(Из последнего — гл. Бемидбар 5771 — номера Кфар Хабада)
Рав Шломо Хаим Кесельман слышал от Ребе Рашаба, что хешбон нефеш должен состоять из трех частей: как должно быть, как может быть, и как есть на самом деле.
И Ребе Рашаб продолжил: как должно быть – должно быть так-то и так-то. Ну, ведь я же не могу быть таким, как должно быть, и поэтому опускаемся на ступень ниже, и делаем второй хешбон нефеш – как может быть. И после этого приходит третий хешбон: как есть на самом деле: не только не так, как должно быть, но даже не так, как могло бы быть.
И рав Шломо Хаим объяснял: первая ступень самоотчета – кем еврей должен быть по своей сути – быть совершенным праведником, учить Тору весь день, и быть погруженным целый день только в любовь к Вс-вышнему и страх перед Ним. Реально это не так – из-за разного рода личных препятствий, и поэтому приходит вторая ступень, более низкая – по крайней мере я могу быть на ступени «бейнони» в Тании, чтобы у меня были любовь и страх к Вс-вышнему по крайней мере во время молитвы. Но когда после этого переходят на третью ступень – тогда получается настоящий хешбон нефеш.
И хотя первая ступень – как должно быть – очень высока – и так или иначе, опускаются после этого на вторую ступень, как может быть – но таким образом человек способен потребовать от себя гораздо большего. Ибо сама мысль о том, как он далек от того, кем он должен был бы быть (цадик) через то, чем он мог бы стать (бейнони), и до того, кто он есть на самом деле – приводит к глубокому душевному потрясению.