Послесловие к убийству

На прошлой неделе в Израиле произошло жуткое и странное событие – был убит известный раввин и каббалист, внук «Баба Сали», рав Элазар Абухацира.

Убийца – по сообщениям СМИ, психический больной человек,  «разочарованный» советами раввина в области семейных отношений.

На «Кикар Шабат» было очень много об этом жутком и странном убийстве – совершенном религиозным человеком, жителем религиозного поселка Элад, неоднократно приходившего к раву за советом.

Собственно, за неделю до того произошло еще более жуткое убийство – также религиозный, также психически больной человек зарезал и разрезал на куски еврейского ребенка. А на следующий день как ни в чем ни бывало пошел на работу.

Баал Шем Тов говорит, что все, что человек видит или слышит – он видит и слышит по воле Высшего Провидения. Если бы это не нужно было бы мне увидеть или услышать – Вс-вышний не дал бы мне об этом узнать. Если я об этом увидел и услышал – значит, это должно меня чему-то  научить. Если об этом услышал и узнал весь еврейский религиозный мир – наверное, в этом есть урок для всего религиозного еврейства тоже.

Несколько лет назад я услышал от рава Гинзбурга о маамаре «Вейосфу ановим» Мителер Ребе. Рав настоятельно рекомендовал проучить этот маамар.

Мителер Ребе рассказывает там достаточно странную историю, и «разбор» этой истории – составляет содержание маамара, по словам рава Гинзбурга, являющегося одним из основных маамарим в учении хасидизма вообще.

История следующая: жил был талмид-хохом, мудрец и ученый Торы. Один раз этот талмид-хохом поленился сделать нетилат ядаим – омовение рук перед едой. И так ему стало от этого грустно и нехорошо на душе, что он не остановился, пока не нарушил всю Тору вообще. Так, что не было исправления для души этого человека, до времен Аризаля, или до времен Баал Шем Това (по другой версии).

Что-то здесь не клеится: мудрец и праведник, нарушил заповедь – ну так же ему положено каяться и поститься – даже если это «легкое постановление мудрецов»? Разве Алтер Ребе не приводит в Тании подобные истории – когда величайшие мудрецы постились десятки и сотни постов за самые малозначительные проступки?

Что же не так в этой истории, что было не так в этой тшуве – что вместо того, чтобы поднять человека и вернуть его к Вс-вышнему – она опустила его на самое дно?

Мителер Ребе подробно разбирает психологический подтекст этой истории и делает парадоксальный вывод: именно «ацвут», грусть, отчаяние и депрессия, нападающие на человека, совершившего проступок – являются катализаторами его дальнейшего падения.

Причем такого падения, что «не было исправления его душе до времен Баал Шем Това».

Мителер Ребе объясняет также, каков механизм этого падения. Добро и зло существуют в мире одновременно, и также внутри человека существуют и добро и зло. Что побеждает в душе – зависит от состояния человека. Депрессивные состояния пробуждают самые низменные инстинкты в душе, являются своего рода «шлюзом», «раскрытой дверью» для клипот. Также как радость и веселье – это «дверь» в мир святости – так депрессия и отчаяния – дверь и порог в мир нечистоты. Выбор человека – лишь в том, какую дверь он открывает. Вся работа дурного начала – ввергнуть человека в отчаяние и депрессию – а дальше он уже сам откроет «нужную» дверь, не дай Б-г.

Вышеупомянутые жуткие убийства заставляют еще раз задуматься об этом. «В каждом человеке сидит убийца» – как гениально высказался Достоевский. Реализуется ли этот убийца или нет – зависит от психологического состояния человека. Позволяя себе находиться в депрессии и отчаянии – мы снимаем тормоза с этого внутреннего стремления убивать.

Собственно, депрессия так или иначе убивает. Убивает, прежде всего самого человека. Убивает его семью и близких.

Главный враг нашей тшувы – это депрессия и отчаяние. Совершая тшуву, человек иногда начинает считать себя жутким грешником, не подозревая даже, что тем самым он становится на путь саморазрушения и самоуничтожения. Любавичский Ребе пишет где-то, что тшуву надо делать с радостью. Это может показаться странным – как можно каяться за грехи и при этом радоваться? Наверное, это странно, но таково самое первое и самое важное правило тшувы – тшува должна делаться с радостью[1] . Иначе это не тшува – а падение в мир нечистоты, из которого нет выхода.

Произошедшие недавно жуткие убийства – лишний повод задуматься о разрушительности наших собственных депрессивных состояний.

В прошедшую субботу мне попался на глаза урок рава Гинзбурга «Тайна изгнания и его исправление». Вот что там говорится:

Объясняется в наших святых книгах, что тайна изгнания происходит из нечистого соития Самаэля и Лилит, «человека бесчестного» и «женщины развратной». И поэтому «галут» означает также «гилуй арайот», разврат.

… Объясняется в учении хасидизма (здесь рав ссылается на вышеупомянутый маамар Миттелер Ребе), что Самаэль в душе – это гаава, высокомерие, а Лилит – это качество ацвут (депрессия и отчаяние).

… «И умер Терах в Харане…. Иди себе в страну, которую Я явлю тебе» – объясняет Раши, что «До Авраама – гнев Вс-вышнего в мире». Харан – это сущность всех изгнаний, и поэтому, напротив него, есть חרן (258) слов в «брит бейн а-бетарим» – союзе, заключенном с Авраамом, в обещании наследования нашей святой страны, и превращения изгнания в полное избавление.

Харан означает гнев, поднимающийся из горла, в словах обвинения и претензии, предъявляемых постоянно против другого человека. «Союз языка соответствует союзу во плоти», и когда малость мозгов властвует над «союзом языка», тогда также малость союза во плоти, тайна нахаш а-кадмони, властвует над союзом во плоти, и оскверняет его. Очищение приходит через исполнение приказания Вс-вышнего Аврааму, нашему первому отцу – «Уйти из своей страны…», посредством «подчинения, отделения, услащения».

Имя «בליעל» («блияяль», «нечестивый») имеет несколько значений. 1. «Бли оль», «без ига». 2. «Бли тоэлет» – без пользы. 3. Баль яалэ веяцлиах. Бездарный, бесталанный, шлимазл. И это соответствует трем отношениям: между человеком и его Творцом. Между человеком и его ближним. Между человеком и им самим, и достаточно постигающему. И все это – посредством преувеличенного «йешус», находящего свое выражение в гневе и претензии (малости мозгов) как говорилось выше.

Отчаяние, депрессия, постоянные претензии к окружающим – составляют суть изгнания и суть клипы, властвующей над человеком, объясняет рав Гинзбург.

Особенно интересен, на мой взгляд, последний абзац, вскрывающий психологический корень депрессивного состояния. בליעל=בל יעלה ויצליח, когда человек ощущает себя ни на что не пригодным, ничего не добившимся в жизни,  «шлимазлом» – вот корень изгнания и корень клипы в душе человека. Ибо все начинается от отношения человека к самому себе, далее это только проецируется на отношение к другому, или отношение к Вс-вышнему. Человек, считающий себя «шлимазлом» – не остановится ни перед чем. Исторические примеры известны, не буду их приводить.

Мы сейчас находимся в «шалош шавуот», три недели, связанных с разрушением Храма. Через неделю – 9 ава – день, когда был разрушен Иерусалимский Храм.

Что привело к разрушению Храма в Иерусалиме, что приводит к разрушению Храма в душе каждого из нас, и что нужно сделать, чтобы Храм (прежде всего, Храм, который внутри каждого из нас) был отстроен снова?

Основная причина разрушения Храма (в душе человека – это точно, Храма в Иерусалиме – тоже можно предположить, но это требует объяснения…) – это депрессия и отчаяние. Депрессия и отчаяние – самые разрушительные свойства души человека, особенно – баал тшувы.

«Когда начинается месяц ав – уменьшают в радости». Есть известное хасидское объяснение, что «уменьшают в радости» означает «уменьшают» – изгнание и разрушение – с помощью радости. Вот, наверное основной рецепт для вообще, и для «трех недель» особенно – «уменьшать» с помощью радости. Пока эта радость, и особенно – радость исполнения заповеди – не выведет нас из внутреннего изгнания и внешнего изгнания.


[1] Недавно попалась на глаза книга Йорама Абарджеля «Бецур Ярум» – комментарий на Игерет аТшува. Там он тоже говорит об этом – что тшува должна делаться с радостью. Кстати, очень толковая книга

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

3 комментария к “Послесловие к убийству”

  1. Интересная история про нетилат ядаим
    которая иллюстрирует также принцип описанный в Месилат Йешарим (Глава шестая — Объяснение качества расторопности)

    «Разрушающего ограду ужалит змея» — ибо зло лентяя приходит не сразу, но постепенно — так, что он сам не замечает и не чувствует его. Потому что идет он от зла ко злу и от беды к беде, пока не утонет во зле. Сначала недостаточное прилежание в труде, приличествующее ему, -׳он не изучает Тору, как полагается

    вот более полная цитата:
    Видя зло лени и ущерб, причиняемый ею, царь Шломо несколько раз повторял свое предостережение (Мишлей 6:10): «Немного поспи, немного подремли, немного полежи сложа руки — и бедность скоро придет». Лентяй не творит зла активно, но он приносит зло своей пассивностью. И сказал (Мишлей 18:9): «Нерадивый в своем деле — брат губителю». Не думай, что если он не является самим губителем, творящим зло, то он далек от зла. Нет, он его брат и ровесник! И еще сказал для разъяснения вредности лентяя, а такое случается и происходит на наших глазах каждодневно (Мишлей 24:30-34): «Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека безрассудного: и вот зарос он колючками, покрыт бурьяном, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, обратил сердце свое, поглядел — получил урок. Немного поспать, немного подремать, немного, сложа руки, полежать — и прибежит бегом бедность твоя и нужда твоя, как муж с оружием по тревоге»

    Кроме простого, самого по себе верного смысла, объясняющего, что происходит с полем лентяя, мудрецы передали нам красивый Мидраш: «… вот зарос он колючками» — он хочет найти объяснение главы и не находит. » … покрыто бурьяном» — поскольку он не трудился над этим, он говорит о чистом — «нечистое», а о нечистом — «чистое», и разрушает ограду, возведенную мудрецами. Какое ему полагается наказание? Шломо объяснил (Коэлет 10:8): «Разрушающего ограду ужалит змея» — ибо зло лентяя приходит не сразу, но постепенно — так, что он сам не замечает и не чувствует его. Потому что идет он от зла ко злу и от беды к беде, пока не утонет во зле. Сначала недостаточное прилежание в труде, приличествующее ему, -׳он не изучает Тору, как полагается. А от недостаточного изучения Торы проистекает в дальнейшем непонимание, когда он сядет заниматься очередной главой. Если бы этим ограничивался вред, то и этого было бы достаточно! Но вред увеличивается и увеличивается. Он хочет непременно объяснить себе очередную главу, но объясняет ее неправильно, тем самым разрушает и искажает правду, преступает установления, ломает ограждения — и приходит его конец, уничтожение и исчезновение, в соответствии с приговором преступникам, ломающим ограждения. Сказал Шломо (Мишлей 24:30): «И посмотрел я, обратил сердце свое» — наблюдая это, и увидел размеры заключающегося в нем зла, что оно подобно яду, который постепенно распространяется по телу, и действие его незаметно до смерти, и это — «Немного поспать … — и прибежит бегом бедность твоя».

    Ответить
  2. Если люди совершившие эти ужасные поступки лечились от депрессии то может это всего-навсего очередной пример побочного действия лекарств. Говорят что есть статистика увеличения числа самоубийств и случаев немотивированной агрессии у таких пациентов. Вроде вот здесь можно скачать доклад на эту тему, но лично у меня не получилось: http://www.cchr.ru/!/psychdrugsuicides.pdf

    Ответить
  3. Сообщение тому кто проверяет мой комментарий: если у вас файл pdf тоже не скачивается (у меня просто интернет медленный, я много чего скачать или открыть не могу), то вот здесь текст по-русски на ту же тему, и истории о которых там говорится случились давно:
    http://www.about-schizophrenia.ru/vred.htm

    Ответить

Оставьте комментарий