28 октября 2021 Гешель. Межерич и Коцк.

РИ Мы начинали читать эту книгу. Это последняя книга Гешеля. Он начал писать её в конце жизни. Не знаю, он успел её завершить или нет. По-моему, да,он завершил её и умер буквально через несколько месяцев. Почему Коцк? Потому что он говорит, что его детство было связано с двумя еврейскими центрами: Межерич и Коцк. Межерич учит любви, а в Коцке учат истине. И в конце своей жизни он написал книгу про Коцк. Написал он её на идиш. Дрор Бонди перевёл её на иврит, и это то, что мы с вами сейчас читаем. В своё время мы с ним списались, и он прислал мне несколько своих книг. Интересно, кстати, я тогда записался к нему на лекции по Гешелю. И лекции мне совершенно не понравились, а книги у него замечательные. Так бывает. Он пишет лучше, чем говорит. А может зависит от публики, которая туда пришла. Так или иначе.

Гешель Отношение к миру. Великая основа учения Бааль Шем-Това, что следует очень дорожить и очень уважать то, что Всевышний сотворил. Весь этот мир, мир и всё что в нём – это творение Всевышнего. И человек должен относиться к миру с трепетом. Он не должен пренебрегать ценностью мира, он не должен относиться к нему с презрением. Всё творение, всё, что создал Всевышний имеет смысл и цель. Если кто-то пренебрежительно относится к миру и говорит «всё суета», если он называет этот мир «суета сует», тогда всё суета. Тогда также его Тора и его добрые дела этого человека – это тоже суета.

РИ Так говорит Бааль Шем-Тов: если ты говоришь, что этот мир суета сует, тогда твоя Тора и твои добрые дела – всё суета. Жёстче не скажешь.

Гешель Бааль Шем-Тов и его ученики раскрывают Б-жественность, которая живёт в каждой вещи.

РИ Кукианский совершенно подход. Видеть Б-жественность в мире.

Гешель Благодаря существованию Б-жественности в каждом мире, можно легко почувствовать свет святости на каждом шагу.

РИ Сегодня утром говорили о том, что наслаждение Всевышнего разлито по всему миру, как ребёнок, на лице которого отражается удовольствие, с которым делали его родители. А сейчас он говорит, что святость – она на каждом шагу.

Гешель Нет ничего в мире, где не было бы искры святости, поскольку без искры святости ничего не может существовать. И тем не менее, это очень далеко от пантеизма.

РИ Т.е. Б-г есть везде, но это не пантеизм.

Гешель По Бааль Шем-Тову мир и Б-г, материальность и Б-жественность – каждый из них отдельно. Нет между ними идентичности, нет между ними единства или подобия, как считают пантеисты.

РИ Т.е. Б-г везде не означает, что Б-г и мир – это одно и тоже. Достаточно тонкая грань. По-моему, это называется панентеизм, но возможно здесь говорится что-то ещё.

Гешель Хотя энергия, которая поддерживает существование мира – это Б-жественность, но мир остаётся чем-то совершенно отдельным от Б-га.

РИ Т.е. Б-г присутствует в каждой точке этого мира, но это не уничтожает самостоятельного существования мира.

Гешель Чем отличается праведник от грешника? Грешник видит материальность и от неё он получает удовольствие. Праведник соединяет себя с духовностью, с духовностью вещей, с Б-жественной тайной, которая в них, поскольку эта Б-жественная тайна – это то, что поддерживает их в жизни.

РИ Т.е. тут достаточная тонкость. Он говорит: Б-г и мир отдельны. То, что Б-жественность находится в каждой вещи этого мира, не уничтожает эту вещь. Различие между цадик (праведником) и раша (грешником)…, наверное, это чуть-чуть похоже на первое учение Бааль Шем-Това, что нужно видеть разум каждой вещи, что задача как бы видеть в каждой вещи этого мира её Б-жественную искру, а не только саму эту вещь. Это немножко не понятно, потому что: а в чём тогда ценность этого мира? Или мы говорим, что ценность мира только в том, что у него есть Б-жественная искра – это не означает, что мы ценим этот мир. Чем это отличается от идеи, что мы ценим материальность — это просто оболочка, клипа, а ценность – это то, что там внутри. Это как-то не совсем понятно, на самом деле.

Гешель Раша видит материальность, от неё он получает наслаждение. Праведник соединяет себя с духовностью вещей.

РИ Ещё раз говорю, здесь такая тонкая разница, что трудно понять, в чём отличие. Если кто-то понимает, пусть скажет.

Гешель Перед Бааль Шем-Товом думали, что для того, чтобы быть близко к Б-гу, надо истязать тело, поститься, отвергать материальные удовольствия, и надо чувствовать отвращение ко всем материальным вещам. Бааль Шем-Тов и его ученики думают, что все удовольствия – их источник из Ган Эден. Материальная страсть – это путь, через который можно достичь любви ко Всевышнему.

РИ С помощью материальной страсти можно достичь любви к Б-гу. Очень интересно. Не могу сказать, что я понимаю, как, но будем читать дальше.

Гешель Человек должен поднять свою страсть, своё дурное начало, но не искоренять его. Подобный подход был совершенно чужд Коцкому Ребе.

РИ Т.е. это система Бааль Шем-Това. А Коцкий Ребе считал совершенно по-другому.

Гешель Он ощущал тьму, в которой находится мир, он ощущал ложь, которая есть в мире, искажённую, искривлённую физиономию этого мира. Коцкер сказал, что поскольку сказано: «суета сует, всё суета» — хасид это тот, кто отбрасывает мир. Отношение Ребе Мендела к миру – это не поэтическое, мистическое, но критическое и трезвое. Хотя он соглашается с Бааль Шем-Товом, что не следует увлекаться постами и истязаниями плоти, но он никогда не сказал ни одного доброго слова про этот мир. Наоборот, его манера была показать человеку, как презренны его страсти. Не поднимать дурное начало, как Бааль Шем-Тов хотел, но искоренять его с корнем.

РИ Почему это тогда называется хасидизм, тоже непонятно.

Гешель Бааль Шем-Тову была чужда старая идея, что тело и душа ведут между собой войну. Бааль Шем-Тов был не согласен.

РИ Интересно. Алтер Ребе начинает с этого Танию. А Бааль Шем-Тов был не согласен.

Гешель Тело должно соучаствовать с душой, делать вместе с душой служение Всевышнему. И поэтому нужно удовлетворять естественные потребности тела. «От плоти своей не устраняйся», — написал Бааль Шем-Тов своему ученику. Когда он говорит «как осёл под поклажу»

РИ Это посук.

Гешель Он объясняет, что с помощью тела можно умудриться… есть награда за материальность. Но Реб Мендел видел в теле самого большого врага. Несмотря на то, что он не считал, что истязания помогают победить тело, он был уверен, что уступки телу разрушают душу.

РИ Здесь стоит остановиться и может быть чуть-чуть обсудить. А где мы во всей этой системе? Получается, что Коцкер – это шаг назад, это уже два или три поколения после Бааль Шем-Това. Получается, что это шаг назад. Давайте почитаем ещё немножко, потом прокомментируем.

Гешель Бааль Шем-Тов был добр для всех, у него было доброе сердце. Он улыбался всем

РИ Т.е. это только ставит вопрос: а что Гешель нашёл в Коцке? Такой злой и отрицающий мир, отрицающий тело. Что Гешель, такой просвещённый еврей, нашёл в Коцке? Вот, что я тогда не понимаю.

Гешель Бааль Шем-Тов был добр для всех, у него было доброе сердце, он улыбался всем. Он искал евреев, ходил из города в город, из деревни в деревню для того, чтобы приблизить самых простых евреев. Он разрешал даже женщинам заходить к себе, чтобы получить благословение и совет. Ребе из Коцка выгонял людей, которые к нему приходили, женщинам не давалось никакого разрешения войти. Бааль Шем-Тов начал с одиночества, а закончил раскрытием.

РИ Сначала первые годы о нём никто не знал, а потом он раскрылся.

Гешель Ребе из Коцка начал с раскрытия, а потом закончил уединением.

РИ Т.е. сначала он был открытым Ребе, а последние 20 лет он почти не выходил из своей комнаты, как известно.

Гешель Почти 20 лет он был заперт в своей комнате и не хотел никому разрешить прийти к нему. В своём письме Бааль Шем-Тов рассказывает, что, когда у него был подъём души, он спросил у Машиаха, когда тот придёт. И Машиах сказал: «Когда распространится твоё учение, и раскроется в мире, и распространятся твои источники наружу». Бааль Шем-Тов хотел распространить свою систему среди как можно больше евреев, чтоб также простые люди смогли узнать, что Б-г – это корень всех вещей. Реб Мендел в противоположность вообще не хотел заниматься толпою. Он искал отдельных, особо одарённых людей. В 18 веке «упрекатели» ходили из города в город и рассказывали евреям, как велики их греки. Морализаторские книги того времени рассказывают, как черти, или какие-то злые творения, находятся всюду и подстерегают каждого. И они пугали своих слушателей жуткими наказаниями за каждый грех, самый маленький. Одна из книг рассказывает во всех деталях, что происходит в аду. Пришёл Бааль Шем-Тов и рассказал, насколько важен каждый человек. И объяснил, что даже сам Всевышний, Шхина находится в каждом месте. Эти увещеватели, они буквально сдирали кожу с людей, а Бааль Шем-Тов пытался поднять дух каждого человека. Милосердное сердце Бааль Шем-Това, его чувствительность к почёту каждого человека, его внимание к простым потребностям простых людей, как будто каждый из них был равен ему – всё это совершенно отсутствовало в Ребе из Коцка по отношению к людям.

РИ Что он нашёл в Коцке, тогда я не понимаю. Т.е. Бааль Шем-Тов был юзерфрендли, а Коцкер совсем наоборот.

Гешель И пришёл к нему простой еврей, он не был учёным. И сказал ему Реб Мендел: «Такой еврей, как ты, не должен ко мне приходить. Ты должен сидеть за печкой и говорить Теилим».

РИ Так он разговаривал с людьми.

Гешель Бааль Шем-Тов не только поднимал тяжёлые проблемы в жизни человека. Он также показывал богатство возможностей и природные сокровища, которые есть в каждом человеке: радость, любовь, нигун. Он оживлял источники, которые были сокрыты в течении многих поколений. Многие просторы еврейской жизни, которые были сухими, высохшими, как пустыня, преобразились и стали садами, полными пьянящих запахов. Бааль Шем-Тов считал, что нужно любить еврейство, наслаждаться им. А в Пшисха считали, что сердце без мозгов не стоит ни копейки. Реб Мендел считал, что одним только чувством, одним только сердцем человек мало чего может достичь. Меджибож говорили, что Б-г просит сердца. Коцк говорил: «Сердце – это хаос. Как можно услышать «Да будет свет» внутри хаоса сердца?» Меджибожи вели себя по правилам, что нужно служить Всевышнему с удовольствием, с наслаждением. Коцк говорил наоборот, что человек должен делать: «делаю, потому что не хочу», разозлить самого себя, делать не потому, что ты хочешь, а потому, что ты не хочешь.

РИ Я только никак не могу понять: а что такого хорошего в этой системе, что он пишет целую систему об этом. Может дальше мы поймём.

Гешель Хуким, такие законы, смысл которых неизвестен, находятся на более высокой ступени, чем мишпатим, чем те законы, смысл которых нам известен. Например, Всевышний приказал Моше посчитать дочерей Мидьяна.

РИ После войны с Мидьяном.

Гешель И как можно себе представить, что Моше Рабейну может считать тех женщин. Но если приказано, то мы делаем, полностью отдаёмся этому совершенно. Ещё когда Ребе из Коцка был молодой человек и пришёл в Люблин, сказал ему провидец из Люблина: «Твой путь мне не нравится, он приведёт тебя к меланхолии». И так он предвидел, что путь Коцкого будет противоречить пути Бааль Шем-Това.

РИ Т.е. пока мы только всякие гадости слышим про Коцкого, он был религиозный фанатик в самом худшем смысле этого слова. Почему же тогда о нём все говорят? Я пока не понял. Если кто-то понял, пусть скажет.

Гешель Богочеловек. Мир полон чертей, «мазиким»

РИ Тоже такие, так сказать, злые создания.

Гешель Духов – так написано в морализаторской литературе. Мир полон света, мир полон Б-жественности – говорит Бааль Шем-Тов. Между Б-гом и между человеком стоит железная стена – говорит Гемара. Но никакая стена не может разделить между Б-гом и человеком, когда он учится или молится – говорит Бааль Шем-Тов. И даже дурные мысли, даже наслаждение от греха — Всевышний находится там сокрытым образом. Кто прав? Любое огорчение, которое есть у человека — это огорчение Шхины.

РИ Мы говорили обо этом.

Гешель Это идея, которая выражается у танаим, авторами Мишны. Когда человек огорчён, то Шхина говорит о том, что ей горько. Это стало силой, придающей новый взгляд на всё, что происходит. Моё огорчение – это огорчение Всевышнего. Если говорится, что общественное горе – это половина утешения, то сказать, что вместе со мной горюет Шхина – это больше, чем утешение. Меджибожи говорили о том, что есть изгнание Шхины, огорчение Шхины и боль Шхины. И это было в центре всех мыслей, но в Коцке этого нет. Бааль Шем-Тов говорит, что Б-г находится всюду, даже когда делают грех, только тогда он сокрыт. И само слово «хед», грех, в нём находится алеф, который указывает на Б-га, но эта буква — она не произносится.

РИ Кто знает иврит, понимает о чём это.

Гешель Бааль Шем-Тов учил, что Б-г находится всюду. Реб Мендел говорил: «Б-г находится там, где дают ему войти». Бааль Шем-Тов постоянно напоминал, насколько Б-г близок к человеку и ко всему. Реб Мендел говорил о том, насколько человек далёк от истины и от Б-га. Так объясняли в Меджибожи эти слова: «Знай, что выше тебя»

РИ Б-га

Гешель «То, что над тобой – познай из самого себя» — у человека есть душа и она часть Б-га свыше. И из этой искры Б-жественности, которая внутри, человек может постичь большого Б-га.

РИ Из маленького Б-га внутри себя он может постичь большого Б-га.

Гешель Коцк считает: «Я» -это ужасно. Ты смотришь на Б-га внутри себя – ты видишь только тьму. Человеческая сущность, полная лжи, никогда не может служить базой, основанием, для того, чтобы подняться до постижения Б-га. Единственный способ подняться – это унизить себя, убежать от своего «я». Меджибожи учили оправдывать каждого еврея. И даже самый простой еврей – в нём есть святость. И Гемара говорит, что даже грешники Израиля полны заповедей, как гранат. В Коцке говорили с точностью наоборот. Они говорили, что можно быть полным заповедей, как гранат, и при этом быть грешником Израиля.

РИ Остановимся здесь? Я так понимаю, здесь ещё много на эту тему. Это всё, конечно, совершенно не объясняет, что он хочет сказать. Потому что, явно, не ради этого он пишет эту книгу. Но пока давайте попробуем обдумать. Что здесь происходит? Бааль Шем-Тов – это всё понятно: любовь к ближнему, такой современный подход к миру, такой постмодернистский иудаизм. А Коцк какой-то средневековый фанатик, нет? Почему Гешель пишет о нём, что он там нашёл? Ваши предложения.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

Оставьте комментарий