Песах: свобода поиска.

Песах называется в нашей традиции «временем нашей свободы» – самое время задуматься о том, что называется «свободой».

Я не буду приводить здесь известные определения о том, что «свобода – есть свобода от глупости», или «свобода от дурного начала» – это достаточно широко известно.

У меня в голове уже несколько дней крутится простая мысль: слово «хофеш» – «свобода» и «хипус» – поиск – очень близки в святом языке по своему написанию и звучанию. חופש  — с шин, חיפוש – син, вот и все отличие. Что общего между свободой и поиском? Наверное, можно сказать, что свобода – это поиск. Человек чувствует себя свободным – когда он чувствует, что его поиск ничто  не ограничивает, что он свободен в поиске истины. Если же он ограничивает себя – что он готов искать только в ограниченном пространстве – это это не свобода и не истинный поиск.

נר הוי’ נשמת אדם החופש כל חדרי בטן = «Свеча Вс-вышнего душа человека, исследующая все тайники чрева». Этот стих, часто упоминающийся в связи с бдикат хамец – означает, что кроме физического поиска физического хамеца – есть также духовный поиск – духовного хамеца внутри человека. Также как физический хамец следует искать при свете свечи – так и духовный хамец следует искать при свете свечи. Свеча – это душа человека. Это – пшат стиха. Но чтобы свеча могла искать – она должна быть свободна. Если она не свободна – она ничего не ищет, и ничего не найдет.

Что это означает по-простому? Есть такое слово в хасидском словаре, «мускамот». На русском языке, это наверное, называется «аксиомы». В каждом обществе есть свои «коды», свои «аксиомы», которые никто не подвергает сомнению. Если ты сомневаешься в аксиомах – ты уже не принадлежишь данному обществу. Я хочу сказать, что свободный поиск – это способность подвергать сомнению аксиомы. Понятно, я не говорю о «тринадцати основах веры» – там где есть установленная галаха – наши эмоции нерелевантны. Если хотите, это – границы «свободного поиска». Однако, есть множество аксиом, о которых можно и должно спросить: а кто сказал что это так? Кто установил эту аксиому? Это галаха? Так говорится в ШО? Или это обычай, установленный поколениями, «минhаг хашув»? Или же это просто, что называется, образ жизни данного общества, все привыкли, и никто не подвергает сомнению?

В этих «аксиомах» много, ох как много хамеца! Я не буду искать здесь чужой хамец, у нас в Хабаде хватает своего. Про мешихизм уже говорено-переговорено, к тому же — это, в конечном счете, следствие, а не причина. Причина — на мой взгляд — общая безграмотность и искривление мозгов. Да, да! Человек может быть большим талмид хахамом, и при этом иметь кривые мозги. Йегошуа Мондшайн как то об этом очень хорошо писал.

От чего происходит искривление мозгов? От излишней замкнутости и зацикленности только на хабадские источники.  Это — типичная «аксиома». Нигде так не написано, но — все так себя ведут. Если ты ведешь себя иначе — ты «оф музар»… Где написано, что хабадник может учить только сихот, маамарим, письма Ребе и других рабеим и все? Что хабаднику заказан доступ к учению рава Кука, к сочинениям Виленского гаона,  к книгам других гдолей Исраэль? – Мне сейчас ответят – нет, конечно, никакого запрета нет, но ведь рав Кук был неправ…. И Виленский гаон был тоже не совсем прав… Мы уже говорили как-то о монополии на истину — см. там.

Неизбежное следствие такого ограничения поиска – искривление мозгов. Без необходимого разнообразия мнений, без столкновения мнений и позиций  — мозги просто ржавеют и отучаются думать. Соответственно – нечего сказать оппоненту, остается только уйти в глухую оборону, и кричать – вы все миснагиды, сионисты и проч., а мы – правильные, правоверные хабадники, и мы, и только мы правы, а все остальные глобально неправы ни в чем! Я конечно, утрирую, но это – примерно – образ мыслей среднестатистического хабадника, начисто отвыкшего думать, сопоставлять, анализировать, критически подходить к своей вере. Это только у миснагидов есть «кушьет», вопросы, как известно, они со стороны дурного начала. А хасидут – это тайны Торы, там нет «кушьет»… Однако, если нет кушьет – то нет и понимания, если нет понимания – нет и развития. Нет развития – все начинает гнить. К сожалению, среднестатистический хабадник не только не способен аргументировано спорить – он также не способен сколько нибудь внятно ответить, в чем, собственно, состоит его вера. В лучшем случае мы получим какие то нестрогие рассуждения о том, что Ребе с одной стороны конечно жив и руководит поколением, а с другой, понятно, что здесь есть галахическая проблема – в общем, дело ясное что дело темное. И с такой «верой» мы хотим куда то прийти?

Меня всегда спрашивают: что ты предлагаешь? Как раз здесь совершенно ясно, что предложить. Вы хотите понять, что такое хсидус? Что такое Ребе? Что такое Хабад? Есть два совета: 1) (приводится в игрот Ребе – могу поискать) – бкиют – т.е., широкое знание – собственно хасидизма. Не ограничиваться тем, что изучили пару маамарим «беиюн». Очень важно – учить «легирса» – быть знакомым, даже поверхностно, с большим количеством маамарим, сихот, писем и т.д. Еще раз – есть несколько писем Ребе к руководству хабадских ешив, где Ребе об этом говорит. 2) Знать историю хасидизма. Снова – Ребе пишет об этом в своих письмах. Без знания истории – наше представление о хасидизме рискует быть очень и очень далеким от истины. Наконец, 3) Кроме хасидизма еще в иудаизме множество интересных вещей – я не говорю, понятно, про ШО и Гемару – речь идет о мировоззренческих материалах. Буквально в последние две недели я «открыл» для себя замечательную книгу «Ишим ве-шитот» рава Зевина – я прочитал сотню страниц, и мне просто стало стыдно за собственную безграмотность, за то, что мы совершенно почти не знаем биографий «миснагидских» гдойлей Исроэль.

Потом я откопал «Орот» рава Кука. Тоже – гениальная, блестящая книга (постараюсь, возможно, перевести несколько отрывков. На сайте мидраша.нет есть уже кое-что по-русски). Еще – замечательная статья рава Кука «маамар а-дор«. Эта статья определила пути развития всего йишува на многие десятки лет, и еще сегодня изучается и рассматривается как одна из основных статей рава Кука, одной из основ его мировоззрения. Стыдно, что только тридцать лет спустя я только узнаю о самом существовании этой статьи.

Наконец – последнее мое «открытие» – книга ученика Гаона из Вильны – «Голос горлицы» (есть на русском несколько глав). Оказывается – Гаон был настоящий мешихист! Его ученики называют его не иначе как «Мошиах бен Йосеф»! Гаон был инициатором алии (также как и Алтер Ребе) – множество его учеников переехали в Эрец около 5600 года (собственно, отсюда название книги תר —  =600). Оказывается, эта алия (как и алия учеников Магида) имела мистический, каббалистический, мессианский смысл.

Короче – чтобы найти – надо уметь свободно искать. Также как наша тшува – это результат нашего свободного и честного поиска истины – так и «сделав тшуву» мы должны оставаться интеллектуально честными и открытыми. Только тогда мы найдем хамец в своих душах, и не только сожжем его, но и сделаем из него «цемах» (חמץ – אותיות צמח – מאת הרב יצחק גינזבורג שליט»א) – את צמח דוד עבדך מהרה תצמיח.

(Поскольку уже есть «хазака» что мои слова понимают с точностью до наоборот — я хочу сделать очевидную оговорку, что не имеется в виду искать в местах, куда еврею запрещено заходить. Учить сочинения мудрецов Торы всех направлений и течений иудаизма — великая заповедь, и «одна Тора у всех нас». Но я не имею в виду изучения чего-либо вне рамок ортодоксального иудаизма. Не каждый способен «плод съесть а скорлупу выбросить», и в случае, когда вред очевиден, а польза сомнительна — лучше не рисковать. Еще раз — для тех, кто сомневается: автор этого блога — баал тшува, ортодоксальный еврей, хабадник. При этом убежденный, что также в Хабаде есть место для духовного поиска, и более того — считающий такой поиск нравственной необходимостью, нравственным императивом. При этом также убежденный, что Хабад куда глубже и интереснее, чем принято об этом думать. Но — также как «железо железо точит» — так и истина и глубина Хабада раскрывается лишь в тесном контакте с действительностью и с другими течениями иудаизма.)

Веселого и кашерного праздника Песах всем нашим друзьям, всему народу Израиля

Ицхак Ройтман

Рховот

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий