Почему у нас нет своего Навального?

Где-то уже полгода назад как я набрел на блог Алексея Навального и с тех пор я довольно часто на него захожу. И каждый раз, читая очередные, новые разоблачения «распилов», ям, покровительства наркоманам и проч. – я испытываю чувство – не знаю уже – белой, или не совсем белой – зависти. Дабы рассеять иллюзии – Алексей Навальный – по крайней мере такой вывод я могу сделать – умеренный русский националист. Конечно, не «нацбол» или «национал-социалист», как некоторые пытаются представить – но, однозначно, человек, поддерживающий русский национальный лагерь. Его отношение к «еврейскому вопросу»? – Симпатизирует Ройзману, не симпатизирует Вексельбергу и другим еврейским магнатам.

При этом его блог практически не касается национальной темы. Профессиональный юрист, он не скатывается в область эмоций, предпочитая высказывать «оценочные суждения».

Почему я завидую? Да потому, что у нас нет ничего подобного!

«У нас» – я имею в виду еврейский харейдимный лагерь вообще, и хабадский – в частности.

В России «распиливают» бабло? А в Хабаде (особенно в России) – не распиливают? Тогда почему же мы все молчим?

Почему же в России нашелся один – хотя бы один – честный блоггер – пытающийся все это разгребать, пытающийся в одиночку – сейчас уже, конечно, есть команда и группа поддержки – бороться с путинско-медведевской «партией жуликов и воров», а у нас – пока что – не нашлось таких «блоггеров»?

В прошедшую субботу – субботу «Шува», субботу тшувы – мы читали недельную главу Гаазину. Там есть такие слова: «ибо все пути Его правосудны[1]…» Моше рабейну, передавая власть из рук в руки, «сдавая вахту», и напутствуя сынов Израиля перед своей смертью, не находит ничего более подходящего, не находит большего достоинства у Вс-вышнего, чем «мишпат» – правосудие! Не «Эйн соф», не «милосердный», не «мудрый» – а именно – «правосудный».

Собственно, это  не единственное место в Торе, где мы находим такое подчеркнуто трепетное отношение к правосудию. Начать с того, что глава «Мишпатим» – где излагаются гражданско-процессуальные нормы иудаизма – непосредственно следует в Торе за главой Итро, где описывается Дарование Торы на горе Синай. Тора хочет нам как бы сказать, что суть и смысл, реализация Синайского откровения – именно в «мишпатим», в гражданском законодательстве, в правосудии.

«Справедливости, справедливости ищи[2]«, как известно, соседствует в Торе с «не посади дерева кумирного[3]«.

Вс-вышний, обращаясь к Аврааму в известной истории с Содомом, подчеркивает, в качестве особого достоинства Авраама, что он заповедает своим сыновьям «соблюдать путь Вс-вышнего, творя справедливость и суд[4]«.

Известно также многократно повторенное требование Торы казнить намеренного убийцу, и «не брать выкуп за душу», «ибо кровь разваращает землю».

Все книги пророков полны требованием справедливости и суда, как главного, чего требует Вс-вышний от человека.

Почему же в последних поколениях произошел «сдвиг» в сторону заповедей «между человеком и Вс-вышним», во многом за счет заповедей между человеком и человеком? Рав Кук дает очень неприятный для нас ответ: мы научились этому от народов, среди которых мы находились во время изгнания. Более конкретно, рав Кук называет это заразой христианства (и вообще – западного образа мышления), распространившейся на иудаизм.

Следуя учению рава Кука, можно, наверное, выстроить своего рода «аводозоро-метр» – степень «аводозорности» той или иной религии или направления как в иудаизме, так и вне его. Та религия (или направление) которое в наибольшей степени «хранит справедливость и суд» – также в наибольшей степени Б-жественна и истинна.

Наверное, здесь коренится и ответ на больной для многих из нас вопрос: почему так много евреев за последние 100-150 лет оставили иудаизм, и пошли искать себя в христианстве и в атеизме (для целей нашего рассмотрения мы вполне можем считать здесь атеизм формой религиозного  культа)? Ответ – прежде всего – в тот момент, когда они почувствовали в иудаизме недостаток честности и справедливости, их внутренний «компас» повел их искать истину на стороне. Если мы хотим вернуть их назад – то, по большому счету,  не существует никакого  другого способа, кроме как вернуть нашей вере ее прежний ореол высокой моральности и самоотверженности.

[Интересно было бы провести сравнение различных направлений в иудаизме – какое из них "ближе всего ко Вс-вышнему" – в направлении "цдака умишпат"? Я имею в виду, конечно, не только честность по отношению к ближнему кругу, а также – социальную ответственность, выход на работу, службу в армии и т.д. Плюс – конечно, борьбу с воровством и насилием в собственной среде, невзирая на лица. Осмелюсь предположить, что "реформа", консерваторы, "новые ортодоксы" и "дати-леуми" займут почетные первые места, Хабад окажется где-то в середине (не все же хабадники все же являются нахлебниками Берла Лазара…), а харейдим и литаим окажутся в самом конце… Я тут в шутку недавно сказал, что если следовать логике, что "цадиким" находятся в будущем, "бейноним" – в настоящем, а "грешники" в прошлом – то на роль "цадиким" лучше всего подойдут мешихисты, на роль "средних" – дати-леуми, а на роль "грешников", оставшихся в прошлом – харейдим… ]

Одевать тфилин, зажигать свечи, соблюдать кашрут – все это ценно и важно, но – в самом сердце иудаизма, и, как результат – в самой глубине еврейской души – находится требование абсолютной честности и абсолютной справедливости. Этот путь – завещание Авраама, и этот путь мы должны продолжить здесь и сейчас. Это то, что сохранило еврейский народ в течение двух тысяч лет изгнания – мы знали, мы сознавали внутри себя, прежде всего, свое моральное превосходство перед окружавшими нас дикарями, пытавшимися огнем и мечом насаждать «самую гуманную в мире» религию. В последние двести лет, увы, процесс пошел в обратную сторону. Окружающий нас мир сделал огромный шаг вперед в сторону справедливости и честности, а еврейский мир в лучшем случае остался «при своих», в худшем – сдал свои позиции. Что неудивительно, если учесть, что лучшие из лучших покинули ряды ортодоксии и пополнили ряды борцов за мировую справедливость, либо за национальную справедливость.

Стремительный рост развившегося за последние тридцать лет движения баал тшув (последние оценки называют цифру ок. полумиллиона баалей тшув в Израиле) лучше всего доказывает правоту рава Кука, утверждавшего, что основой морали является вера. Поиск справедливости приводит человека назад, в иудаизм. Баалей тшува имеют силы привнести в современный иудаизм современные понятия порядочности и справедливости, как в индивидуальном, так и в общественном плане, не отгораживаясь от мира стенами гетто.

Нам нужны свои «Навальные», способные честно и беспристрастно разобраться в разнообразных «распилах», происходящих в нашем стане. Если кто-то ищет пути и способа, как ускорить приход Мошиаха – так это,  наверное, здесь: «творить справедливость и правосудие».

[Любопытная арифметика: корень "цедек" (справедливость) появляется в Танахе 369 раз, корень ш-ф-т (суд) - 665 раз, корень к-д-ш (святость) 628 раз, слово Тора - 88 раз, слово мицва - 44 раза. Можно сказать, для "расстановки приоритетов" вполне достаточно]


[1] Дварим 32, 4

[2] Дварим 16, 20

[3] Там же, 21

[4] Берейшис 18, 19

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Актуалия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Почему у нас нет своего Навального?

  1. Моше Шерцер говорит:

    сколько народу прочло, возмутилось и бросилось комментировать, нифига в сущности не поняв. Ведь дело-то вовсе не в каких-то разборках или обидах. Господа комментаторы, положите-ка руку на сердце, и честно скажите хотя-бы самим себе — неужели вам по душе то, во что медленно, но увы, неотвратимо превращается на наших шлазах ортодоксальный иудаизм и значительная часть харедимного общества? Иудаизм и Тора — это в первую и главнейшую очередь — мицвот бейн адам лехаверо, и только потом — все остальное! Именно поэтому мы, к нашей великой трагедии, все еще в галуте! Впору заняться кирувом не хилоним (они-то никуда не денутся — им гораздо легче будет сделать тшуву, они понимают, что не праведники), а харедим, которые все дальше и дальше уходят, отгораживаясь от остального народа скорлупой, которая давно уже трещит по швам (в харедимном обществе все больше людей заявляют, что надоело лицемерие, и деланье вида, что все в порядке), и при этом свято уверены в собственной непогрешимости. Впрочем, грезить, уткнувши голову в песок, аки африканская птица страус, конечно удобней и спокойней. Вот только то ли это, чего хочет от нас Творец? Одежда восемнадцатого века и кучкование вокруг тиша общинного лидера, при полном безразличии к евреям не относящимся к их кругу — разве это то, чему учил Бааль Шем Тов? Ради этого он произвел революцию в иудаизме?
    Всем Гмар Хатима Това и полного и скорейшего пробуждения от кошмарного сна под названием галут!

  2. Уриэль говорит:

    «Почему же в последних поколениях произошел «сдвиг» в сторону заповедей «между человеком и Вс-вышним», во многом за счет заповедей между человеком и человеком? »

    это не такое новое явление. У РАМБАМа тоже есть нечто подобное:
    נאמן עם הארץ לומר, פירות פלוני מעושרין הן; ונאמן הנחשד למכור בשר בכור לומר, בשר זה שמוכר פלוני חולין הוא; וכן כל כיוצא בזה, משאר האיסורין. לפי שאימת האיסורין על הרשעים, ואין אימת הממון עליהן

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>