Каббала – учение о единстве мироздания

Я думаю, мы можем дать еще более общее определение основной идеи каббалы, объясняющее ее удивительное свойство восстанавливать разрушенные связи внутри человека и вовне ее.

Одно из самых известных учений Баал Шем Това звучит как «Б-г есть все, и все есть Б-г». Возможно, кто-то назовет это пантеизмом, мы называем это учением о единстве Творца.

Что здесь принципиально нового относительно предшествующих поколений?

Разве мы не произносим уже на протяжении трех тысяч лет молитву Шма Исраэль, утверждающую единство Творца – «Шма Исраэль, Гашем Элокейну, Гашем эхад»?

«Она говорит, что Б-г един, а я – знаю, что Б-г един»

Перед тем, как мы попытаемся ответить на данный вопрос, я хотел бы привести известную «майсу» про рабби Леви Ицхака из Бердичева.

Рабби Леви Ицхак отправился учиться к Магиду из Межерич, к большому неудовольствию своего тестя, с большим неодобрением относившимся к «секте», как тогда именовали хасидов. Год он пробыл у Магида.

Когда рабби Леви Ицхак вернулся домой, тесть спросил его с издевкой: «ну, и чему ты научился за этот год?»

Рабби Леви Ицхак ответил с большим воодушевлением: «Я научился тому, что Б-г – един!»

«Б-г един? – это даже кухарка знает! – воскликнул тесть. – Позовите сюда кухарку!

Позвали кухарку. «Ты знаешь, что Б-г един?» – «Конечно!»

— Она говорит, что знает, а я – знаю! – ответил Леви Ицхак.

Эта замечательная майса учит нас важному принципу: в «знании единства Вс-вышнего» есть множество ступеней – от «знания» кухарки и до знания Леви Ицхака и знания Магида.

Я вообще склонен утверждать (не знаю, написано ли это где-то или нет, наверное – да) – что весь путь развития мироздания – от самого момента сотворения и до прихода Мошиаха – это процесс раскрытия единства Творца в творении.

Понятно, что на этом продолжительном пути есть свои «километровые столбы». Первый такой столб – это то, что мы читали на прошлой неделе в главе Лех Леха – союз, который Вс-вышний заключил с Авраамом. «До Авраама мир находился во тьме, пришел Авраам – начало светать» – говорит Мидраш. «Брит» – означает союз. До Авраама не было никакой связи между Б-жественностью и этим миром (Любавичский Ребе объясняет это в нескольких сихот), Авраам был первым «связистом», начавшим устанавливать это связь. «И воззвал там имя Вс-вышнего, Б-га мира» – Авраам был первым, кто начал соединять Вс-вышнего с этим миром.

Следующий «путевой столб» – это Дарование Торы. Дарование Торы описывается (особенно в хасидизме) как «устранение преграды между высшими и нижними». До Дарования Торы существовала преграда – «нижние не могут подняться наверх, и высшие не могут опуститься вниз», материальность была сама по себе, и духовность сама по себе, и не было никакой возможности «сплавить» вместе материальность и духовность.

Дарование Торы ликвидировало границу, «высшие опустились вниз», как сказано «И опустился Вс-вышний на гору Синай», а нижние поднялись наверх, как сказано «И поднялся Моше». Основной эффект Дарования Торы, как объясняется в хасидизме – это то, что духовность способна проникнуть в материальность, материальный предмет, с помощью которого исполняется заповедь – становится святым. Святость соединяется с материальностью.

И что же – мы уже достигли конечной станции? Еще нет пока. Возможность соединения уже есть. Осталось ее только реализовать… Дурное начало тоже есть. Прошло 40 дней со дня Дарования Торы, и евреи сделали золотого тельца. Единство пришло в мир, но мир был не готов принять это единство. Грех золотого тельца вернул нечистоту греха Адама.

Мы сейчас пропустим для краткости несколько промежуточных ступеней, и сразу перейдем к интересующей нас стадии.

Что нового принесло в иудаизм учение Баал Шем Това, каббала Баал Шем Това, как это формулирует рав Ицхак Гинзбург?

Каббала Баал Шем Това — новый этап раскрытия единства Творца.

Поскольку мы рассматриваем всю историю человечества как историю раскрытия единства Творца в творении, логично предположить, что также учение Баал Шем Това, и его последователя – Межиричского Магида – есть, по сути, новый этап раскрытия единства.

Ученик ученика Баал Шем Това, Алтер Ребе, формулирует в Тании, что центральным моментом учения Баал Шем Това является учение о «перманентном творении»[1].

Перманентность творения означает, что творение происходит ежедневно, ежечасно и ежесекундно. Не просто Вс-вышний сотворил мир пять тысяч с чем то лет назад и оставил его, управляя им лишь «сверху», как это было принято считать до Баал Шем Това.

Соответственно, все существование – это всего лишь «коах а-поэль ба-нифьаль» – постоянно действующая Б-жественная сила, постоянно поступающая Б-жественная энергия, благодаря которой существует все сущее. Если этот энергетический поток прервется – мир перестанет существовать.

Из этого основополагающего принципе перманентности творения есть несколько очень важных следствий:

1) Б-г находится буквально везде. Как ни странно (для нас сегодня)  это был один из основных пунктов разногласий между хасидим и их противниками. При всей кажущейся очевидности этого принципа, и кажущейся неизбежности такого следствия из «Шма Исраэль… Б-г един» – именно этот вопрос пробудил самые острые разногласия.

Б-г един – значит Б-г находится также в «нечистом месте»? – спрашивали противники хасидов. Как же можно такое сказать?!

— Как же можно сказать, что есть какое-то место, в котором Б-г бы не находился? – отвечали им хасидим.

Значит, Б-г присутствует также и во зле? А что же тогда со свободной волей человека?

Вопрос о воле – хороший и интересный вопрос, но он не отменяет того факта, что Б-г действительно находится везде, и во зле – тоже. «Вегам раша лейом раа» – «И также грешника в день дурной» – в тот день, когда грешник совершает тшуву, он превращает свою тьму в свет – так объясняет хасидизм этот стих Танаха.

Значит, даже в грехе, который совершает человек, присутствует Б-г? Очевидно, да!

Значит, каждый грех, совершаемый человеком, «предусмотрен» Свыше? Значит, даже в грехах есть какой-то смысл? – Хасидизм утверждает: очевидно, да! Если Вс-вышний допускает, чтобы кто-то совершил грех – значит в этом есть смысл, есть «падение ради подъема», исправляя свой грех он сможет подняться еще выше, чем он был до совершения греха.

Значит, в этом мире нет места отчаянию? – Очевидно, да.

Значит, даже в законченном грешнике есть искра Б-жественного света? – Очевидно, да!

Каббала восстанавливает связь

Собственно, здесь мы подошли к тому, каким образом каббала способна восстанавливать разрушенные связи внутри человека и вне его.

Как мы уже сказали, каббала – это учение о единстве Творца и творения (и с каждым поколением это единство понимается все глубже, и из этого общего принципа выводятся все новые и новые следствия).

Разум человека имеет удивительную силу. Как сейчас принято говорить, «мысль материальна». Мысль о единстве Творца, углубленное размышление о единстве Творения, мысль о том, что душа человека едина с ее Творцом даже в момент совершения греха – эти мысли имеют удивительную силу и способность восстанавливать утраченное единство, восстанавливать разрушенные связи.


[1] Надо бы посмотреть, возможно, рав Штейнзальц каким то образом разъясняет это в своих комментариях к Шаар аИхуд http://www.chassidus.ru/philosophy/utterance/

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

4 комментария к “Каббала – учение о единстве мироздания”

  1. фразу из Шма ….сочетание ….Гашем Элокейну…. невозможно понять до тех пор, пока человек не отважится задать вопрос Б_гу. Если этот ответ будет, то этот человек заметит, что Голос Его одновременно как один и как множество. Этот Голос спутать невозможно. Это можно понять только молитвенным путём, путём задавания вопросов Б_гу. Но не каждый человек на это может отважиться.

    Ответить
  2. — Значит, каждый грех, совершаемый человеком, «предусмотрен» Свыше?
    Утверждение приходит в противоречие с понятием свободы воли. Есть детерминированность совершения греха характером, прошлыми поступками, и только в таком контексте можно говорить о том, что каждый грех предусмотрен свыше.
    Здесь нет жестких предопределений за редкими исключениями.
    «Грех предусмотрен свыше», с учетом того, что «Все делается по воле божьей» — так сказать, это все равно что сказать, что — «Бог желает совершения греха человеком». Но Бог благ и желать этого не может.
    Поэтому лишь сам человек, детерминированный опытом предков и своим опытом ПО НЕЗНАНИЮ (которое включает в себя малодушие, слабость, глупость и многое другое) допускает этот грех.
    — Значит, даже в грехах есть какой-то смысл? – Хасидизм утверждает: очевидно, да! Во всем есть какой-то смысл и с эти утверждением глупо спорить. Но какой? Подразумевается, что любое совершение греха несет в себе возможность улучшить свою жизнь, поэтому совершение греха также несет в себе благо.
    Это правильное, но слишком общее утверждение и уже хотя-бы поэтому неверное.
    Только рассматривая жизнь конкретного человека можно сказать будет ли этот грех для него благом или соломинкой, ломающей спину. Как можно заранее, без учета специфических особенностей конкретного человека говорить о том, что грех будет благом для него? Увы, человек слаб по природе своей, он всегда выбирает краткосрочное наслаждение и «быстро урвать» и отказывается от трудного, длительного, но более верного пути. И может статься, что накопленная чаша последствий поступков, главным мотивом котороых было «краткосрочно урвать» будет переполнена .
    Иногда совершение греха является последней каплей в жизни человека, каплей в море негатива после которой он не сможет подняться и жить заново. Говорить о том, что любой грех во благо правильно, так как культивирует любовь к человеку и неправильно, так как малореалистично.
    Оглянитесь вокруг и посчитайте скольких людей грех чему-то научил, а скольких придавил, загнобил или еще больше обозлил.

    Ответить
  3. Каждый раз совершая грех человек становится перед выбором, делать или не делать, думать или не думать, чувствовать или нет. Главное его оружие при выборе — осознанность того, что он делает этот выбор, ну и наличие силы претворять в жизнь то, что он считает правильным.
    Маловероятно, что Бог предопределяет выбор человека.
    Бог знает его выбор, потому что Бог вне времени и пространства, но Не Предопределяет, иначе вся жизнь человека потеряла бы смысл, все утверждения о богоподобности человека, о его возможности творить, оказались бы пустой декларацией.
    Все божественные предопределения Человека начинаются и заканчиваются в момент его рождения, все остальные предопределения творит Человек.
    По крайней, мере, я так думаю.

    Ответить

Оставьте комментарий