Каббала – учение о единстве мироздания

Я думаю, мы можем дать еще более общее определение основной идеи каббалы, объясняющее ее удивительное свойство восстанавливать разрушенные связи внутри человека и вовне ее.

Одно из самых известных учений Баал Шем Това звучит как «Б-г есть все, и все есть Б-г». Возможно, кто-то назовет это пантеизмом, мы называем это учением о единстве Творца.

Что здесь принципиально нового относительно предшествующих поколений?

Разве мы не произносим уже на протяжении трех тысяч лет молитву Шма Исраэль, утверждающую единство Творца – «Шма Исраэль, Гашем Элокейну, Гашем эхад»?

«Она говорит, что Б-г един, а я – знаю, что Б-г един»

Перед тем, как мы попытаемся ответить на данный вопрос, я хотел бы привести известную «майсу» про рабби Леви Ицхака из Бердичева.

Рабби Леви Ицхак отправился учиться к Магиду из Межерич, к большому неудовольствию своего тестя, с большим неодобрением относившимся к «секте», как тогда именовали хасидов. Год он пробыл у Магида.

Когда рабби Леви Ицхак вернулся домой, тесть спросил его с издевкой: «ну, и чему ты научился за этот год?»

Рабби Леви Ицхак ответил с большим воодушевлением: «Я научился тому, что Б-г – един!»

«Б-г един? – это даже кухарка знает! – воскликнул тесть. – Позовите сюда кухарку!

Позвали кухарку. «Ты знаешь, что Б-г един?» – «Конечно!»

- Она говорит, что знает, а я – знаю! – ответил Леви Ицхак.

Эта замечательная майса учит нас важному принципу: в «знании единства Вс-вышнего» есть множество ступеней – от «знания» кухарки и до знания Леви Ицхака и знания Магида.

Я вообще склонен утверждать (не знаю, написано ли это где-то или нет, наверное – да) – что весь путь развития мироздания – от самого момента сотворения и до прихода Мошиаха – это процесс раскрытия единства Творца в творении.

Понятно, что на этом продолжительном пути есть свои «километровые столбы». Первый такой столб – это то, что мы читали на прошлой неделе в главе Лех Леха – союз, который Вс-вышний заключил с Авраамом. «До Авраама мир находился во тьме, пришел Авраам – начало светать» – говорит Мидраш. «Брит» – означает союз. До Авраама не было никакой связи между Б-жественностью и этим миром (Любавичский Ребе объясняет это в нескольких сихот), Авраам был первым «связистом», начавшим устанавливать это связь. «И воззвал там имя Вс-вышнего, Б-га мира» – Авраам был первым, кто начал соединять Вс-вышнего с этим миром.

Следующий «путевой столб» – это Дарование Торы. Дарование Торы описывается (особенно в хасидизме) как «устранение преграды между высшими и нижними». До Дарования Торы существовала преграда – «нижние не могут подняться наверх, и высшие не могут опуститься вниз», материальность была сама по себе, и духовность сама по себе, и не было никакой возможности «сплавить» вместе материальность и духовность.

Дарование Торы ликвидировало границу, «высшие опустились вниз», как сказано «И опустился Вс-вышний на гору Синай», а нижние поднялись наверх, как сказано «И поднялся Моше». Основной эффект Дарования Торы, как объясняется в хасидизме – это то, что духовность способна проникнуть в материальность, материальный предмет, с помощью которого исполняется заповедь – становится святым. Святость соединяется с материальностью.

И что же – мы уже достигли конечной станции? Еще нет пока. Возможность соединения уже есть. Осталось ее только реализовать… Дурное начало тоже есть. Прошло 40 дней со дня Дарования Торы, и евреи сделали золотого тельца. Единство пришло в мир, но мир был не готов принять это единство. Грех золотого тельца вернул нечистоту греха Адама.

Мы сейчас пропустим для краткости несколько промежуточных ступеней, и сразу перейдем к интересующей нас стадии.

Что нового принесло в иудаизм учение Баал Шем Това, каббала Баал Шем Това, как это формулирует рав Ицхак Гинзбург?

Каббала Баал Шем Това — новый этап раскрытия единства Творца.

Поскольку мы рассматриваем всю историю человечества как историю раскрытия единства Творца в творении, логично предположить, что также учение Баал Шем Това, и его последователя – Межиричского Магида – есть, по сути, новый этап раскрытия единства.

Ученик ученика Баал Шем Това, Алтер Ребе, формулирует в Тании, что центральным моментом учения Баал Шем Това является учение о «перманентном творении»[1].

Перманентность творения означает, что творение происходит ежедневно, ежечасно и ежесекундно. Не просто Вс-вышний сотворил мир пять тысяч с чем то лет назад и оставил его, управляя им лишь «сверху», как это было принято считать до Баал Шем Това.

Соответственно, все существование – это всего лишь «коах а-поэль ба-нифьаль» – постоянно действующая Б-жественная сила, постоянно поступающая Б-жественная энергия, благодаря которой существует все сущее. Если этот энергетический поток прервется – мир перестанет существовать.

Из этого основополагающего принципе перманентности творения есть несколько очень важных следствий:

1) Б-г находится буквально везде. Как ни странно (для нас сегодня)  это был один из основных пунктов разногласий между хасидим и их противниками. При всей кажущейся очевидности этого принципа, и кажущейся неизбежности такого следствия из «Шма Исраэль… Б-г един» – именно этот вопрос пробудил самые острые разногласия.

Б-г един – значит Б-г находится также в «нечистом месте»? – спрашивали противники хасидов. Как же можно такое сказать?!

- Как же можно сказать, что есть какое-то место, в котором Б-г бы не находился? – отвечали им хасидим.

Значит, Б-г присутствует также и во зле? А что же тогда со свободной волей человека?

Вопрос о воле – хороший и интересный вопрос, но он не отменяет того факта, что Б-г действительно находится везде, и во зле – тоже. «Вегам раша лейом раа» – «И также грешника в день дурной» – в тот день, когда грешник совершает тшуву, он превращает свою тьму в свет – так объясняет хасидизм этот стих Танаха.

Значит, даже в грехе, который совершает человек, присутствует Б-г? Очевидно, да!

Значит, каждый грех, совершаемый человеком, «предусмотрен» Свыше? Значит, даже в грехах есть какой-то смысл? – Хасидизм утверждает: очевидно, да! Если Вс-вышний допускает, чтобы кто-то совершил грех – значит в этом есть смысл, есть «падение ради подъема», исправляя свой грех он сможет подняться еще выше, чем он был до совершения греха.

Значит, в этом мире нет места отчаянию? – Очевидно, да.

Значит, даже в законченном грешнике есть искра Б-жественного света? – Очевидно, да!

Каббала восстанавливает связь

Собственно, здесь мы подошли к тому, каким образом каббала способна восстанавливать разрушенные связи внутри человека и вне его.

Как мы уже сказали, каббала – это учение о единстве Творца и творения (и с каждым поколением это единство понимается все глубже, и из этого общего принципа выводятся все новые и новые следствия).

Разум человека имеет удивительную силу. Как сейчас принято говорить, «мысль материальна». Мысль о единстве Творца, углубленное размышление о единстве Творения, мысль о том, что душа человека едина с ее Творцом даже в момент совершения греха – эти мысли имеют удивительную силу и способность восстанавливать утраченное единство, восстанавливать разрушенные связи.


[1] Надо бы посмотреть, возможно, рав Штейнзальц каким то образом разъясняет это в своих комментариях к Шаар аИхуд http://www.chassidus.ru/philosophy/utterance/

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Каббала, Основные понятия с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Каббала – учение о единстве мироздания

  1. Уведомление: Каббала – наука о связи | Каббала Live

  2. Agan говорит:

    фразу из Шма ….сочетание ….Гашем Элокейну…. невозможно понять до тех пор, пока человек не отважится задать вопрос Б_гу. Если этот ответ будет, то этот человек заметит, что Голос Его одновременно как один и как множество. Этот Голос спутать невозможно. Это можно понять только молитвенным путём, путём задавания вопросов Б_гу. Но не каждый человек на это может отважиться.

  3. Оксана Бураго говорит:

    - Значит, каждый грех, совершаемый человеком, «предусмотрен» Свыше?
    Утверждение приходит в противоречие с понятием свободы воли. Есть детерминированность совершения греха характером, прошлыми поступками, и только в таком контексте можно говорить о том, что каждый грех предусмотрен свыше.
    Здесь нет жестких предопределений за редкими исключениями.
    «Грех предусмотрен свыше», с учетом того, что «Все делается по воле божьей» — так сказать, это все равно что сказать, что — «Бог желает совершения греха человеком». Но Бог благ и желать этого не может.
    Поэтому лишь сам человек, детерминированный опытом предков и своим опытом ПО НЕЗНАНИЮ (которое включает в себя малодушие, слабость, глупость и многое другое) допускает этот грех.
    - Значит, даже в грехах есть какой-то смысл? – Хасидизм утверждает: очевидно, да! Во всем есть какой-то смысл и с эти утверждением глупо спорить. Но какой? Подразумевается, что любое совершение греха несет в себе возможность улучшить свою жизнь, поэтому совершение греха также несет в себе благо.
    Это правильное, но слишком общее утверждение и уже хотя-бы поэтому неверное.
    Только рассматривая жизнь конкретного человека можно сказать будет ли этот грех для него благом или соломинкой, ломающей спину. Как можно заранее, без учета специфических особенностей конкретного человека говорить о том, что грех будет благом для него? Увы, человек слаб по природе своей, он всегда выбирает краткосрочное наслаждение и «быстро урвать» и отказывается от трудного, длительного, но более верного пути. И может статься, что накопленная чаша последствий поступков, главным мотивом котороых было «краткосрочно урвать» будет переполнена .
    Иногда совершение греха является последней каплей в жизни человека, каплей в море негатива после которой он не сможет подняться и жить заново. Говорить о том, что любой грех во благо правильно, так как культивирует любовь к человеку и неправильно, так как малореалистично.
    Оглянитесь вокруг и посчитайте скольких людей грех чему-то научил, а скольких придавил, загнобил или еще больше обозлил.

  4. Оксана Бураго говорит:

    Каждый раз совершая грех человек становится перед выбором, делать или не делать, думать или не думать, чувствовать или нет. Главное его оружие при выборе — осознанность того, что он делает этот выбор, ну и наличие силы претворять в жизнь то, что он считает правильным.
    Маловероятно, что Бог предопределяет выбор человека.
    Бог знает его выбор, потому что Бог вне времени и пространства, но Не Предопределяет, иначе вся жизнь человека потеряла бы смысл, все утверждения о богоподобности человека, о его возможности творить, оказались бы пустой декларацией.
    Все божественные предопределения Человека начинаются и заканчиваются в момент его рождения, все остальные предопределения творит Человек.
    По крайней, мере, я так думаю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>