Каббала: лицом к лицу (2)

Хорошо, предположим, приемник включился, передатчик передает, приемник – принимает, можно ли уже сказать, что мы достигли идеала, «лицом к лицу»?

Еще нет.

Приведу пример, чтобы было яснее. Предположим, учитель и ученик. Учитель объясняет, ученик внимательно слушает. Это уже «лицом к лицу»? Еще нет. Пока ученик не задает вопросов, а учитель – не отвечает на вопросы ученика – они еще не учатся[1]!

Когда по-настоящему выстраивается система учитель-ученик? Когда наступает настоящее «лицом к лицу»? Когда ученик задает вопрос. В этот момент, когда ученик задает вопрос, система «переворачивается». Ученик становится «передатчиком», а учитель –»приемником». Пока ученик не задал вопроса[2] – это не настоящий контакт «лицом к лицу». «Лицом к лицу» – это тогда, когда я (в качестве ученика) не только слушаю, но и задаю вопросы. Когда я (в качестве учителя) не только объясняю, но и готов ответить на заданный вопрос.

Таким образом, мы приходим к выводу, что настоящая связь «лицом к лицу» – это двусторонняя, «активная» связь. Только когда «передатчик» также становится, в известной степени, «приемником», а «приемник»- «передатчиком[3]»  – лишь тогда можно говорить о настоящей, глубокой связи учителя и ученика. Это не означает, что учитель и ученик поменялись местами. Учитель остается учителем. Но немного – он должен уметь быть также учеником. Известно то, что говорится в Пиркей Авот – «от своих учеников (я научился) больше всего».

Другими словами, пока ученик только слушает – это пассивная связь. Вот когда ученик начинает спрашивать – это уже активная связь. Когда ученик начинает помогать учителю – это тоже активная связь, здесь ученик становится «передатчиком», а учитель – «приемником». Это может показаться малозначительным, но нет! – Наши мудрецы говорят, что прислуживать своему учителю важнее, в известном смысле, даже чем учиться у него[4]. Известно, что ученики Магида прислуживали своему учителю, и Алтер Ребе тоже был «служкой» у Магида, и видел в этом особое достоинство. Рамбам говорит, что «учитель, который не разрешает ученикам прислуживать себе – не дает им приобрести страх перед Небесами». По нашей системе – это как раз очень понятно, «шимуша» – это обратная связь, от ученика к учителю, именно она «замыкает контур», и способствует установлению настоящего контакта.

Попробуем применить этот, кажется, очевидный, принцип к некоторым характерным состояниям связи.

Религия, как известно, в общем, это связь человека со Вс-вышним. Собственно, это основная связь, и все остальные – лишь частные случаи и проявления этой общей связи.

Как нам узнать, правильно ли мы выстроили нашу связь со Вс-вышним? Разал приводят нам два примера (собственно, даже, три) связи, и комментируют каждый из них. Есть связь Ноаха, связь Авраама, и связь Моше.

До Ноаха мир был в состоянии «disconnected» – «затылок к затылку». В терминах нашей тшувы – это мы в своем атеистическом, дотшувном состоянии. Мы не то что бы были против — религия для нас была просто нерелевантна.

Связь Ноаха со Вс-вышним – это, в нашей терминологии, «лицом к затылку». Вс-вышний говорит, Ноах исполняет. Проявить инициативу? Нет даже речи! Потоп? Он послушно строит ковчег, но и не думает молиться о своем поколении. Про Ноаха говорится «с Б-гом (т.е. за Б-гом) ходил Ноах. Он делал, что ему говорили, но без инициативы снизу.

В терминах нашей тшувы – это первый этап, когда мы начинаем соблюдать заповеди. Вс-выший повернулся к нам лицом – мы признаем Его существования, принимаем на себя исполнение Его заповедей, но вот повернуты ли мы к нему лицом? Внешне – да. Внутренне – нет. Это этап «каббалат ол» – принятия ярма. Он должен обязательно смениться более глубоким, внутренним служением, иначе нас может настигнуть «воинство фараона[5]«.

Авраам, «один был Авраам» – был первым, установивший двустороннюю связь со Вс-вышним. Не только просить, не только молиться – Авраам был готов идти «перед» Вс-вышним, предлагать, проявлять инициативу, задавать вопрос, даже «кушью» – в ситуации с Содомом, когда Авраам даже спорит со Вс-вышним: «Судящий всю землю – разве не будет творить суд[6]?» Это уже – начало двусторонней связи. Об этом говорит Вс-вышний «Авраам, любящий меня». Как Вс-вышний знает, что Авраам любит Его? Авраам не только просит – он также делает по своей инициативе[7].

В нашей тшуве – это момент осознания, что Вс-вышний – добр. Что религия – это не только Его законы, что это также (и главное)  — Его доброта и любовь к нам. И поэтому – можно – и не страшно – обратиться к Нему, задать вопрос, попросить о чем то. Он – будет счастлив нам помочь.

Но – просьба Авраама так и не была удовлетворена и Содом был разрушен. Несколько поколений спустя Моше показывает новый уровень связи с Вс-вышним. Он не только просит – он добивается своего! «И если нет – сотри меня из своей книги, которую Ты написал». Вс-вышний соглашается с Моше и отменяет свой декрет.

В нашей тшуве – это «геула пратит» – когда мы начинаем ощущать ответственность за происходящее – «наравне» со Вс-вышним[8]. Можно сказать, что настоящий шлихут – это проявление именно такого состояния души.

Зогар приводит три эти истории (не помню точную ссылку) – и говорит, что «не так, как Ноах, и не так, как Авраам, а так, как Моше» – это называется настоящей связью.

[Возможно, то, что Ребе говорил, что нужно требовать прихода Мошиаха, и осталось только «встретить Мошиаха» – можно объяснить в том же стиле – если мы не способны потребовать – значит, мы еще не повернулись к Вс-шнему лицом].

Настоящая и правильная связь со Вс-вышним – это не тогда, когда мы послушно исполняем Его законы, ибо рассматриваем Его как инструмент для исполнения собственных желаний (это – как уже сказано, называется «лицом к затылку», «повернулись ко Мне затылком, а не лицом»). Лишь когда мы поворачиваемся к Вс-вышнему с инициативой и ответственностью, начиная ощущать себя равноправными партнерами в мироздании («с кем посоветовался – с душами праведников – «народ твой — все праведники», можно сказать, что не только «посоветовался» в прошлом – но также советуется в настоящем, ибо Тора выше времени, и души выше времени, «хацоцрот – хацаей цурот» – известный ворт Баал Шем Това) – тогда можно сказать, что это «лицом к лицу»).


[1] Наши мудрецы учат (в Пиркей Авот), что  тот, кто стесняется задать вопрос – ничему не научится, а тот, кто не способен выслушать своего ученика и ответить – не способен ничему научить.

[2] (а еще лучше — не просто вопрос – а настоящую «кушью», и еще лучше – не просто «кушью» на изучаемую тему – а «кушью» на своего учителя…)

[3] (о чем, кстати,  постоянно говорил Любавичский Ребе)

[4] גדולה שימושה יותר מלימודה

[5] Замечательная сиха Ребе, одна из тех, с оказавшегося у меня перевода которой (переводил, скорее всего, Ховкин) начинался Хасидус.ру

[6] Берейшит 18, 25

[7] Возможно, что известное утверждение, что начало «двух тысяч лет Торы» – это начало этапа двусторонней связи со Вс-вышним, и именно в этом смысле подготовка к Дарованию Торы начинается с Авраама.

[8] (см. у рава Гинзбурга «искашрус ахарей гимел тамуз»), ощущать себя «на равных» со Вс-вышним. [это аспект «хайа-йехида» в каббале и хасидизме, и на этом уровне души называются «друзьями и братьями Вс-вышнего»]

Series Navigation<< Каббала: лицом к лицу (1)Каббала: лицом к лицу (3) >>

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий