Жертвы мешихизма

Нет, здесь не пойдет речи снова о Хабаде. Речь пойдет о другом.

Сегодняшнее утро принесло грустные новости – палестинские полицейские обстреляли машину браславских хасидов, возвращавшихся с молитвы на могиле Иосифа, один человек убит, один тяжело ранен, остальные – легко ранены.

От Армии обороны Израиля получено «исчерпывающее» объяснение – хасиды прибыли на могилу Йосефа без согласования с военной администрацией, и не подчинились требованиям палестинских полицейских остановиться.

Несмотря на то, что убитый – племянник известного израильского министра – тем не менее, официально действия палестинской полиции были названы «инцидентом», а не убийством.

К сожалению, в Израиле происходит слишком много терактов, чтобы сказать, что этот инцидент представляет собой нечто чрезвычайное. Раньше здесь говорили «еще одна жертва мирного процесса». В последнее время перестали так выражаться, больше слышны призывы к «сдержанности», что мы не можем уподобиться «нелюдям, убивающим женщин и детей» (выражение, популярное месяц назад – после убийства семьи Фогель), и осуждение действий поселенцев, поджигающих арабские машины и бросающих камни в арабов.

Мне вспоминается письмо (или сиха) Ребе, где Ребе пишет своему корреспонденту, что единственное объяснение, которое он (Ребе) нашел тому, что в Израиле люди продолжают гибнуть от рук террористов – это идея «исхалта дигеула» («начало избавления»). То, что есть такие люди, которые считают создание еврейского государства на еврейской земле началом избавления – Ребе считает причиной гибели евреев. Есть десятки писем Ребе, в которых Ребе касается этой болезненной темы, но особенно меня шокировало это – идея «начала избавления» – говорит Ребе – приводит к гибели людей.

Сегодня я вдруг вспомнил это письмо Ребе.

Я подумал – а что, если взглянуть на это письмо чуть иначе?  Мы не способны постичь дороги Вс-вышнего, и нам трудно увидеть непосредственную связь между убийством гражданского населения и «сионистским мессианством», выражаемым этой идее «начала избавления». Однако мы легко можем видеть другое: то, совершенно противоречащее логике, поведение властей, начиная от победы в войне 67 года – стремление во что бы то ни стало отдать «территории» палестинцам, не считаясь при этом ни с реальностью, ни с интересами Израиля, ни с позицией военных – это самая настоящая мессианская одержимость.

Принято считать, что мессианская одержимость – это свойство только религиозных групп. Но рав Кук достаточно подробно объясняет в своем учении, что сионизм (светский) – это мессианская идея. Мессианская не только в смысле создания еврейского государства на еврейской земле, но, я бы сказал, «глобально мессианская» идея – идея всеобщей справедливости, идея всеобщего благоденствия, идея равенства и братства между всеми народами – в общем, все то, что в Пророках ассоциируется с временами Мошиаха. Не хватает, правда, маленькой «детали» – веры в Б-га, ну да не в этом суть – речь идет о всеобщем благоденствии, с верой можно подождать…

Собственно, и религиозный сионизм так хорошо вписался в концепцию светсткого сионизма – ибо они базируются на одной и той же мессианской идее.

Так что же – сионизм – это зло? Еврейское государство на еврейской земле – это зло? Нет, автор этих строк пока еще далек от позиций Нетурей Карта.

Пару недель назад в Бат Аине проходил урок рава Ицхака Гинзбурга, посвященный памяти Шломо Натива, да отмстит Вс-вышний за его кровь, убитого два года назад в Бат Аине.

На том уроке рав упомянул беседу Ребе тридцатилетней давности, в которой Ребе называет кнесет «домом, пораженным язвой», и призывает исполнить в отношении этого «пораженного язвой дома» написанное в одной из последних недельных глав: «и разобьет этот дом».

В продолжение урока рав очень подробно прокомментировал эту фразу Ребе.

Во-первых, сказал рав Гинзбург, «баит» – «дом» в хасидизме указывает на «макиф рахок» – ступень йехида – высшую ступень в душе человека.

Во-вторых, «камни» этого дома – указывают, на первый взгляд, на «каменное сердце», потерю чувствительности к происходящему со стороны обитателей этого «пораженного язвой дома».(кнесета).

Далее рав сказал, что более глубоко, «камни» означают «аксиомы», базовые понятия логики. Именно эти нечистые аксиомы, приводят далее к «окаменению сердца», и делают весь дом нечистым, так что единственное, что можно сделать с этим домом – это разрушить его до основания (и даже прах становится нечистым, подобно законам идолопоклонства).

Как это связано с нашей темой?

Ступень йехида – это ступень Мошиаха. Мошиах называется в хасидизме «йехида клалит» (коллективная йехида) всего мироздания. Приход Мошиаха – это раскрытие йехида в мироздании.

«Хидуш» (новость), и, как выразился рав, «для этого надо учить много хасидут» – что даже на ступени йехида возможна нечистота. Более того – эта нечистота делает весь дом нечистым, и законы этой нечистоты подобны нечистоте идолопоклонства.

Почему для этого надо учить «много хасидут»? Ибо, на первый взгляд, на ступени йехида вообще нет «леумат зэ», ступень йехида – на первый взгляд – это такая ступень, где нечистота уже не имеет власти. Тем не менее, в нескольких местах объясняется, что в «хицониют йехида» (внешней части йехида) все же существует «леумат зэ» и нечистота может туда дотянуться.

В более понятной многим системе миров – ступень «хая» – соответствует миру Ацилус. Йехида – это «кончик йуда» имени Вс-вышнего, указывающий на Б-жественную сущность, выше всякого проявления, выше чем Ацилус. Выше чем Ацилус, в самой Сущности может быть «нечистота»? – Ответ – как говорилось выше – «для этого надо учить много хасидута». Также на ступени «кетер» (короны) есть «внешняя часть кетер» и «внутренняя часть кетер» и внешняя часть кетер может стать нечистой.

На мой взгляд, эта концепция – сионизма как мессианской идеи – объясняет как потрясающие успехи на пути в создании Израиля, так и потрясающие провалы. Как легко понять из вышесказанного, нет «мешихизма» однозначно чистого или однозначно нечистого. Любой мешихизм, любое мессианство – это тонкая, тончайшая грань между чистым и нечистым мессианством. Подобно тому, как жизнь человека – это постоянное балансирование между добром и злом, справедливостью и бесчестностью – и чем выше поднимается человек  — тем более тонка эта грань (известный йом йом про раввинов) – так и мессианство – это тончайшая грань между вершиной святости и  пропастью бездны нечистоты.

Собственно, это очень хорошо объясняет, почему многие уважаемые раввины выступали против различных мессианских идей – как сионистских, так и других. Опасность попасть не туда – чрезвычайно велика в любом мессианском движении.

Настоящая статья не ставит целью призвать воздержаться от мешихизма. Я только хочу подчеркнуть, что любой мешихизм (сионистский, хабадский – не важно) – это балансирование на тонком канате на большой высоте и без страховки. Требуется большая подготовка, чтобы балансировать и не упасть.

Я бы все же сказал, что человек, который решит не рисковать, и не бросаться в мешихизм – тоже рискует. Он рискует потерять себя, рискует не раскрыть самый глубокий, самый интимный источник своей души. То же относится к человечеству в целом. Поэтому игра стоит свеч, поэтому самые большие праведники поколений снова и снова бросаются в эту, почти всегда проигрышную, борьбу за раскрытие духа Мошиаха.

И все же – можем ли мы отличить мешихизм «чистый» и святой – от нечистого и несвятого? (Еще раз – я здесь говорю прежде всего о сионизме – но это относится также и к хабадской мессианской идее – это две мессианские идеи двадцатого века, и есть логика в том, чтобы рассматривать их вместе).

Я думаю, есть два момента, позволяющих, скажем, снизить степень риска.

1) Внимание к мелочам. В тот момент, когда «мелочи» перестают иметь значение – когда «лес рубят – щепки летят» – это уже точно нечистое мессианство. Революция в России – это тоже, кстати, была чисто мессианская идея – равенство, братство, счастье и т.д. – но в тот момент, когда во имя этой идеи было разрешено убить несколько врагов равенства, братства и счастья – а «несколько» быстро разрослось в десятки миллионов убитых – мы уже можем точно сказать, что это нечистое мессианство. Собственно, христианское мессианство – это типичное нечистое мессианство – как мы сказали, как только начинает действовать принцип «лес рубят…» – это уже нечисто.

2) Контакт с реальностью. Как только теряется контакт с реальностью, «заземление» – мессианская идея становится нечистой. Как только начинается игнорирование фактов и реалий в угоду красивой теории – это нечистое мессианство.

В наших реалиях – в отношении сионизма – мессианской идеей которого является восприятие Израиля как «светоча для народов», отсюда готовность отдать территории в обмен на мир, постоянные требования к супер-чистоте оружия, безумные проверки высших офицеров на соответствие критериям супер-честности – это все чистый мессианизм. Что можно иметь против «светоча для народов»? Так написано в Пророках, и так, несомненно, будет, и стремление сионизма к справедливости – в высшей степени благое и чистое дело.

Однако, когда эта «супер-справедливость» в глобальном масштабе оборачивается супер-несправедливостью к тысячам изгнанников Гуш Катифа (это только если говорить о последних событиях – внимательный историк накопает еще не один такой факт), когда теракты называют «жертвами мирного процесса» или просто замалчивают, когда вопреки всякой логике стремятся к заключению мира с нашими злейшими врагами – это нечистый мессианизм.

Если еще один погибший от рук палестинских полицейских! не заставляет нас сказать: «стоп, мы ошиблись, мы попали не туда!» – это нечистый мессианизм.

Если, несмотря на все теракты – продолжается экономическая, гуманитарная, военная помощь палестинцам – это тоже нечистый мессианизм.

Бороться с этим очень трудно – дух мессианства так высок (действительно высок), а цель кажется так близка! Однако, если это игнорирует реальность – мы обязаны сказать себе: стоп, этот дух – нечист, и цель – куда дальше, чем это кажется на первый взгляд.

Хотя тема данной статьи не связана напрямую с Хабадом – все же, я думаю, те же самые принципы применимы и к хабадскому мешихизму.

Как только происходит отрыв от реальности, как только к словам Ребе добавляют еще «чуть чуть» (приносят «чужой огонь» на жертвенник в святая святых) – самая высокая святость оборачивается самой низкой нечистотой. Как только начинается пренебрежение к «деталям» (зачем заниматься «кирувом», зачем заниматься хинухом – все равно мошиах уже вот вот прийдет…) – святость оборачивается нечистотой, оскверняющей все вокруг, подобно пораженному язвой дому.

Моей хабадской душе близка идея, что все, что происходит в мире – это лишь отражение того, что происходит в Хабаде. Возможно, если мы в Хабаде исправим и очистим свою мессианскую идею – это приведет к тому, что очистятся и остальные мессианские идеи и веяния нашего мира, и мы удостоимся видеть нашего праведного Мошиаха в скором времени в наши дни.

Желаю всем провести последний день Песах (или два дня – в диаспоре) как положено, и удостоится раскрытия Мошиаха – последний день Песаха как известно, связан с Мошиахом – в скором времени, в наши дни.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

3 комментария к “Жертвы мешихизма”

  1. «Однако мы легко можем видеть другое: то, совершенно противоречащее логике, поведение властей, начиная от победы в войне 67 года – стремление во что бы то ни стало отдать «территории» палестинцам, не считаясь при этом ни с реальностью, ни с интересами Израиля, ни с позицией военных – это самая настоящая мессианская одержимость.»

    — здесь Вы отождествляете иррациональное и мессианское. Но это не одно и то же. Иррациональное — гораздо шире и включает в себя в том числе много неприятных, безумных, абсурдных и ошибочных идей.

    Ответить
    • Я считаю иррациональное общим случаем рационального. Иррациональное — это рациональное, но из другого измерения. В другом (мессианском) измерении — оно рационально, но применение рацио другого мира к нашему нижнему миру разрушительно.

      Ответить
  2. Спасибо.Очень познавательно и,видимо,невероятно вовремя.Дай Б-г,чтобы многие поняли.

    Ответить

Оставьте комментарий