объект» – материальный мир, который «полон зла, и грешники торжествуют в нем».

Различие лишь в том, что предшествующие поколения считали, что «объект» – тело и мир – нужно как можно сильнее бить, а хасидизм провозгласил, что куда эффективнее и быстрее попробовать возвысить тело и животную душу с помощью Б-жественной медитации.

Если совсем просто сказать: хасидизм – это взгляд на тело и на мир с точки зрения души. Неудивительно, что и тело и мир кажутся душе жуткими, грязными, оторванными от Б-га творениями, которые она жалеет и пытается – с помощью Б-жественной медитации – вернуть на путь истинный[1].

Еще вариант: «зhир тфэй» – «главная заповедь» хасидизма, основной вектор хасидизма, если хотите – это исправление тела и окружающего мира посредством привлечения Б-жественного света в материальный мир. «Немного света рассеивает много тьмы» – вот «ани маамин» хасидизма. Чем сильнее становится тьма – тем больше нужно усиливать свет – основной принцип (и основное ограничение) хасидизма.

Хорошо, мы поняли (если поняли), что такое хасидизм (и иудаизм изгнания вообще). А что – есть еще какие-то варианты? Разве душа не опускается в этот мир лишь для того, чтобы исправить тело?

Тора начинается, как известно, со стиха «В начале сотворил Вс-вышний небеса и землю». Я не собираюсь здесь давать исчерпывающее объяснение этого стиха, хочу лишь отметить, что первое творение – это сотворение двух систем отсчета – небесной и земной.

Иудаизм изгнания – я бы сказал, что это в основном – иудаизм небесный (собственно, известное выражение на идиш «луфт-менч» = «человек воздуха»). Изгнанные со своей земли, не имеющие часто возможности заниматься активной деятельностью, вынужденные – в силу изгнания, гетто, черты оседлости и т.д. – заниматься чисто духовной деятельностью – евреи (особенно – ашкеназы, у сефардов это в силу исторических причин меньше) сосредоточились на чисто духовной стороне, объявив материальную маловажной, или даже не нужной.

С одной стороны, это привело к небывалому духовному взлету. С гениальностью ашкеназских ученых Торы, проводивших дни и ночи в изучении Торы, «убивавших себя» ради Торы – никто  не сможет сравниться.

С другой – мир материальный становился все дальше и дальше. Все отношение к материальности сводилось, по сути, к тому, чтобы материальность как можно меньше мешала постижению духовности. «Сила тела – слабость души» – вот квинтэссенция такого, галутного по сути, подхода.

Еще раз – 200-250 лет назад – когда зарождался хасидизм Баал Шем Това, и Алтер Ребе начал развивать свое учение — назад других подходов просто не существовало, стены изгнания и черты оседлости еще были очень крепки, и у евреев не оставалось никакого другого выхода, кроме как сосредоточиться чисто и исключительно на духовности.

Таким образом, ответ Баал Шем Това и Алтер Ребе на вызов времени был адекватным, правильным и своевременным. Хасидизм, как известно «вдохнул душу», вдохнул надежду в простых евреев, вернул еврейскому народу веру в будущее избавление.

[Возможно, стремление Алтер Ребе побудить евреев заниматься земледелием – было провозвестником нового времени, но это мало меняло в развитой им теории – учении о душе.[

Однако, как мы говорим в наших молитвах, Вс-вышний «обновляет ежедневно творение мира». Каждый день, тем более – каждый год, тем более – каждое столетие – в мир приходит новый, доселе сокрытый свет.

Великие мудрецы Израиля предрекали, что 5500[2], и, в еще большей степени, 5600[3] год станет переломным в истории человечества.

5600 год от сотворения мира – это соответствует 1840 году по общепринятому летосчислению. Таким образом, переломное столетие началось в 1840 году – научно технической революцией, и закончилось в 1940 – началом второй мировой войны. Это столетие стало переломным в истории человечества. Стремительное развитие технологии, отмена крепостного права, развитие науки, распространение демократических устремлений – все это возвещало начало нового времени, новой эпохи в развитии цивилизации.

Евреи не остались в стороне, старые сосуды были уже неспособны вместить новый свет, и начался массовый отход евреев от Торы.

Погромы 1904-1905 года породили еще одну реальность – массовую алию в Эрец Исраэль. Молодежь, воодушевленная идеей создания собственного государства, возрождения Земли Изралия, в значительной своей части – порвавшая с традициями отцов – приехала в Израиль, чтобы осушать болота, отбиваться от арабов и строить свою страну.

Религиозное еврейство смотрело на эти новые веяния с недоверием, опаской и ненавистью. Казалось, что незыблемо стоявшее в течение столетий здание иудаизма вот-вот рухнет.

В это время раздался один пронзительный голос человека, наверное, лучше всех остальных «прочитавших карту» поколения, увидевшего в порвавшей с религией молодежи не «отступников», а передовой отряд еврейства. В своей статье «Поколение» рав Авраам Ицхак Кук объясняет, что молодежь отходит от Торы не из вражды к традиции, а потому, что рамки традиции стали для нее тесными, что те идеалы, которая эта молодежь ставит перед собой – кажутся ей более возвышенными и гуманными, чем те идеалы, которые они усвоили в хедере.

Основываясь на этой революционной концепции – рав Кук начал развивать Тору Земли Израиля, учение, главной задачей которого является возрождение земли Израиля, возрождение нации в целом, а не чисто духовное индивидуальное самосовершенствование, бывшее уделом нашего народа на протяжении всех веков изгнания.

Я бы назвал учение рава Кука «учением о земле», в противоположность предшествующему ему «учению о душе».

Пришло время, когда главным занятием должно было стать – «обрабатывать землю», работать в этом мире вообще, и в Эрец Исраэль – в частности и в особенности. Как ответ на этот вызов времени – родилось движение религиозного сионизма – «учение о земле».

В чем принципиальное отличие? Это уже не взгляд души на мир, это уже как мир смотрит на себя сам. Можно сказать, что предшествующие поколения смотрели на мир «сверху вниз», а рав Кук предложил (я только начинаю разбираться в его учении – но мне это кажется очевидным) – начать смотреть на тело и на мир его собственными глазами.

В терминологии хасидизма – есть в сихот Ребе выражение, что-то вроде «нижние с точки зрения самих нижних».

Перед тем, как говорить о «теории земли» – несколько слов о «теории тела».

Развитие психологии и психиатрии, в последние десятилетия – нейропсихологии, дало принципиальное новые подходы к пониманию мотивов поведения человека. Двадцатый век показал, что «животная душа» – это не просто какая-то тупая скотина, желающая лишь навредить человеку (душе) – это сложнейшая структура, со своими законами поведения, со своими принципами, которыми можно эффективно руководствоваться в воспитании и самовоспитании человека.

На мой взгляд, все современные психологические методики, типа «позитивного мышления», «позитивной самооценки» и т.д. – это типичная «теория тела», в отличие от «теории души» предшествующих поколений.

Различие подходов на самом деле бросается в глаза. «Теория души» говорит, что человек должен постоянно держать «руку на пульсе» и строго судить себя за свои проступки. Чем ниже ставит себя человек с т.зр. «теории души» – тем более высокой духовной ступени он достигает. «Теория тела» утверждает диаметрально противоположное – не нужно судить себя вообще! Более того – «без самоуважения невозможно достигнуть успеха ни в чем» (цитата – из письма Ребе).

Можно обобщить, что «теория души» занимается привлечением в мир Б-жественного света, а «теория тела» – работать, по выражению Баал Шем Това, «вместе с телом», а не против тела, и связанная с ней, и являющаяся ее обобщением «теория земли» – занимается подъемом материальности к ее Б-жественному источнику.

Отсюда неизбежно следует:

1)      Теория души должна предшествовать теории тела и теории земли. Сначала – привлечение света Свыше, и лишь потом – подъем нижнего мира наверх.

2)      Обе части являются необходимыми, сосредоточиться лишь на одной из них – означает потерять в цельности и не достичь нужного результата.

В нашем вопросе – рождение и развитие теории хасидизма предшествовало теории религиозного сионизма.

Каждое из них было адекватно на определенном историческом этапе, каждое из них выполнило важнейшую историческую миссию –

Однако, сегодня мы видим, что хасидизм уже не тот, и сионизм уже тоже не тот.

По аналогии с популярным сегодня термином «пост-сионизма», можно, наверное, обозначить сегодняшний хасидизм «пост-хасидизмом» (прежде всего я имею в виду хасидизм Хабад).

В моей жизни так сложилось, что свой путь в иудаизм я начал с «кипот сругот» – я учился у Пинхаса Полонского и Влада Дашевского в Москве в 80-е годы.

Чего-то мне тогда не хватало в религиозном сионизме, и я нашел себя (пройдя через несколько «литовских» тусовок) в Хабаде. Я считал и считаю, что система Хабада, теория Хабада – это блестящее открытие, блестящий инструмент для душевного самоанализа и для понимания того, как Вс-вышний управляет этим миром. Тому, кто стремится к душевной цельности, кто хочет найти в своей душе полноту веры, кто хочет разрешить свои сомнения в смысле заповедей – на мой взгляд, лучше чем учение Хабада это нигде не объясняется.

Но наступает момент в жизни человека, когда он хочет себе сказать: хорошо, я уже понял, что душевные поиски могут продолжаться бесконечно. На какие то вопросы я уже получил ответ, на какие-то, возможно, получу ответ в будущем, по крайней мере, я уже преставляю себе общую картину, и не готов посвятить всю оставшуюся жизнь продолжению душевных поисков. Я хочу теперь что-то делать в этом мире!

И тут, увы, хабадника ждет жестокое разочарование. Хабадские структуры, подобно всем остальным харейдимным структурам, отнюдь не направлены на то, чтобы действовать в мире. В лучшем случае – на укрепление религии, но отнюдь не на строительство материального мира.

Что же делать? Уйти из Хабада?

Не нужно никуда уходить! Нужно просто понять, что каждая система имеет свои, «системные» ограничения (знать бы их заранее, блин…). Не нужно предъявлять к системе завышенные требования, тогда можно избежать многих разочарований.

Человеку, который хочет в рамках еврейства работать в этом мире, особенно – в Земле Израиля – есть уже готовый инструмент, специально созданный и «заточенный» для этого – и этот инструмент называется «религиозный сионизм».

В общем, я пришел к выводу, что религиозному еврею сегодня нужны три инструмента: хасидизм – для возвышения души и постижения Б-жественного управления этим миром; что-то вроде Somatic Experience – или другая популярная психологическая практика, основанная на позитивном мышлении и позитивной самооценке – для осознания – и если нужно – коррекции проблем, вызываемых телом, и религиозный сионизм – как практика работы по строительству Земли Израиля.

Небольшое количество «мусара» тоже не повредит, как известно, «дерех эрец кадма леТора». Но, на мой взгляд, основное исправление человека – это коллективный труд на благо земли Израиля.

Все зависит, конечно, от человека, от его возраста, от его душевного настроя – в общем, нужны все три составляющих, но их пропорции могут меняться с возрастом. В начале пути человек больше склонен к духовному поиску, но в продолжение – он обязан начать ассоциировать себя со своей землей, со своим народом. В этом – исправление народа и исправление каждого отдельного человека.

[Я прошу прощения у литаим и других харейдим,  что я не упомянул их в этом обзоре. К сожалению, литаим не предложили в 20 веке ничего нового для нашего народа. Их решение как можно более тщательно "законсервировать" обычаи прежних времен – я считаю величайшей ошибкой. Тем более – для баалей тшува – это почти наверняка тупик, прежде всего – личностный и эмоциональный. Баал тшува создан, чтобы работать в этом мире, а не сидеть над книгой.

Великие учителя литаим прошлого века, как известно, горячо поддержали возвращение в Сион. Тем не менее, современная ситуация, когда многие харейдим считают возможным жить на дотации государства, при этом ничего для этого государства не делая – я считаю это жутким анахронизмом, осквернением имени Вс-вышнего, и источником многих наших бед. Какое-то количество, возможно, должно сидеть и учиться. Но большинство – должны работать на этой земле, на благо самих себя, своих семей и этой земли. Я уверен, что они достигнут при этом куда большего и в духовном плане, чем в сидении до самой старости в "колелях".]

Обсудить статью на форуме Каббала Live


[1] Любителям ссылок: см. «Рухо шел Мошиах» стр. 175

[2] См. «Кол аТор» учеников Гаона из Вильны

[3] Известная цитата о «шестом столетии шестого тысячелетия» из Зогара

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Актуалия, Сионизм, Хасидизм. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Хасидизм vs сионизм: небо и земля.

  1. Kanoim говорит:

    Несколько замечаний
    1.Даже в Израиле, но говоря о других страннах галута( а Израиль согласитесь двойной галут), есть достаточно религиозных евреев (не вязаных кип), работающих на благо своей семьи — общины , платящих налоги, с странах проживания.Это и хасиды то же.Вязаные кипы просто поставили землю во главу угла, одев на нее Тору. Как ы хорошей шутке по песне Дайейну, когда в лодной строчке рядом позиция Сатмарских хсидим и мизрошников и их глубокое отличие.
    Предпоследний стих это Сатмары, последний мизрошные…:0)
    2.Сионизм в своей первооснове-это отрицание не только «тесных рабок » местечек, но и отрицание что у мира есть ХОЗЯИН. И как следствие -»мы наш мы новый мир построим»- для евреев…, что б как у всех, свои проститутки воры, свое правительство итд. Практически все Адморы ХАБАД , начиная наверное с ребе РАШАБа ЗЦ»Л, понимали это и предостерегали от этого увлечения.
    P.S. По поводу же рав Кука- его учение, настольео не раскрыто до конца и многие его работы , не опубликованы, что боюсь нельзя его записывать в однозначные сторонники сионизма.Это просто у мизрошных, нет другой основы под их идеей и поэтому они без спроса, взяли его имя.
    Успехов.

    • nastie говорит:

      A можно пояснить, почему Израиль — двойной галут? Я не в теме, просто заинтересовало высказывание…

      • Kanoim говорит:

        Коротко- больше святость, больше не чистота. В доме Царя ведут себя не так, как в поле….
        Некоторы считают -я в ЭИ и этого достаточно. Но к поведению в ЭИ очень пристальный взгляд и гораздо большая ответственность за поведение и кавонот, чем в галуте. Поэтому если не ошибаюсь рав Э.Б.Вассерман ЗЦ»Л, да отомсит Хашем за его кровь так и высказался. Так же, он точно назвал новояз БенЕгуды- ИвЕрит язык слепых.Когда Гемора в крови мудреца- его термины Гемора.

  2. Уведомление: Грустные размышления « Ontario14

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>