От изгнания к избавлению… есть несколько промежуточных станций

Пару дней назад в Иерусалиме состоялся очередной съезд движения «Дерех Хаим» — движение учеников рава Гинзбурга, существующее уже несколько лет, и никак не могущее определиться, что же они, собственно, хотят сообщить нового народу Израиля. По-видимому, свет, исходящий от рава, столь силен, что никак не может «материализоваться» в программу конкретных действий.

Я подъехал уже к самому концу – по словам выступавших можно было понять, что руководство движения принципиально отрицает саму идею какой-либо программы.

Может показаться странным. Как может быть движение без программы? «Наша цель – объединить всех евреев». Но должна же быть программа? Что мы конкретно хотим делать?

Руководство движения (Ури Ципори) утверждает – что нет, чем абстрактнее, тем лучше. Выступавшие в конце (Гади бен Зимра) сказали, что это слишком абстрактно, чтобы привлечь людей.

Этот спор мог бы показаться совершенно лишенным смысла. О чем, действительно, можно спорить с людьми, считающими, что можно создать движение без программы?

Однако все не так просто. Как раз на днях мне довелось читать урок рава Шагара, комментирующий маамар Алтер Ребе на Хануку. Рав Шагар обсуждает там соотношение между Б-жественным светом и заповедями, являющимися «оболочкой», одеянием для света.

Он предлагает такую параллель: свет – это смысл. Даже «смысл смысла». Но смысл постижим только с помощью одеяния, облачения в некоторую конкретику. Свет в чистом виде – не виден и не постижим. Для «визуализации» света требуется конкретика заповедей.

Таким образом, спор между сторонниками «чистого» движения без программы и сторонниками четкой программы – это по сути, спор между идеей «смысла» в чистом виде («смысл» также ассоциируется с наслаждением. Также наслаждение не бывает в чистом виде, а приходит в облачении конкретики – наслаждение от еды, от музыки и т.д.) и идеей смысла, облаченного в конкретику.

Понятно, что свет, облачаясь в одеяние конкретики заповеди – теряет что-то от своей бесконечности. Понятно также, что движение, сосредотачиваясь на чем то конкретном – также что-то теряет. Понятно с другой стороны, что любое раскрытие в этом мире требует цимцум. Без цимцум нет раскрытия.

Известно, что вот такое восприятие – свет в чистом виде – без оболочки материи и заповеди – это восприятие великих праведников – перед тем, как они покидают этот мир. Рассказывается про Алтер Ребе нечто подобное – что за неделю до исталкут он показывал на деревянную балку дома, и говорил, что я вижу не балку, а чистый Б-жественный свет.

Также о будущем мире сказано «и будут глаза твои видеть учителей твоих» — и известный хасидский комментарий говорит, что в будущем Б-жественный свет раскроется «без облачения». Т.е., будет возможность непосредственного восприятия света (и смысла) без помощи материальных оболочек.

Получается, что те, кто говорят о свете в чистом виде – они, попросту, уже находятся в геула. Я совершенно серьезно. «Ашраа» рава, свет рава над его учениками столь силен, что они просто уже в геула.

Как результат – они не способны действовать в реальном мире.

Нечто подобное мы наблюдаем в Хабаде вообще, и среди религиозных людей в частности.

Хабад – вместе с Ребе – находятся в геула. Соответственно – перестают быть адекватными реальному миру. Еще раз – это не шутка, и не игра слов – это реальное состояние реальных людей. Более того, наверное, такие люди нужны и необходимы, они приносят свет геула в нашу реальность.

Я искал сегодня в биографии Ханана Пората – что-то о создании «Гуш Эмуним» (скоро сорок лет, как был создан «Гуш Эмуним» — организация, сыгравшая решающую роль в заселении Иудеи и Самарии). Время было после войны Йом Кипура, и  рав Амиталь, глава йешивы в Гуш Эцьон, выпустил книгу, объясняющую «мессианский смысл» событий войны Йом Кипур. Книга стала идеологическим столпом религиозных сионистов того времени, а рав Амиталь воспринимался как идеолог движения. Ханан Порат и его товарищи предложили ему стать во главе движения за заселение Йеуда и Шомрон. Что ответил рав Амиталь? «Вы с ума сошли, у вас ничего не выйдет…».

Рав Амиталь был уже в геула. Действовать в изгнании он был уже не в состоянии. (С этой точки зрения можно объяснить также его позицию по поводу Сабры и Шатилы — да, в мире геула это не допустимо. И каждый отвечает за другого. В реальном мире? Нужно еще посмотреть…)

Мне кажется, это проливает свет на то, что происходит. Есть люди, которые реально настолько в геула (или настолько поглощены сознанием того, что они «пустые сосуды» — речь рава Йегошуа Шапиро на кенесе йуд тес кислев в Биньяней а-ума), что когда к ним приходят, и предлагают что-то делать – они не могут оторваться от этого переживания геула. Они предпочитают быть «гражданами царства мошиаха» или просто не могут иначе.

Как по Хабаду (после 1990), так и по мнению рава Кука – сейчас мы находимся в «асхалта дигеула». Асхалта – означает, что процесс пошел. Но еще не стал необратимым.

Есть люди, которые хотят – уже сейчас – провозгласить еврейского царя. Рэга! Кибуш (захват) еще не закончен. Еще не стал необратимым! Нужно сначала завершить кибуш, а потом уже думать дальше. То, что еще не отдали (не дай Б-г) территории — это отдельное постоянно продолжающееся чудо. Если бы палестинцы были бы чуть умнее — у них бы уже давно было бы все, что они хотят. Чудо, что они не хотят. Но — «не полагаются на чудо». Если мы будем продолжать говорить, что мы остаемся в Иудее и Самарии только из соображений безопасности — как об этом говорят все израильские лидеры — то это только вопрос времени, когда палестинцы поумнеют, и возьмут то, что им столь настойчиво предлагают (не дай Б-г). Поэтому борьба за территории не закончена, наоборот, год от года мировое давление усиливается — соответственно должно расти встречное давление — от сторонников цельности Земли Израиля. Сегодня у нас правое правительство, тупые оппоненты, и глупый американский президент. Завтра все может измениться — и готовиться к этом нужно сейчас.

Сегодня еврейский народ в значительной его части (харейдим) ментально находится еще в изгнании. Нет сомнения, что харейдим, если станут большинством – отдадут все (а уже если им за это заплатят — то точно). Они ментально живут в изгнании, и для них наиболее естественно – как это ни странно – отдать все арабам (или американцам, или кому угодно) власть над страной, и снова оказаться в относительном «уюте» изгнания. И уж точно, к новому «пурицу» они будут относиться с куда большим пиететом, чем к современному, нелегитимному в их глазах, правительству.

Хабад – в значительной своей части – находится уже в «геула». Там же находится значительная часть дати-леуми.

Где находятся хилоним? Я бы тоже отнес их к «геула» — «геула хилонит». Уважение к личности, недопустимость захвата территорий и т.д. – это все из будущего мира. Заповеди, как известно, в будущем мире будут отменены – по-видимому они идут по этому мнению. Как объяснялось выше – будущий мир это мир раскрытия света и смысла – без оболочек. Соответственно, заповеди становятся не нужны.

Проблема, есс-но, в том, что в ситуации, когда часть народа еще в изгнании, а другая часть – уже в избавлении, и только сравнительно малая часть находится «здесь и сейчас», «бейнони» — процессу избавления может просто не хватить энергии.

Другими словами, попытка «перепрыгнуть» из изгнания сразу в избавление приведет к тому, что процесс избавления остановится, и даже, не дай Б-г, при постоянном американском давлении, и при постоянном давлении «левого мессианства» легко может быть повернут вспять, не дай Б-г.

Геула зависит от земли – «геула титну лаарец». Чтобы геула продолжалась – требуется держаться за эту землю, не отдавая ее ни из галутных соображений, и тем более – из идеальных соображений мира геула. Требуется действовать здесь и сейчас.

Возвращаясь к движению учеников рава Гинзбурга – требуется вернуться из «царства мошиаха» в этот мир и начать действовать в этом мире – на мой взгляд, наиболее важно действие именно в отношении шлеймут а-арец – противодействия отдачи территорий. Собственно, известно, насколько Ребе боролся против отдачи территорий, так что и для хасидов Хабада это вроде бы должно быть ясно и приемлемо.

Потом, когда вся земля Израиля будет под еврейской властью – можно говорить о строительстве Храма (что бы это не означало), еврейском царе и т.д.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Рав Ицхак Гинзбург. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>