Гешель: дух иудаизма.

Кем вы себя больше чувствуете – евреями или людьми Запада? Что происходит внутри вашей души? Только давайте говорить честно. Оставим на минуту исполнение заповедей. Как вы мыслите? – По-западному. По крайней мере после вечерней молитвы….

Вы когда-нибудь слышали понятия «гавра» и «хефца»? Как это говорят на иврите? Субъект и объект. Две базовые категории западного мышления – субъективный и объективный. Что значит думать по-еврейски? Есть такая вещь вообще? Или же иудаизм это только действие, галаха? Когда нам говорят «запад» или «восток» – мы интуитивно чувствуем о чем идет речь. Вам не приходилось разговаривать с кем то из Индии? Есть такая вещь – мироощущение запада и мироощущение востока. Есть ли такая вещь, как дух иудаизма? Как перспектива? Как стиль жизни? Не только, как соблюдение галахи, но как способ видения мира.

Как западный человек смотрит на природу? Западный человек пытается систематизировать, определить, владеть. Или же – если он стремится к удовольствиям – он стремится использовать, пользоваться.

Как человек востока смотрит на природу? Как орган внутри целостного организма. Западный человек стоит напротив природы, он пытается завладеть ей. Иногда он пользуется ей, иногда он говорит – надоела природа, я хочу побыть наедине с самим собой. Но всегда есть субъект и объект. Есть переживание и есть реальность. Это базовый западный тонус.

На востоке это не так. На востоке человек – это орган. Все мы – единый живой человеческий организм. Даже природа, даже коровы, даже растения.

Как еврей относится к природе? Знакомы с рав Соловейчиком, «человек Галахи»? Он рассказывает, как ребенком, увидев заход солнца в Йом Кипур, он пришел в восторг и побежал рассказать своему отцу. Что отец отвечает ему? Заход солнца – это время молиться минху – чему ты так восторгаешься?! – Это все, что мы можем сказать? Только галаха? Как еврей встречает природу, как еврей гуляет? Есть вообще такая субстанция, называемая «дух еврейства»? Есть иудаизму что сказать о социальной справедливости? Я не имею в виду привести цитаты из наших святых книг. Что означает идея равноправия человека на западе? В чем состоит источник идеи равноправия людей на западе?

[ученики: человек создан по образу Б-га]

Что означает «по образу Б-га»? Есть у человека какое-то достоинство. Его сознание, его эмоции – это все определенные смыслы «образа Б-жия». Можно объяснять это по-разному. Это то, что принято на западе называть «образом Б-жием». Когда я вижу человека, я не протыкаю его ножом – ибо я сознаю его человеческое достоинство. Верно? Это источник понятия равенства на западе. В чем источник идеи равенства на востоке? В вашей ешиве не изучают восточные религии? Не занимаются йогой после занятий мусара? Только запад? На востоке есть ощущение единого организма. Это, как понятно, обобщенно. Есть чувство, что я и ты – органы единого тела. И не только я и ты как люди, не только со стороны достоинства человека, также я и природа, и эта корова, и этот цветок – мы все – часть одного огромного тела. Одно большое единство. Это совершенно иное сознание единства. Что может иудаизм добавить к этой дискуссии? В чем источник сознания, чувства равенства? Даже среди самих евреев. Когда я встречаю еврея – почему я чувствую, что мы равны? Ты смотришь на еврея – что ты чувствуешь?

[Мы одна семья, одна душа]

Национальное, семейное чувство? Это все, что иудаизм имеет сказать по данному вопросу? Ведь родовая принадлежность есть у всех людей в мире. А что касается неевреев – нет чувства равенства по отношению к ним? Есть у иудаизма что сказать по поводу равноправия? По поводу базы социальной справедливости? Как переживание, не только как цитирование источников? Цитировать источники – не в этом суть. Запад и восток – это сознание, мироощущение. Там тоже есть свои источники. Но еще до источников есть прежде всего некое сознание, некое мироощущение, какое-то базисное чувство в человеке. В конце есть источники, тексты, философские концепты. Есть много оттенков, но прежде всего есть дух. И мы потеряли дух иудаизма! Нам говорят «иудаизм», а мы не знаем, что есть дух иудаизма! Нам проще почувствовать дух запада, чем дух иудаизма. Ибо с духовной точки зрения мы больше западные люди, чем евреи. Гешель пишет где-то, что современный еврей  — это «голос – голос Эйсава, а руки – руки Яакова»… Лейбович сказал, что так и должно быть, что вообще иудаизму нечего сказать с точки зрения духа. Мы чем-то отличаемся от него по сути?

Пережив Катастрофу, Гешель взял это как проект всей своей жизни. Найти дух еврейства, и сформулировать его таким образом, чтобы это было понятно западному человеку. Не евреям. Он не пишет философию для одних только евреев, он пишет философию для людей запада. Ибо кто сделал Шоа? Мы, люди запада. И поэтому значение Шоа, это не то, что мы, евреи, обязаны защищать себя, а что мы, люди запада, должны исправить себя. Как мы исправим себя? Найдя альтернативу западному образу мышления — ибо западное мышление потерпело крах – с помощью еврейского образа мысли.

Представьте себе – он был где-то вашего возраста. Это проект, который он взял на себя. Выразить дух иудаизма для запада, чтобы изменить запад. Не только евреев. Понять дух иудаизма и принести его западу.

[Это не слишком громко сказано: понять дух иудаизма?]

Громко сказано – это хорошо или плохо? В действительности, пост-модернистская реакция на Шоа – «оставьте меня с вашими громкими фразами». У каждого своя история. Может, есть третья возможность? Может быть, «дух», воспринимаемый как «громкая фраза» – это тоже принадлежность западного образа мысли? Может быть, возможен какой то другой дух, который не будет «громкой фразой»?

Давайте начнем читать Гешеля. Вам интересно? Наверное, в конце концов, мы дойдем до его идеи, как учить Тору. Начнем отсюда:

«Разрешите сказать мне Вам что-то личное. Что это была моя первейшая задача. Еще с тех пор, когда я начал работать над своим докторатом. Как исполнить путь еврейского мышления? И до сих пор я вижу в этом основное направление своих усилий.»

Нееврейская философия – это отлично. Но мы хотели бы, чтобы в нашем мышлении было бы что-то еврейское. Мы хотим подойти к Танаху и к Хазал, но часто они отвергают наш подход. Мы подходим к Танаху и к Хазал глазами западного человека, не глазами самого Танаха, не глазами самих Хазал. Мы открываем Танах и не понимаем, тот, кто написал это – что он вообще хочет. Что это значит – что Б-г чувствует? У Б-га вообще есть эмоции? Мы сразу переводим это на привычный нам западный язык.

Гешель утверждает, что Хазал мы тоже не понимаем, не понимаем их духа. Мы подходим к ним с западным мышлением. Упорядочиваем их по различным западным категориям, которыми мы привыкли мыслить. И тогда он решает написать докторат о пророчестве. Там, в Германии.

Он делает нечто необычное в этом своем докторате. Он собирает автобиографические переживания пророков, тексты, где Ирмиягу говорит о себе, что происходит с ним, когда он пророчествует, когда Ишаягу говорит о себе. Он собирает тексты этих переживаний пророков, и говорит: я не спрашиваю сейчас – есть Б-г или нет Б-га. Я не спрашиваю сейчас – пророчество это истина или ложь. Я хочу всего лишь описать переживание. Что они при этом чувствовали? Как они это переживали? Как они мыслили? Каково было их базовое сознание? Это называется феноменология. Подход, который был тогда принят в германских университетах. Западный путь, правильно? Гешель говорит: я использую этот подход, ибо я не пытаюсь решить за них, разрешить спор, установить истину, определить. Я только хочу дать этому произойти на моих глазах или внутри меня. Я не буду судить это…

Вы когда-нибудь смотрели хороший фильм? Может быть, какой то фильм про рава Шерло[1]? Что делает фильм хорошим? Хорошее кино – это то, которое «захватывает» тебя. Также с книгами это так, верно? Ты читаешь книгу, и вдруг – ты внутри, вдруг ты сопереживаешь герою. Вдруг ты там – в том переживании, которым он делится с тобой.

С Танахом это не происходит. Но с фильмами, книгами, романами – происходит еще как. Гешель хотел, чтобы это произошло с Танахом. Дать переживанию пророка «захватить» его. Отождествить себя на минуту с героем. И так он написал свой докторат. Гитлер пришел к власти перед тем, как он получил оценку. И когда он получал свой докторат – декан подписал его «Хайль Гитлер» – как любую официальную подпись в Германии. И эта задача, которую Гешель взял на себя – сначала в докторате. Ему было 26 лет, когда он подал докторат. Где-то в вашем возрасте он начала работать над этим.

И что же он обнаруживает, когда он анализирует сознание пророков? Новое сознание, не западное,  нечто удивительное. Что происходит, когда Б-г говорит с пророком? Что он переживает? Вы никогда не пробовали? Прочитать Танах таким образом, понять, что там происходит. Что Танах хочет нам рассказать? Только информацию? Или может быть, хочет поделиться с нами каким-то переживанием? И что же происходит, когда Б-г говорит с пророком, когда пророк пророчествует – что происходит при этом?

[Падают…]

Часто пророк падает ниц на землю, верно. Обычная религиозная концепция говорит, что Вс-вышний дает пророку некий текст, правильно? Почему пророки не хотят пророчествовать? Многие пророки говорят – оставь меня, я не хочу пророчествовать. Почему? Не только Йона. Моше рабейну тоже. Если это просто текст – почему они не хотят пророчествовать? Сегодня есть такие «мистики», которые ищут ощущений. Пророки не искали острых ощущений. Они не искали духовных переживаний, и они тоже не были такими «талмудистами», чтобы искать одни тексты. Происходит там что-то между Б-гом и пророком. Переживание, не такое уже легкое.

Афтара нашей недельной главы. Вы когда-нибудь готовились читать афтару, или только главу? Дважды текст и один раз перевод – вы читаете только главу или мафтир тоже? Книга Гошеа гл. 2. Знакомы? Да, второе место по странности после жертвоприношения Ицхака. Б-г приказывает Гошеа жениться на проститутке. В афтаре нам оставили только сравнение. Но если прочитать главу перед и главу после – это все очень странно. Что это значит, что Вс-вышний говорит Гошеа жениться на проститутке? Это только притча? Есть современные комментаторы, которые так объясняют. Бубер, например. Но есть Гемара и классические комментарии, которые говорят, что это произошло в действительности. Что Б-г хочет от Гошеа? Ладно, связать собственного сына и принести в жертву – я еще могу понять. Но взять в жены распутницу? Я извиняюсь за использование танахического диалекта в доме учения, привычному к диалекту Хазал. Что это означает?

Гешель говорит, что пророчество – это состояние, когда Б-г хочет, чтобы пророк почувствовал, что Б-г чувствует сам. Он не дает ему текст. Он дает ему очень странное переживание, как Б-г видит мир. Вдруг он смотрит на мир с иной точки зрения.

Я когда-то работал помощником раввина в ешиве Мекор Хаим. Кто-то из вас учился там? В первый год, когда я работал там, на родительское собрание там приходят родители вместе с учеником, чтобы встретиться с его раввином. Рав, который наставлял меня – я был его «глазами» – сказал мне: смотри, какая прелесть. В течение всего года наша задача – встретить ученика в качестве индивидуальности – в классе. Видеть каждого как он есть. Встретить его. И друг, на родительском собрании, мы видим каждого из них глазами его матери. Как его мама думает, что ее сын – самый особенный в мире. Приобретают новый взгляд на ребенка – глазами его отца. Что его отец ожидает от своего сына – мы бы даже не подумали никогда, что можно от  него ждать этого.

У пророка это происходит с Б-гом. Он вдруг видит мир глазами Б-га. Как Б-г любит этот мир. Что Б-г ждет от этого мира.

Вы помните историю пророка Амоса, когда он приходит в Шомрон, чтобы возвестить пророчество о притеснении царем бедняков? Выходит ему навстречу местный пророк: «что ты здесь делаешь»? Отвечает ему: «Вс-вышний послал меня сюда». – Вс-вышний послал тебя? Кому ты дуришь голову! Я здесь – местный пророк, я здесь пророчествую царю. Я пророк Шомрона. Ты – иди себе в Ткоа. Ищи там своих друзей! (вольный перевод…) И тогда между ними происходит такой странный разговор, что такое пророчество. Местный пророк говорит Амосу: я знаю, что значит пророчество. Вводят себя в транс, выпивают что-то, и говорят царю то, что он хочет. Ты – делай это в Текоа. Амос отвечает ему: нет! Я всего лишь… трудился на поле, и Вс-вышний «упал» на меня с Неба, и послал меня сюда. Это не я. Это не мое личное переживание. Это не «транс». У Б-га есть что сказать вам о сиротах и вдовах, которых вы притесняете. У Б-га есть свой путь как смотреть на сирот и вдов. Они – его дети, они не рабы царя.

Что значит «дети Б-га»? Переживание Б-га. Что он чувствует о нас? Весь Танах – это книга, которая описывает чувства Вс-вышнего, верно? Вы никогда не пробовали читать Танах, как он написан? Чисто, без «фильтров» Рамбама. Как он написан? Интересно? – Это был докторат Гешеля – попытаться прочитать Танах таким образом, чтобы предложить иную моральную категорию, иное моральное  сознание, которое смогло бы остановить Катастрофу. Ибо западное сознание не способно остановить Шоа.

(продолжение следует)


[1] Директор ешивы в Петах Тикве, где происходил данный урок

Series Navigation<< Вы знакомы с Гешелем?

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Запись опубликована в рубрике Философия с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>