Религия толпы и религия индивидуальности

Сегодняшняя «хазара битшува» видит в отходе от Торы ошибку истории. И, соответственно, пытается повернуть колесо истории вспять. Конечно же, все, не соответствующее взглядам двухтысячелетней давности объявляется «эллинизмом», реформизмом и проч. в зависимости от лингвистических предпочтений автора.
***
Нет никакой возможности понять «сегодня» исключительно сквозь призму «вчера». Похоже? Да, похоже. Но нужно видеть и отличия. Сегодняшняя ситуация несводима в принципе к вчерашней. Да, «маасэ авот симан лебаним» — но говорится очень точно «симан» — знак. Есть некое подобие. Мы можем что-то выучить из прошлого на настоящее. Но подобие не означает тождественности.

Также как нет двух одинаковых людей – так нет двух одинаковых эпох – это очевидно. Тот, кто «одним штемпелем», по выражению Мидраша, «штампует» разных людей – Он же тем же «штемпелем» «штампует» разные эпохи.
Понятия «эллинизма», «реформизма» и т.д. из прошлых эпох – это скорее «язык» по выражению Шагара, которым мы можем пользоваться для описания современности.
На самом деле это основа нашей веры – что мир меняется. «амехадеш бетуво бехол йом тамид маасэ берейшис» — «обновляющий каждый день постоянно творение мира». Позиция, утверждающая, что мир неизменен – это, на самом деле, и есть настоящий «эллинизм».

Есть хасидский анекдот – когда Алтер Ребе уехал из Витебска, и стал очень известен – его тесть, немало портивший ему кровь, пока он жил в Витебске и не был столь известен – предложил ему вернуться назад. Алтер Ребе ответил: по двум причинам ребенок не может вернуться в материнское чрево: 1) ребенок стал больше. 2) Чрево стало меньше…

Можно и нужно делать тшуву – только не нужно возвращаться в 18 век.

***

По-видимому, основное отличие «сегодня» от «вчера» — это смещение акцента с психологии толпы, стада, на психологию индивидуальности.

Идеал «модернизма» — это народ, национальная независимость. Поэтому двадцатый век – это «парад сувернитетов».

Мы уже в 21 веке. Сегодня – парад индивидуальности.

Сегодняшняя мировая «религия» — это права индивидуума.

Очевидно, и то, и другое имеет корни в иудаизме. По-видимому, можно сказать, что иудаизм после Дарования Торы – это иудаизм «толпы», «общины». Самое страшное наказание в Торе – это נכרתה מעדת ישראל – «искоренится (душа грешника) из общины Израиля». Община – это все. Отторжение от общины равносильно смерти.
Всегда ли это было так? Единственный ли это идеал иудаизма? Хазал говорят: «Почему первый человек был создан в единственном экземпляре? Сказать тебе…»

Творение мира – это индивидуальный процесс. Авот – праотцы – яркие индивидуумы.

В этом смысле можно утверждать, по-видимому, что сегодняшний индивидуализм – это возвращение к эпохе Отцов и Адама.

В сегодняшнем фанатичном индивидуализме и защите прав личности (иногда на грани абсурда –  борьба за права «палестинцев», «мистаненим» и «однополые браки» — лучший пример, и лучшая иллюстрация того, что это настоящая религия, не имеющая никакого отношения к реальности. «Верую ибо абсурдно») – есть нечто мессианское. Есть «бецелем Элоким осо эс hоодом».

Борясь с «эллинизмом» важно не потерять этот мессианский дух отношения к личности, к отдельному человеку, как к Б-жественному творению, как к «целому миру».

Собственно, первый (возможно последний), кто об этом говорит – это рав Кук.

Остальные в основном говорят о «религии толпы»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий