Слава Б-гу, что мы не в России…

Время от времени, наблюдая кое-какие явления здешней жизни, и сравнивая их с подобными же явлениями российско-еврейской действительности, я нередко ловлю себя на мысли: слава Б-гу, что мы уже здесь, что мы уже не там…

«Здесь» — реально идет борьба между теми, кто хочет видеть в иудаизме «вашу мудрость и ваше знание в глазах народов», кто хочет видеть в Торе — свет и жизнь, и теми, кто пытается возводить вокруг иудазима все более высокие стены. Там — даже нет намека на это. Там все однозначно, нет никакой «идеологической» борьбы, есть только политика и деньги.

Здесь — мы можем, на каком-то году пребывания в Стране, наконец ощутить всю прелесть многогранности нашей религии и действующих на ее поле мнений. Как замечательно, например, прочитать вот это (переводить нет смысла — статья — отповедь воинствующему атеизму, написанная «в прошлом религиозной» женщиной). Эта, сегодня уже несоблюдающая женщина — такой же убежденный противник воинственного атеизма, как и воинствущего кирува. Не знаю, как кому — мне такая позиция близка и понятна.

Или вот это (о новом виде «спорта» в харейдимных кругах — публичном сожжении на костре ведьм разбиении смартфонов). Автор статьи как бы говорит: граждане раввины, перестаньте, пожалуйста, агитировать меня за совесткую власть. Мы, слава Б-гу, уже научились читать и кое-что понимать, и не вы будете объяснять нам. что такое еврейская религия…Как меня порадовала эта статья — не могу передать словами. Ведь еще сто лет назад рав Кук писал о том, что основная причина отхода от религии — моральная (другими словами, аморальность служителей культа). И вот, выросло новое поколение, которое заявляет — со страниц одной из самых «левых» израильских газет: «мы сами решим, что нам делать с нашей религией». Иудаизм — это не ваша собственность. Б-г (и Ребе…) не находится в кармане ни у Берла Лазара, ни у рава Глуховского, ни у кого бы то ни было еще — претендующих на то, чтобы выступать Его «экслюзивным и полномочным» представителем на земле….

И это — радует больше всего. Я думаю даже, что это настоящие «дни мошиаха», «истина, произрастающая из земли», когда приходят люди, крепко стоящие ногами на этой земле, работающие на этой земле и защищающие ее, и говорят: это — наша земля, и это — наша Тора. И то, что на этой земле растут разные поганки и сорняки — ничего, в сущности не меняет. Земля остается землей, а Тора — Торой.

Наверное, самое важное во всей этой свистопляске хумрот и противостоянии лагерей — национально-религиозного, харейдимного, литовского, хилонимного, наконец — определить собственную позицию, и постараться, чтобы она не зависела от внешних факторов. Найти позицию, внутренне приемлемую, внутренне оправданную, а не просто навязанную окружением  (выражение рава Ашлага — «единственный выбор человека — это окружение»). «Когнитивный диссонанс» как здесь любят говорить, между «истиной» внешнего окружения и истиной, внутренне ощущаемой человеком — приводит, в лучшем случае, к травме и депрессии, в худшем — к полному стиранию личности. Собственно, это самое худшее, что может произойти с человеком, делающим тшуву.

Поэтому — определить свою позицию, независимо от внешних факторов, и не бояться высказывать ее вслух. Баал тшува способен соединить все эти лагеря вместе, при условии, что  он научится не бояться собственной тени.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий