Каббала: лицом к лицу (1)

По своей «светской» специальности я недоучившийся связист – после школы пытался поступить в ФизТех, там даже не стали разговаривать – еврей – какие могут быть варианты… Пошел сдавать в МИФИ – тоже не взяли – запороли на экзамене… Пришлось остановиться на МЭИС, как он тогда назывался – Московский электротехнический институт связи. Проучился я там полтора года – потом выгнали за посещение синагоги. 1982 год был на дворе. Удивительно, но моя (будущая тогда) жена тоже училась тогда в этом же институте. Или – не особо удивительно – было всего пара-тройка институтов, в которые брали евреев – МЭИС, МИИТ, Станкин, Керосинка вот и все, наверное.
Почему-то (ашгаха пратит?) моя вся последующая жизнь оказалась так или иначе связанной со «связью» – после института пошел работать почтальоном – тоже, в общем-то, связь. Потом – много лет спустя – начал делать сайт Хасидус.ру – сегодня достаточно известный в узких кругах. Интернет — это точно уже глобальная связь.

Может быть, поэтому я вижу центральную идею и смысл иудаизма вообще, и каббалы – как его внутренней сути – в частности и в особенности – как идею восстановления связи.

Вс-вышний сотворил мир совершенным – но прогремел «большой взрыв» (в каббале объясняется, что это на самом деле означает «швират а-кейлим», «взрыв» мира хаоса) – и мир распался на осколки, обломки святых когда-то сосудов.

[Интересно, если эти обломки были когда-то святыми сосудами – а что, если попытаться «склеить» их обратно – может они снова станут святыми сосудами, как и прежде?]

Так или иначе – шесть тысяч лет, которые существует мир – мы восстанавливаем разрушенные когда-то связи[1].

В каббале объясняется, что существует, в общем, три состояния связи (можно сказать, четыре, если различать машпиа (дающего) и мекабель (принимающего))[2].

Эти три состояния именуются в каббале פנים בפנים «паним бепаним» (лицом к лицу[3]), אחור באחור «ахор беахор» (затылок к затылку), и наконец, פנים באחור «паним беахор» (лицом к затылку).

Изначальное состояние мира – и так были сотворены Адам и Ева (классические комментаторы объясняют, что они были сотворены «сиамскими близнецами», сросшимися спинами) – это «затылок к затылку». Потом Вс-вышний «разрезал» их, и повернул их друг к другу – лицом к лицу.

Что значит «затылок к затылку»? Это, выражаясь техническим языком, «disconnect», разрыв связи. «Передатчик» не видит «приемника», а «приемник» не видит «передатчика». Это, скажем, тривиальный, «вырожденный» случай.

Что означает «лицом к лицу»? Это – идеальное состояние, когда передатчик видит приемник, а приемник – передатчик, и передатчик передает, а приемник – принимает. Есть контакт! Это идеальное состояние мира, которое наступит с приходом Машиаха. Контакт человека со Вс-вышним, контакт Вс-вышнего с человеком, контакт человека с другим человеком и с самим собой.

Галут  – это «паним беахор». Вс-вышний всегда повернут к нам лицом, но мы – повернуты к Нему затылком[4]. «Обратились ко Мне затылком, а не лицом[5]«.  «Лицом к затылку» – это когда «машпиа», «передатчик» – горит желанием «отдать», «сообщить», «передать», А «приемник» – не видит, не знает, не желает принимать. «За грехи наши мы изгнаны из земли нашей» – нарушение нашей связи со Вс-вышним привело к изгнанию, разрушению связи между нами и нашей страной, а затем – между человеком и человеком[6]. «И будут спотыкаться друг о друга…» – когда я поворачиваюсь к другому лицом, а он повернут ко мне затылком — это всего лишь частный случай и следствие того, что я сам, и весь мир в целом – повернуты к Вс-вышнему затылком. Когда ко мне обращаются, а я поворачиваю к другому затылок – это причина того, что весь мир, и я сам – повернуты к Вс-вышнему затылком[7].

Почему  приемник не желает принимать? Он, попросту, не готов. Его нужно «включить», и тогда он будет принимать. На языке хасидизма, «макиф» машпиа «включает» приемник. Что означает здесь «макиф»? На языке модели жениха и невесты «макиф» означает объятия и поцелуй. Семь кругов, которые идет невеста вокруг жениха во время хупы – это тоже «макифим».  На языке модели учителя и ученика «макиф» означает «милта дибдихута», шутка, с которой учитель начинает урок (см. в Тании например).

Почему приемник не включается? Или у машпиа – недостаточно сил, чтобы его включить. Или – приемник попросту испорчен. Нужно вызвать мастера, чтобы его починить… На языке хасидизма «испорченный приемник» – это гаава, и мудаут ацмит – высокомерие, самомнение и эгоцентризм человека. Высокомерие, самомнение, эгоцентризм – подобны зеркалу, отражающему любой свет, но не пропускающему его внутрь. Мы можем изучать Тору и соблюдать заповеди, но пока мы не устраним зеркальную преграду эгоцентризма – свет Торы не способен по-настоящему проникнуть внутрь нас и изменить нас к лучшему. Мы отталкиваем свет, и этот свет превращается в «опиум», в опьяняющий наркотик (как об этом уже говорилось).


[1] Когда я учил иврит – мне было всегда очень интересно докопаться до внутреннего смысла каждого корня Святого языка. [Сегодня, кстати, я хорошо понимаю, что это вполне каббалистический подход, без всяких кавычек.] Если посмотреть на корень רע «ра» –   יצר הרע»йецер а-ра» («дурное начало») – одно из значений корня רע «ра» означает «разрушать». (ערו ערו עד היסוד בה, «разрушайте, разрушайте до основания»). По нашей теории мы скажем, что йецер а-ра – это разрушающий связи фактор. Опять же – Амалек – который считается в в хасидизме квинтэссенцией зла – что делает Амалек? Разрушает связь между головой и сердцем и органами действия. Своего рода «нервно-паралитический газ». Уничтожить Амалека означает восстановить связь между головой и сердцем.

[2] Если детализировать это рассмотрение – можно сказать, что есть ситуация, когда дающий повернут лицом к берущему, а берущий отворачивается от дающего, или наоборот, когда дающий повернут затылком к получающему – «бросает ему из-за плеча».

[3] На уроках рава Гинзбурга я неоднократно слышал, что контакт на уровне глаз – «я смотрю тебе в глаза, и ты смотришь мне в глаза» – в каббале также именуется «зивуг» – высший уровень духовной связи.

[4] В определенном смысле можно сказать, что выстраивая систему наших взаимоотношений со Вс-вышним, мы иногда «поворачиваем» Его спиной к нам, как далее будет объясняться. Известный в хасидизме принцип «Вс-вышний – тень твоя» – по объяснению Баал Шем Това, что Вс-вышний следует за человеком, подобно тени. То, как Вс-вышний ведет себя по отношению к человеку – в значительной степени является «отражением», «тенью» поведения самого человека. В этом смысле у нас есть большая свобода в том, как именно служить Ему.

[5] Ирмия 27, 2. Недавно видел маамар рабби Йосеф Ицхака Шнеерсона на этот посук (Маамарим, Вайигаш 5704) – объясняющий, что означает служить Вс-вышнему «затылком к лицу».

[6] У Пинхаса Полонского есть замечательная статья по поводу состояния еврейского народа в изгнании (со ссылкой на Виленского гаона). Общий смысл там – что в галуте еврейский народ из единого целого превратился в собрание индивидуумов. Каббала и хасидизм начали обратный процесс – «собирания изгнанников» – снова собрать народ воедино, отталкиваясь от парадигмы народа как единого организма, а отдельного человека – как части  этого организма, а не наоборот, когда народ «составлен» из составляющих его личностей.

[7] Состояние, когда мы к Вс-вышнему повернуты лицом, а он к нам – затылком, именуется в хасидизме «אחרי ה’ אלוקיכם תלכו» – «За Вс-вышним, Б-гом Вашим, идите», и является основой служения. Это служение на уровне «каббалат ол» – «принятия ярма» Небес, и является началом и основой всякого служения Вс-вышнему. Поскольку на уровне «принятия ярма» мы воспринимаем Б-жественность с «внешней стороны» – это логично уподобить состоянию лицом (мекабель) к затылку (машпиа).

Возможно основной хидуш рава Гинзбурга – в том, что нужно переходить от «каббалат ол» к шифлут – что это смена парадигмы от «лицом к затылку» к «лицом к лицу».

В состоянии «лицом к затылку» – каббалат ол —  трудно ожидать от мекабель (приемника) проявления какой-либо инициативы. Чтобы проявлять инициативу – нужно увидеть лицо того, к кому ты обращаешься, а не только его затылок.

Series NavigationКаббала: лицом к лицу (2) >>

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий