27 октября 2021 Гешель. Бог ищет человека. Философия иудаизма

РИ Давно мы не читали эту книгу «Б-г ищет человека». Здесь мы остановились. Я уже честно не помню о чём шла речь. Последняя фраза здесь: «Отталкивать разум – это только страх, указывающий на отсутствие веры». Ну вот, прекрасно пересекается с тем, о чём мы только что говорили.

Гешель Философия иудаизма занимается иудаизмом. Но что такое иудаизм? Или это система идей и основ веры

РИ Т.е. какая-то идеология.

Гешель Или упорядоченная какая-то система. Попытка взять и вывести из Танаха, полного жизни, полного драмы, полного напряжения, вывести из него систему принципов веры – это всё равно, что попытка описать живого человека с помощью схемы.

РИ Т.е. Танах полон жизни. Свести его к каким-то принципам – это всё равно, что засушить бабочку между страниц книги, как говорилось в другом месте.

Гешель Выход из Египта, Дарование Торы на горе Синай, Мирьям, которая спорит с Моше – это события, а не идеи, происшествия, а не основы веры. С другой стороны, если кто-то хочет свести Танах к списку событий, к священной истории – он тоже потерпит поражение. «Б-г один» или «справедливости, справедливости ищи»

РИ Любимая фраза Бори Эльбаума. Уже несколько уроков только об этом говорит: справедливости, справедливости ищи.

Гешель Это идеи. Можно сказать, что это нормы, но не события. Поэтому на вопрос, что такое Танах: идеи или события – не то, не то, и и то, и то. Таким образом философия иудаизма должна быть философией идей и событий одновременно.

РИ Т.е. события не сводимы к идеям. Сказать: идея Авраама была справедливость – нет. Авраам — это история, не только идея.

Гешель Рамбам сводит сущность иудаизма к 13 основам веры. Вот они: Б-г существует, Б-г один, Б-г не материален, Б-г вечен, следует служить Б-гу и только Б-гу, Б-г открывается через пророков, Моше первый и главный из пророков, Б-г дал всю Тору непосредственно Моисею, законы Торы никогда не изменяются, Б-г знает действие людей и их мысли, есть награда и наказание, Машиах должен прийти, а мёртвые должны подняться. Это 13 принципов Рамбама и если убрать 6, 8, 12, 13, то в основном это идеи, не события. 6-ое – Б-г открывается через пророков, 8-ое – Б-г дал Тору посредством Моше…

РИ Т.е это уже какие-то события.

Гешель Нужно также отметить, что эти 13 принципов получили широкое распространение, и также во многих молитвенниках они включаются. Основы религии Рамбама основаны на предположении, что реальность выражается в идеях.

РИ Т.е. Рамбам – это философ. У Рамбама основное – это идеи, поэтому большая часть его принципов – это идеология.

Гешель Но человек танахический, для него реальность – это не идеи, а события. Основы иудаизма – это также история, и также философия. Мы принимаем на себя какие-то идеи, вспоминаем какие-то события. Еврей говорит: «Я верю», и приказывает: «Помни». Основы веры включают также основные идеи и также основные события. С точки зрения еврейской философии, невозможно постичь Б-га посредством отношения, подобного греческому – к вечным характеристикам высшей сущности, или к понятиям блага или цельности.

РИ Т.е. греческое определение высшей сущности – это благо, цельность.

Гешель Еврейская мысль познаёт Б-га с помощью ощущения действий освящения жизни, которая растёт из того, что Он полон глубокой заботы к человеку, и динамического слушания Его к человеку.

РИ Т.е. у греков Б-г – это идея, у евреев – это Б-г истории, как известное выражение. Т.е. Б-г постоянно завязан на какие-то действия, и Он постоянно слушает человека и заботится о человеке.

Гешель Мы не говорим о Его благости в общем, но мы говорим о Его милости к конкретному человеку в конкретной ситуации.

РИ Т.е. у греков – чем это более вечный Б-г, тем Он лучше. У евреев – чем Он более частный и конкретный, тем Он лучше. Частный момент проявления милости к конкретному человеку в конкретной ситуации – вот Б-г. Точка.

Гешель Благость Б-га – это не космическая сила, но конкретное действие милосердия.

РИ Пять шекелей, которые я отдал бомжу на улице – это действие Б-га. Возможно, что поэтому я связываюсь с Б-гом, когда я это делаю. Потому что Б-г – Он в конкретных действиях, как говорит Гешель.

Гешель Мы не знаем, не постигаем Его благость как она сама по себе, но только как она происходит. Например, сказал рабби Меир: «Когда человек находится в горе, что говорит Шхина?»…

РИ Я не очень понимаю это выражение, но смысл, что когда человек огорчается, то Шхина, Б-г огорчается вместе с ним.

Гешель И если так огорчается Всевышний за кровь грешника, которая пролита, и тем более, тем более о праведниках.

РИ Надо смотреть, что он имеет ввиду. Простой пример, который всем известен, что когда евреи переходили через море, и ангелы решили запеть песню, то Всевышний им сказал: «Дела моих рук тонут в море, а вы будете петь песню?» Хотя они были грешники, но Всевышний сказал: «Я не готов сейчас слушать вашу музыку, потому что Я огорчён смертью грешников». И если так про грешников, то тем более про праведников.

Гешель И это говорится в Мишне сразу после того, как описывается четыре смерти по суду. И это означает, насколько больно Всевышнему, когда Его дети страдают, даже если речь идёт о грешнике, который наказан за свои грехи. Если мы принимаем этот подход, то перед нами будут стоять совсем другие проблемы. Вопрос уже — не как можно согласовать Танах с аристотелевским взглядом на Вселенную, но каким образом Танах видит место человека в мире, как нам следует понимать самих себя с точки зрения философии Танаха. Вопрос: каковы глубокие вопросы, экзистенциальные вопросы, на которые религия пытается ответить, каковы идеи, которые представляет религиозный человек.

РИ Ну, я думаю здесь можно остановиться. Очень интересно. Есть Б-г идей, а есть Б-г событий. Событие означает каждое конкретное событие с каждым конкретным человеком. И даже грешники, которые страдают – Всевышний страдает вместе с ними. Вот такая у нас религия.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий