«И умер Йосеф и все его братья и все то поколение»…

«И умер Йосеф и все его братья и все то поколение».
Пока «шватим» (сыновья) Яакова были живы, рабства, как известно не было. Когда они умерли, начинается рабство. Этим завершается книга «Берейшис» — «книга прямых», книга отцов, и этим начинается книга Шмот.

Сегодня читали это в синагоге на минху, и подумалось: как символично! Что-то в этом духе мы наблюдаем сегодня как в религиозном, так и в не-религиозном лагере.

«Отцы» — это Ребе, если говорить о Хабаде. Рав Кук, если говорить о дати-леуми. Харейди я не очень в курсе кто там был самый главный (или главные).
Потом отцы уходят. Остаются «шватим». Они уже не на ступени отцов, но они все равно выше мира, они близки к отцам, они получили от них из первых рук. Пока они живы нет изгнания. 
«Шватим» — если говорить о Хабаде — это великие машпиим, большие хасиды, «которые знали» Ребе лицом к лицу. Пока они были живы — дух учения сохранялся. Если говорить о дати-леуми лагере — пока были живы р. Цви Йегуда, реб Аврум, а-рав а-Назир. Рав Нерия.

Потом уходят шватим. И вот тогда начинается настоящий галут.

Откуда я знаю, что не только «отцы» но и «колена» также уже не с нами?

То что происходит в Хабаде — не нуждается в комментариях. Троекратное ехи, ностальгические майсы, видео — все что осталось.

В Дати-леуми? Я недавно слышал — от Гади бен Зимра — что они год уговаривали «гдойлим» своего лагеря (сегодня они плачут что их не хотят слушать, тогда их готовы были слушать) — подписать призыв к «сирув пкуда» во время итнаткут. Никто не согласился. Хотя есть псак р. Аврума Шапиро. Мне эта фраза объяснила, что сегодня в дати-леуми тоже нет настоящих «гдойлим». Может, поэтому они не способны договориться между собой. Кавники и гушники — каждый тянет в свою сторону. Поэтому хилоним из Баит Йегуди не готовы слушать раввинов — просто некого слушать, скорее всего.

Нечто подобное — в хилонимном лагере. Были великаны, как Бен Гурион. Они создали страну. Сейчас недоучившиеся журналисты готовы пустить ее с молотка.

И что же? Авда тикватейну? Нет, говорит книга Шмот. Именно сейчас начинается самое интересное. Пока отцы были живы — не было галута. Но не было и дарования Торы. Они были выше галута. Дети — могут оказаться в галуте, но им же и будет дано удостоиться дарования Новой Торы. Как это реализуется в нашем поклении?

Поживем, посмотрим. Пока что мы наблюдаем самый характерный признак Мицрам — «мейцар а-гарон» он же «мейцар а-харон» — гнев, недовольство. Почитайте русские (и не только русские) форумы в фейсбуке — все всем недовольны. Тотальное недовольство всеми и всем. Все плохо, все никуда не годиться. Правительство неправильное, страна неправильная, погода неправильная. Все надо менять… Есть лучшие варианты? Пока не слышал. Это — классика «мицраим» «нихар герони» — «горло охрипло от крика». Только это никуда не ведет, только в еще больший мицраим. Тот, первый, мицраим, был снаружи — были египтяне и были евреи… И Моше тоже был снаружи.

Этот, последний, мицраим — он весь внутри. Мне плохо — от моего собственного йецер а-ра. Я обвиняю в этом весь мир — и еще больше загоняю себя в этот мицраим. По-видимому, избавление тоже может прийти только изнутри.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий