Ребе жив? Грустные размышления 11 нисана

Наверное, мои статьи так и останутся «гласом вопиющего», мешающим спать добропорядочным гражданам острова Любавич. Тем не менее – время от времени добавляются новые соображения на избитую тему – может быть, это убедит кого-нибудь, подобно мне, что уже «все куплено, все продано, здесь больше делать нечего»?

Вспоминается старый еврейский анекдот: встречаются двое друзей. «Как жизнь» – спрашивает один у другого? «Жизнь? Это вы называете жизнью»? – отвечает второй…

На самом деле, что такое «жизнь» – далеко не праздный и не тривиальный вопрос. Современная наука считает, что жизнь – это мера антиэнтропии. Способность поддерживать упорядоченность внутри организма, находящегося во враждебной, энтпропийной среде – называется жизнью. Я уже писал как-то, что с этой точки зрения очень хорошо понятно, почему Тора – это жизнь, и иудаизм – это жизнь. Тора, иудаизм – это то, что поддерживает антиэнтропийный процесс выживания маленького еврейского народа на протяжении трех тысяч лет во враждебном окружении. Без Торы, без иудаизма – энтропия быстро нарастает.

Однако, если посмотреть чуть глубже, данное научное определение немного хромает. Точнее, надо бы назвать антиэнтропию «выживанием», но не «жизнью». Да, конечно, «жизнь это борьба», в т.ч. – борьба за выживание, но подобное определение жизни подходит и для растений, и для животных. Хотелось бы использовать определение, более уникальное именно для человека – венца и цели творения.

Определение, собственно, известно. Жизнь – это вызов, то, что на английском называется challenge, а на иврите называется אתגר, а на русском почему-то не имеет подходящего эквивалента. Жизнь это vision, жизнь это חזון  - я снова затрудняюсь подобрать подходящее русское слово. То ли я начал забывать русский язык, то ли в России под словом «жизнь» имеют в виду чаще всего выживание, а не жизнь. День прошел – и ладно – вот типично российский подход к жизни.

Если хотите, жизнь это «аеко?» – знаменитое «где ты?» – вопрос, который Вс-вышний спрашивает у Адама после греха.

Вернемся к нашей теме.

Вопрос «Ребе жив» – отнюдь не так прост и не так однозначен, как некоторые это представляют. Жизнь души праведника после смерти – отнюдь не изобретение Любавич, об этом говорится в Зогар, и уже точно не я собираюсь это отвергать. Те, кто знакомы с текстом «маанэ лашон» – молитвы, читаемой на могилах праведников – там приводится цитата из Зогара, что «праведники после смерти еще более велики, чем при жизни», и «мир держится только в заслугу молитвы умерших праведников». У меня нет никакого сомнения, что душа Ребе продолжает присутствовать в этом мире и во всех мирах, еще более чем при его физической жизни в этом мире.

Однако мы говорим, что жизнь означает движение, жизнь означает изменение, жизнь означает принимать вызов и идти на войну. «Не назначают царя над Израилем изначально – но только для того, чтобы вести войну». Царь Израиля – это тот, кто ведет войну, тот, кто способен дать адекватный ответ вызовам поколения. «Ребе принадлежит хасидам», жизнь Ребе – это Любавич. Чтобы понять, жив ли Ребе – мы должны понять, жив ли Любавич, живо ли Любавичское движение, которое Ребе возглавлял более сорока лет, которому Ребе отдал всю свою жизнь.

Возвращаясь к данному выше определению – мы должны сказать – зависит, что Вы хотите назвать жизнью. Если понимать жизнь в смысле антиэнтропии – то Любавич, конечно, живет и процветает. Предрекавшийся недоброжелателями массовый отток хасидим из Любавич пока что не наблюдается, более того – из года в год появляются все новые шлухим, все новые образовательные учреждения, все новые, еще более масштабные и грандиозные, поражающие воображение проекты (крутится в голове – перед самым развалом Римской империи были возведены самые поражающие воображение сооружения – когда то слышал).

Однако, как мы уже сказали, жизнь в смысле антиэнтропии – это жизнь всего лишь в растительном или животном смысле, нас же интересует жизнь, достойная человека. Можно ли сказать, что Любавичское движение «живо» в этом смысле? Я не знаю. Любавич сегодня – это застой. Это отстутствие свежих мыслей. Это приверженность подходов, разработанных 50-60 лет назад. Это бессмысленная война «остроконечников» с «тупоконечниками». Это развал воспитательных учреждений.

В Любавич сегодня нет подлинных лидеров. Есть функционеры, более или менее успешно поддерживающие существование созданных структур. Но нет лидеров, обладающих видением, vision, нет мыслителей, способных переосмыслить наследие Ребе для нашего поколения. Без истинных лидеров бессмысленно говорить о жизни движения как движения в иудаизме или общественного движения.

Может, стоить еще более заострить вопрос. Вчера вечером в Иерусалиме был вечер памяти семьи Фогель, убитых террористами в Итамаре месяц назад. Хотя вечер был официальный, с приветствием от Нетаниягу и т.д. – там было что послушать и о чем подумать. Может быть главное – пока есть люди, готовые умирать за идею – значит, эта идея жива. Совершенно ясно, что Фогели были убиты только за то, что они поселенцы. За 10 лет в этом небольшом поселении произошло уже несколько кровавых терактов, более 20 погибших. Но никто не трогается с места. Поселенцы – это люди, готовые умирать за свою веру.

Любавич 50, 60, 70 лет назад – это было движение мсирут нефеш. Быть хасидом Любавич в сталинской России означало, почти наверняка, тюрьму, ссылку, или пулю. И хасиды шли в тюрьмы, в ссылки, под пули. Они умирали, но движение жило. Сегодня в Любавич никто не идет под пули. Сегодня Любавич – это просто «качество жизни», как говорят в Израиле. Сегодня в Любавич никто не готов рисковать своим креслом – даже такой «мсирут нефеш» неподсилен большинству уважаемых раввинов, возглавляющих движение. А от них учатся все остальные.

Все «перекосы», весь этот расцвет распилов и откатов, наплевательского отношения к баалей тшува, пренебрежения работой по возвращению евреев к своим корням, парад помпезных, никому не нужных проектов – это лишь симптомы разложения Любавич, как движения.

Безусловно, есть огромный запас инерции, но если движение в ближайшие годы не выдвинет лидера (и не признает его), или группу лидеров – то через 20-40 лет Любавич превратится в один из многих хасидских дворов, отличающихся, возможно, от других формой одежды, текстом молитв и обычаями, но не несущего никакого внутреннего духа.

(Добавлено в моц»ш):

Читал в субботу последний (8 нисана) урок рава Гинзбурга. Речь идет там о «язвах домов». В общем, выходит, что дом — это макиф рахок, йехида в душе, и тем не менее — там тоже может быть «язва» — нечистота.

В продолжение урока рав привел сиху Ребе 30 лет назад: Ребе говорил о «доме в Иерусалиме, в котором сидят коммунисты, арабы и х-не, и также те, кто хочет отдать всю Эрец Исраэль», и дальше Ребе говорит, что нужно выполнить в отношении этого дома то, что говорится в недельной главе (Мецора): «и разрушит этот дом».

Я долго обдумывал, что это значит практически, пока вдруг не понял:

«макиф рахок», «йехида» — это, как известно из хасидут — Мошиах. Мошиах — это аспект йехида. Что означает «нечистый дом» — означает, что даже на уровне «макиф рахок», «йехида» — тоже может быть клипа (для этого нужно «учить много хсидус», как выразился рав — чтобы это понять).

Но если йехида означает мошиах, и может быть нечистота на уровне йехида — это означает, соответственно, что мессианская идея может быть нечистой.

Тогда все становится на места: Кнесет, созданный в осуществление «нечистой мессианской идеи» — это «дом, который следует разрушить».

Однако, мы можем указать еще на одну «нечистую мессианскую идею» — это то, что происходит сегодня в Любавич. «нечистый дом», «нечистая йехида». Наверное, это лучше всего объясняет то, что происходит сегодня в Любавич.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Актуалия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

9 комментариев: Ребе жив? Грустные размышления 11 нисана

  1. Кальман говорит:

    Совершенно с вами согласен .
    Брошенный камень будет лететь до тех пор , пока сила бросающего будет находиться в потенциале этого камня . Но , если нового броска не последует , и
    сила не обновится — камень упадёт и движение остановится .
    А жаль .

  2. Kanoim говорит:

    Гит йом тов
    Несколько размышлений, после прочтения
    1.Хасидут Любавич, это и сегодня один из многих «хасидских дворов», не более и не менее.И это не значит, что в других «дворах» нет духа жизни…
    2.То, что Вы высказали и поняли для себя как хидуш, о том, что «если йехида означает мошиах, и может быть нечистота на уровне йехида – это означает, соответственно, что мессианская идея может быть нечистой.», было высказано равинами, которых в Хбаде считаю, чуть ли не врагами движения, уже более 50 лет назад. Это и рав Аарон Котлер и рав Йоэль Тайтельбойм и рав Шах и другие, так что Вы в хорошей компании, правда они уже нифтар, но как Вы верно пишете «Жизнь души праведника после смерти – отнюдь не изобретение Любавич, » и их святые дущи то же поддерживают этот мир.
    3.К сожалению, как уже писал ранее, каждый должен дойти до понимания, того, что Вы пишете внутри Хабда сам. Пока же Вы для большинства отступник и ренегат, так что держитесь , Вам не позавидуешь…
    Ацлохо продвижении в Торе- исполнении и понимании :0)

  3. Шломо говорит:

    Ицик, ты в одной компании с Сатмаром и Шахом. Пора призадуматься…

    • Ицхак Ройтман говорит:

      Шломо, ты меня напугал — аж клавиатура дрожит…
      Если серьезно — есть ворт, приписываемый Цемах Цедеку: «если бы не было миснагдим — не было бы и хасидим».
      Смысл ворта — что если бы не миснагдим — хасидизм легко бы вышел за рамки галахи. Именно противодействие миснагдим сделало хасидизм тем, что он есть.
      Как только хасидизм оказался в искусственной изоляции от внешней критики — сразу пошли процессы разложения.
      Понятно, что то же относится и к «миснагдим»: пока был диалог — в той или иной форме — это было полезно обоим сторонам.
      Прекращение диалога и замыкание на собственных учителей — верный путь к измельчанию движения и загниванию.

  4. Шломо говорит:

    Машиах это пнимиют атик, эмуна. Нечисть в йехиде м.б. только в хицониют атик, онег. Учи матчасть, не запутывай людей. А то есть которые твоей путанице рады.

  5. Галина говорит:

    challenge — бросать вызов, сомневаться, отрицать, оспаривать, подвергать сомнению, давать отвод присяжным, требовать, окликать, спрашивать пропуск, спрашивать пароль, вызов, вызов на дуэль, сомнение, сложная задача, проблема, отвод, опознавательные сигналы, оклик… слишком много значений перевода (или русский язык так богат, или английский беден, что одним словом обозначает столько понятий?), какое из них вы имеете ввиду под словом жизнь?

  6. Галина говорит:

    Вы живете своими иллюзиями и страшитесь их, и всё это – от вашего решения сомневаться в Боге. Даже если ты будешь жить так, как жил каждый святой, которого когда-либо почитали. Но, как бывало почти со всеми святыми, люди не поймут тебя. И когда ты пытаешься объяснить им свое чувство умиротворения, свою радость жизни, свой внутренний экстаз – они будут слушать твои слова, но не услышат их. Повторяя твои слова, они будут добавлять к ним свои собственные. Они будут удивляться тому, как ты можешь обладать тем, что они не могут найти. И потом они начнут завидовать. Скоро зависть перейдет в ярость, и в злости своей они постараются убедить тебя, что это ты не понимаешь Бога. И если им не удастся разлучить тебя с твоей радостью, они постараются причинить тебе вред – так велика будет их ярость. И когда ты ответишь им, что это не имеет значения, что даже смерть не сможет прервать твою радость или изменить твою истину, – они наверняка убьют тебя. И затем, когда они увидят, с каким миром ты принял смерть, они назовут тебя святым и снова полюбят.
    Ибо такова человеческая природа: любить, затем разрушать то, что они ценят больше всего, а затем снова любить это. Нил Дональд Уолш

  7. Даниэль говорит:

    Ицик, ты очень умный и пишешь ты красиво. но в тебе нету жизни и поэтому ты видишь все в таких черных тонах, во многом можно с тобой согласиться, но для чего ты ищешь только отрицательное — плохое искать не надо — оно у всех на виду.
    человек, хасид, для которого Ребе жив и в самом деле жив, не теряет веру и энтузиазм и сам Ребе лично заботится о новых идеях и начинаниях. Попробуй быть больше с простыми евреями, особенно с теми, кто пока еще ничего не соблюдает и ты увидишь, как даже маленькое духовное действие, к которому ты подвигнешь такого еврея, дает тебе ощущение личного присутствия Короля Мошиаха.
    В чем мне легко с тобой согласится — это то что хабад присмерти. Особенно те кому нужен МУТАГ. Мы все знаем чем занимаются шлюхим в СНГ, нужно много денег для того, чтобы общины существовали, а общины в основном состоят из гоев по маме и тез кого уже огоюрили. С другой стороны посмотри на деятельность Мошихистких посланцев и где они находятся — весь Дальный Восток и Южная Америка и вся их работа проходит с сумашедшим месирут нефеш и без какой либо финансовой поддержки. Недавно в одной из религиозных газет был опубликован очерк о деятельности одной молодой хабадской пары в Индии. Первое, что они подчеркнули — мы НЕ посланцы хабада, мы посланцы РЕБЕ! тот у которого Ребе уже нет, его работа именна такая, какую ты описываешь в своей статье, но тот для которого Ребе хай вэкаям- все осталось попрежнему и безусловно работает такой человек с месирут нефеш и большим воодушевлением!
    с увуажением Даниэль
    ЕХИ АДОНЕЙНУ МОРЕЙНУ ВЭ РАБЕЙНУ МЕЛЕХ АМОШИАХ ЛЕОЛАМ ВАЭД!!!!

  8. Хаим говорит:

    Ицхак, побольше позитивчика, если идти в фарватере Ребе, а то в последние годы, все больше слышится в твоих словах и взглядах моро шхейро, и ощущение, что проблема внутри, а потом просто переносится, как принято, наружу. Может заняться чем?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>