Что-то вроде комментария на «Изгнание собственного я»

Что-то вроде комментария на «Изгнание собственного я»

В духовном мире как известно, нет принуждения. Все добровольно.

Если сыны Израиля оказались в рабстве – по-видимому, они этого хотели.

Грех авода зара, о котором пишет рав – человек ищет, чему себя поработить. И находит. Адам, который слушает змея – он еще не созрел, чтобы слышать свой внутренний голос  — и он становится «рабом», «учеником» змея.

**

Человек делает тшуву. Зачастую тшува оборачивается настоящим «египетским рабством». «Фараоном» может выступить Шулхан Арух, или это может быть «искашрус» с Ребе (воображаемый), или это может быть какой-то идеал (скажем, кирув, шлихус) которому человек порабощает себя.

Любое порабощение внешней идее связано с отсутствием внутренней само-ценности человека, как отмечает рав. Человек ищет себя вовне себя, и попадает в рабство.

В какой-то момент – когда уже больше нет сил, когда человек уже чувствует, что он теряет себя полностью, теряет личность, теряет индивидуальность, теряет совесть и чувствительность к ближнему – он начинает отдавать себе отчет, в какое рабство он поместил себя под вывеской «возвращения к иудаизму». Тогда он начинает кричать – «голос изнутри, который не слышен». Тогда он – если удостоится – может выйти на свободу. Вдруг оказывается, что вообще не это имелось в виду.

***

Я делал тшуву – в «дати-леумишной» кампании. Почему я ушел оттуда в «черную» кампанию? Наверное, «египетское рабство» дати-леуми показалось мне слишком легким…

В харейдимной кампании в Москве я тоже не нашел себя – мне казалось это слишком светским.

Я искал мистику, и я нашел ее! В Хабаде – вот прекрасное место «покончить с собой», покончить с собственным «я» — которое, как известно, источник всех зол… Искашрус! Нет сомнениям! Нет голосу собственной совести! Ребе лучше знает, чем ты! А «Шлухо шел одом кмото» — если шалиах Ребе говорит – это все равно что Ребе говорит….

Я, наверное, был хорошим хабадником… Только в определенный момент твоя душа, или, точнее, то, что осталось от нее, то что когда то было «я» — начинает кричать: «Я не могу больше!» Я не могу больше терпеть этого тотального порабощения, этого тотального контроля над мыслями и эмоциями, этого тотального отказа от собственного «Я».

Вот тогда я обнаружил для себя рава Кука. «Торато а-гоэлет» — Тора Избавления рава Кука.

***

Я не знаю, есть ли здесь «кицурей дерех». Для меня прийти к раву Куку заняло тридцать лет. Я не знаю, смогу ли я сам выйти из того рабства, в которое я себя сам загнал – поколение, вышедшее из Египта, как известно, не вошло в Эрец – рабство слишком глубоко сидело в нем. Они уже не могли оставаться рабами – но также не были готовы к свободе. Зато они получили Тору (рава Кука) на горе Синай…

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий